«Историческое
значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство – силою его
патриотизма».
Н.Г.
Чернышевский
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Цели программы достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.
В целях реализации поставленных задач предложены следующие направления:
1)
духовно-нравственное направление (1-4классы);
2)
поисково-краеведческое направление «Моя малая родина» (5-7 классы);
3)
военно-историческая подготовка (8 -11классы).
Стержневая деятельность коллектива, ведущего работу по реализации данной
программы, является формирование у детей и подростков социально–психологических
качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием
«патриот».
Патриот – это человек, который горячо
любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая
её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту.
В соответствии с многообразием
поставленных задач, которые решает система патриотического воспитания детей и
подростков, она включает в себя следующие разделы, для удобства проведения
комплексной работы в единстве её всех составных частей и учётом возрастных
особенностей школьников:
1
класс - «Мой дом».
2
класс – «Народный фольклор».
3
класс – «Обряды и обычаи».
4
класс – «Выдающиеся люди г.Прохладного и республики Кабардино - Балкарии».
5
класс – «Родная школа».
6
класс – «Мой город».
7класс – «Мой край – Кабардино - Балкария».
8
класс – «Моя Родина - Россия».
9
класс – «Воинская доблесть».
10
класс – «Памятники истории и культуры».
11
класс – «Я – гражданин».
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением
окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда,
когда сам уважаешь себя и соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в
мире природы и в мире людей.
Детям так же, как и взрослым, приятно
жить в чистом доме, гулять по красивым улицам города, любоваться произведениями
искусства. Мусор, грязь, неопрятность, в чём бы они не выражались, вызывают
удивление, брезгливость, огорчение.
Чтобы приобщить детей к углубленному
традиционному наследию, воспитать неравнодушного гражданина своей страны
разработана данная программа по формированию гражданственности.
Кроме
познавательного, она имеет важное воспитательное значение, так как
показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры,
способствует формированию осознанного чувства, основанного на понимании духовных
ценностей, рождённых веками исторического пути любого народа.
Программа
“Стань гражданином” разработана в соответствии с:
·
Государственной
программой
"Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы»,
·
Конституцией РФ,
·
Конвенцией ООН о
правах ребёнка,
·
Уставом школы.
Сроки реализации программы:
Программа определяет основные
направления патриотического воспитания обучающихся МОУ
“СОШ №
Сроки и этапы
реализации Программы |
Реализация Программы осуществляется в течение 2009-2012
годов в три этапа:
·
2009 год - реализация первоочередных мер по выполнению приоритетных
задач и мероприятий программы;
·
2010-2011 годы - формирование основных элементов системы
патриотического воспитания граждан в городе Прохладном;
·
2012 год - обобщение результатов практической реализации Программы и
определение приоритетов на перспективу. |
Цель
работы по патриотическому воспитанию:
Для достижения цели должны
решаться следующие задачи:
Задачи
работы по патриотическому воспитанию:
Содержание
деятельности:
При
организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся
руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
Реализуем следующую эффективную
воспитательную цепочку:
|
Основные
направления деятельности:
Заповеди, на основе которых
строится работа по патриотическому
воспитанию обучающихся:
· ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
· ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
· ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
· СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
· БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Содержание программы.
Направления |
Разделы
программы |
Классы |
Духовно – нравственное |
«Мой дом» |
1класс |
«Народный фольклор» |
2класс |
|
«Обряды и обычаи» |
3класс |
|
«Выдающиеся люди г.Прохладного
и республики Кабардино - Балкарии» |
4класс |
|
Поисково
– краеведческое |
«Родная школа» |
5класс |
«Мой город» |
6класс |
|
«Мой край – Кабардино - Балкария» |
7класс |
|
««Моя Родина - Россия». |
8класс |
|
Военно
– историческое |
«Воинская доблесть» |
9класс |
«Памятники истории и культуры» |
10класс |
|
«Я – гражданин» |
11класс |
Механизм
реализации Программы “Стань гражданином”.
Координацию деятельности по реализации
Программы осуществляет Совет по реализации Программы (далее именуемый Совет).
