Программа профилактической
работы МОУ «СОШ №4» с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном
положении «Семья»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА:
Традиционно главным
институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как
института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной
части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из
институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы
личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину
сформировался как личность.
Семья может выступать в
качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме
самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата,
сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о
нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья
- это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и
важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает
первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то,
чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что
у взрослых теория не расходится с практикой.
Анализ
существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно
значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось
на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи,
удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей.
Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции
семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и
развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное
состояние семьи, как социального института усугубляется распространением
преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых
родителях.
Социальная
недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера,
поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога
нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так
называемым семьям "группы риска".
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин,
порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений
внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы
и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Типы
"трудных" семей:
Проблемы
родителей;
Этапы
работы с семьей:
Цель программы:
Оказание
помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в
расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.
Задачи программы:
Принципы применяемые в работе с семьей:
Методы:
Таким образом, в работе с семьей
мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное
влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические
факторы, имеющие воспитательное значение:
Прогнозируемый результат:
Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное
решение проблем.
Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными
детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей (табл. 1), что позволяет
классному руководителю более адресно и точно
предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.
Таблица №1
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей |
Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например,
одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая
в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
|
Семьи, в которых
господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило,
употребляют алкоголь. Для родителей характерны
культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с
детьми |
|
Семьи, характеризующиеся
педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей,
обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия,
недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и
учителей |
|
Семьи, в которых
приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях
растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества
поощряют |
|
Семьи, в которых родители
предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.Детей часто
наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
|
Таблица 2
Циклограмма мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и
неблагополучными семьями
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1. Выявление
педагогически запущенных детей и неблагополучных семей |
В течение года |
Администрация, классные
руководители, инспектор по защите прав детей, социальный педагог |
2. Изучение причин
социально-педагогической запущенности ребенка |
По мере выявления |
Классный руководитель,
психолог, инспектор по защите прав детей, социальный педагог |
3. Ведение картотеки
педагогически запущенных детей и неблагополучных семей |
В течение года |
Администрация, классный
руководитель, социальный педагог |
4. Собеседование с
классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений |
1 раз в полгода |
Социальный педагог |
5. Разработка и
распространение памяток поведения в семье среди подростков |
Сентябрь – октябрь |
Руководители школьных
методических объединений классных руководителей, зам. директора по ВР |
6. Заседания Совета по
профилактике правонарушений |
1 раз в месяц |
Администрация |
7. Заседание малого
педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей |
По мере необходимости |
Администрация, классные
руководители, социальный педагог |
8. Психологический тренинг
"Толерантность" |
1 раз в неделю |
Психологи школы |
9. Рейды в
неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей |
По мере необходимости |
Классные руководители,
инспектор по работе с педагогически запущенными детьми |
10. Изучение положения
подростка в коллективе |
По мере необходимости |
Классные руководители,
психолог |
11. Консультации для
детей и родителей |
Систематически |
Администрация, психолог,
врач |
12. Беседа с
педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений |
1 раз в месяц |
Администрация,
социальный педагог |
13. Лекции для родителей
и педагогически запущенных детей |
Систематически |
Администрация, психолог,
социальный педагог |
14. Единый день отказа
от курения |
Ноябрь |
Классные руководители,
зам. директора по ВР |
15. Единый день
профилактики правонарушений |
Декабрь |
Администрация, классные
руководители |
16. Городская акция «Шаг
в будщее» |
Окрябрь - ноябрь |
Администрация, классные
руководители |
17. Всемирный день
здоровья |
Апрель |
Администрация, классные
руководители |
Тематика родительского правового всеобуча.
§
Индивидуальные
тематические консультации для родителей
- «Как уберечь ребенка от наркомании, алкоголя,
токсикомании»,
-«Как возникает интерес к наркотикам,
алкоголю, токсикомании».
§
Родительские
университеты
-«Правовое воспитание в семье. Роль родителей
в становлении
гражданственности подростка»
-«Что значит быть гражданином?»
- «Права и
обязанности ребенка в семье»
-«Правовые знания и их значение в жизни семьи»
-«Конвенция о правах ребенка»
§
Общешкольное
родительское собрание «Проблема наркомании»
§
Общешкольное
родительское собрание
«Причины преступности, безнадзорности и беспризорности учащихся»
работы с
неблагополучными семьями МОУ «СОШ № 4»
на 2009
-2010 уч. г.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
|
Сверка и списков. |
сентябрь |
|
Обновление картотеки. |
в течение года |
|
Выявление семей
(неблагополучных) и семей, уклоняющихся от воспитания своих детей. |
в течение года |
|
Рейды по неблагополучным
семьям |
в течение года |
|
Подготовка материала на
КДН |
по необходимости |
|
Постановка и снятие с ВШУ |
в течение года |
|
Приглашение на заседания
«Совета профилактики правонарушений». |
в течение года |
|
Совместная
работа с отделом опеки и попечительством, КДН, ПДН, отделом по молодежной
политики. |
в течение года |
|
Помощь классным
руководителям в работе с неблагополучными семьями. |
в течение года |
|
Индивидуальные
профилактические беседы (с привлечением психологов, инспектора ПДН, завучей) |
в течение года |
Ответственные:
Социальный педагог Шипкова
О.В.
Заместитель директора по ВР Крымская О.Н.