Порядок выбора данного Совета определяется Уставом образовательного учреждения.
В его состав могут входить участники образовательного процесса и иные лица,
заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по
патриотическому воспитанию.
Совет определяет содержание конкретных
мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает
предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий
Программы являются педагоги, обучающиеся и их родители.
Мероприятия по реализации Программы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Проведение совместных
заседаний Совета школы, педагогического совета и Совета по реализации Программы. |
сентябрь |
Директор школы |
2. |
Праздник “Здравствуй,
школа!” |
сентябрь |
Зам. директора по ВР,
вожатые |
3. |
Организация работы Совета
музея |
сентябрь |
Руководитель музея |
4. |
Работа школьного
пресс-центра. |
сентябрь |
Руководитель центра |
5. |
Внутришкольная акция “Забота” |
сентябрь |
Вожатые, классные
руководители |
6. |
Тематические классные часы
“Кто я? Какой я?” “Я среди людей, люди
вокруг меня”. |
сентябрь |
Классные руководители |
7. |
Заседание Совета по
реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных
мероприятий. |
октябрь |
Председатель Совета, зам.
директора по ВР |
8. |
Привлечение родителей
обучающихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма
и гражданственностиности. |
ежегодно |
зам. директора по ВР,
классные руководители |
9. |
Праздничная программа к Дню Учителя, для ветеранов педагогического труда. |
октябрь |
Вожатые, классные
руководители |
10. |
«Посвящение в
пятиклассники» |
октябрь |
Вожатые, классные
руководители |
11. |
Тематические классные часы
“Азбука нравственности”, “Кем быть и каким быть? |
октябрь |
Классные руководители
|
12. |
Праздничная программа ко
Дню Матери. |
Ноябрь
ежегодно |
Классные руководители,
вожатые |
13. |
Правовой БУМ:
|
ноябрь |
Учителя истории, ИЗО, классные руководители |
14. |
Тематический классный час “Я-дома, я-в
школе, я-среди друзей” |
ноябрь |
Классные руководители |
15. |
Работа клуба “ДЮП”, кружка
«Меткий стрелок» |
ежегодно |
Руководители кружков, клуба |
16. |
Встреча с ветеранами ВОв, афганских и чеченских войн |
декабрь |
Руководитель музея, вожатые |
17. |
Работа экскурсионной группы
Музея А.Г.Головко |
декабрь |
Руководитель музея,
классные руководители |
18. |
Акция “Доброе сердце
растопит снег”. |
декабрь |
Вожатые
|
19. |
Тематические классные часы
“Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”. |
декабрь |
Классные руководители |
20. |
Проведение конкурса
рисунков на тему “Сердцу милая Родина”. |
ежегодно |
Учитель ИЗО |
21. |
Пополнение экспозиций музея
А.Г.Головко |
ежегодно |
Руководитель музея |
22. |
День открытых дверей для
выпускников школы. |
Ежегодно
февраль |
Зам. по ВР, классные
руководители |
23. |
Акция “Посылка солдату” |
февраль |
Вожатые |
24. |
Спартакиада допризывной
молодёжи |
Ежегодно октябрь, февраль |
Учителя физической
культуры, ОБЖ |
25. |
Конкурсная программа для
подростков и старшеклассников “А
ну-ка, парни!”,
для 1-4 классов «Морской бой» |
февраль |
Учитель ОБЖ, вожатые |
26. |
Тематический классный час
“Люди, достойные подражания”. |
февраль |
Классные руководители |
27. |
Книга рекордов допризывной
молодёжи |
февраль |
Учителя физической
культуры, ОБЖ |
28. |
Тематический классный час
“Слава тебе, победитель солдат!”, “Есть такая профессия – Родину защищать” |
февраль |
Классные руководители |
29. |
Выставка рисунков “России
верные сыны” |
февраль |
Учитель ИЗО |
30. |
Конкурс патриотической и
солдатской песни “Споёмте, друзья!” |
февраль |
Учитель музыки |
31. |
Тематический классный час
“Урок мира” |
март |
Классные руководители |
32. |
Городской финал военно-спортивной игра “Победа”, “ |
май |
Зам. директора по ВР,
вожатые, учителя физической культуры, ОБЖ. |
33. |
Организация и проведение
мероприятий, посвящённых победе в ВОВ и локальным войнам. |
Апрель, май |
Зам. Директора по ВР,
Руководитель музея, вожатые |
34. |
Вахта Памяти |
май |
Учитель ОБЖ |
35. |
Экскурсии в музее
А.Г.Головко |
В теч.
года |
Руководитель музея |
36. |
Акция «Ветеран живёт рядом»
(Поздравление ветеранов ВОв), выставка рисунков
“Салют, Победа!” |
май |
Вожатые, учителя ИЗО |
37. |
Экскурсия в воинскую часть |
Февраль, май |
Зам. директора по ВР,
педагог - организатор |
38. |
Тематический классный час
“Этих дней не смолкнет слава” |
май |
Классные руководители |
39. |
Торжественная линейка
“Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…” |
май |
Зам. директора по ВР,
вожатые |
Ожидаемые
результаты.
В процессе реализации
школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся “Стань
гражданином” у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы
следующие качества личности:
Модель
“Гражданина - патриота России”.
Приложение к
программе
по патриотическому воспитанию «Стань
гражданином»
«Мой город».
Пояснительная
записка.
МОУ
«СОШ №4» расположена в микрорайоне Дружба. Это часть города Прохладного. Одной
из задач нашей школы является воспитание прохладянина,
патриота своего города. Поэтому работе по краеведению уделяется внимание не
только на уроках, но и во внеурочной деятельности в процессе внеклассной
работы. Краеведческое содержание постепенно становится одним из стержней
внеклассной работы в школе: это экскурсии и посещение краеведческого музея, а
так же, как правило, весной и в начале учебного года в городской парк, в
воинскую часть, на предприятия города Прохладного.
Содержание и
задачи программы.
Целью
программы «Мой город», по которой проводится работа по патриотическому
воспитанию обучающихся, является проведение не только пространственной, но и
временной связи:
далёкое прошлое
человечества – длинная череда эпох и постепенное накопление наследия этих эпох
– появление города Прохладного – становление и развитие города в прошлом и
настоящем – формирование гражданина-патриота своего города.
Находясь в конце этой временной
цепочки, каждый ученик способен почувствовать себя преемником культурного
наследия. Его хранителем и участником дальнейшего развития.
Задачами программы являются:
·
воспитать любовь
к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;
·
привить культуру
отношений, навыков общественной жизни;
·
способствовать
изучению истории своей семьи, школы, района, города.
Работа по программе проводится в несколько этапов,
последовательно, переходя с одной ступени на другую. Мероприятия,
предусмотренные на этих этапах, повторяются полностью или частично на
протяжении нескольких лет школьной жизни от начального
до старшего звена.
Мероприятия, проводимые в рамках
программы «Мой город».
Наименование, описание и
задачи этапа |
Мероприятия |
|
начальная школа |
средняя и старшая школа |
|
I этап (сентябрь-октябрь). «Мой дом, моя семья». |
||
Первая
и самая основная для любого человека ячейка общества.
Именно
с неё начинается формирование понятий «Родина», «малая родина».
Воспитание
уважения к своей семье,
гордости
за свою семью, возрождение во многом утраченных в
наши дни понятий семейной истории, семейной реликвии, семейной традиции. |
Своеобразная
визитная карточка этой работы-выступление
с рассказом «Моя семья». Тема рассказа выбирается самостоятельно: традиции
семьи, семейные праздники или семейная история. Конкурсы
рисунков «Мой дом», «Мой воскресный
день». Рассказ
о члене своей семьи через семейную фотографию или какую-нибудь старинную вещь
(чаще всего это рассказ о дедушке или бабушке-
участниках ВОВ). Этот рассказ служит своеобразным мостиком к следующей форме
работы, имеющей отношение ко II-ому этапу. |
Конкурс
«Загляни в бабушкин сундук» - рассказ о самой старинной вещи семьи, о том как она появилась в семье (проводится в виде своеобразной
выставки).
Выполнение
работ: «Моя родословная» (учениками из семей коренных жителей МПС). «Карты
родословной» (учениками из семей приезжих). Эта работа также постепенно
выходит за рамки I-ого этапа и логично продолжается
уже на следующем этапе. Фотовыставка
или
фотоконкурс «Фотография из семейного альбома». |
II этап (ноябрь-декабрь). «Моя школа». |
||
На
этом этапе происходит осознание школы
как более широкого по сравнению с домом
понятия «Моя Родина». Очень важно воспитать не только потребителей, но и
будущих хозяев своего дома – школы,
любящих его и заботливо к нему относящихся.
Начинается
это с осознания того, что они – ученики – в школе главные действующие лица.
Всё
хорошее и всё плохое в школе зависит от них. Понимание своей роли в школе
приведёт к созданию системы ученического соуправления. |
Традиционные
трудовые дела.
Конкурсы
на лучшее украшение кабинетов и школьных
коридоров к праздникам (День самоуправления, День рождения школы, Новый год,
8 Марта, Последний звонок и т.д.). |
Помимо
продолжения мероприятий первого этапа – изучение истории школы, работа с
архивом школы, воспоминаниями бывших выпускников.
Ведение
фотолетописей школы и своего класса. |
III этап (январь-март). «Мой микрорайон Дружба». |
||
Микрорайон
Дружба – часть города Прохладного. Наши ученики – дети, любящие свой город.
Для того, чтобы любить свой город, его необходимо
знать, а чтобы узнать – изучать. |
Обзорная
экскурсия по микрорайону Дружба.
Конкурс
рисунков «Мой микрорайон».
Из
рисунков создаётся образ микрорайона – его дома, улицы, машины.
Ребята
постарше, наиболее наблюдательные, отмечают элементы убранства микрорайона:
фонари, цветники и т.д. |
Изучение
истории Прохладного тесно переплетается с историей микрорайона «Дружба».
Поэтому
постепенно накапливаются сведения о нашем микрорайоне.
Конкурсы
экскурсоводов по микрорайону . |
Изучение
истории своей семьи и истории микрорайона, переплетение их постепенно
воспитывает бережное, даже трепетное к ним отношение.
Со
временем абстрактные понятия «ветеран войны», «ветеран труда», «пожилой
человек» наполняются конкретным содержанием – твой дедушка, дедушка твоего
одноклассника.
И,
как следствие, такая традиционная, но в тоже время особенная форма работы
как подготовка поздравлений ветеранам
ко Дню победы, получает новое и более ощутимое содержание. |
||
IV этап (апрель-май). «Мой город Прохладный» |
||
Изучение
истории родного города, которое
проводится педагогами как на уроках, так и на
внеклассных мероприятиях даёт возможность
ученикам по – новому осмыслить значение города Прохладного в рамках истории
КБР, России. |
Экскурсии,
которые проходят по плану в течение года. Проживая вдали от центра города, от
его культурной жизни, наши ученики не часто соприкасаются с ней.
Большинство
посещает музеи только с классом во время школьных экскурсий. Это обусловлено
многими проблемами, семейными в первую очередь. И очень важно, чтобы дети
могли не только повторить услышанное от экскурсоводов,
но и передать свои впечатления от увиденного.
Традиционная
форма работы после экскурсий - творческий отчёт. Самая удачная форма – отзыв
«что больше всего поразило или удивило» (но не запомнилось – иначе отзыв
сведётся к пересказу информации, а этого как раз и не нужно). Проведение «Недели истории Прохладного» и,
включающей мероприятия по подведению итогов работы по программе. |
Ожидаемые результаты.
Работа по программе «Мой город» позволит организовать
тесное взаимодействие с родителями обучающихся.
Многие мероприятия помогут родителям узнать что-то
новое о своём ребёнке, заняться творчеством в процессе совместной деятельности.
Придя в школу, увидеть своего ребёнка в
новом амплуа – актёра на сцене, посоревноваться в турнирах, теснее
контактировать со школой и приходить в неё не только в тех случаях, когда
вызывает учитель.
Работа в тесном контакте с родителями по реализации
этой программы позволит сформировать гармонично развитую личность, патриота
своего района, города.