ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ «Наши дети»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Одним из тяжёлых проявлений кризиса
современного российского общества стало
увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво
проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной
экономике и связанные с этим процессы
распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей. Исследования в связи с данной проблемой показываю наличие
сложных проблем у лиц этой категории
в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень
подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей- сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное
развитие, не сформированное чувства
родного дома, причастности к семье, психическая надломленность, ухудшает их
самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь
разрушает установку на семейную жизнь. Весьма сложны проблемы
профессиональной ориентации и подготовки
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются
неадекватностью ожиданий по сравнению
с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность
к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, обеднённым содержанием досуга, неумением реализовать
свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отмечается большой процент
правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков.
Таким образом, эта категория детей оказывается
одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы
и необходимость целенаправленной работы всех школьных служб с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для создания
условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в общество.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
·
Создание
дополнительных гарантий для полной и качественной реализации детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения родителей своих основных жизненных, прав и
социальной поддержки
·
Обеспечение
названной категории детей условий для их
полноценной жизнедеятельности, развитие способностей к многосторонней
реализации, активного, творческого самоутверждения.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
1. Следование за
естественным развитием ребёнка на разных возрастных и со -циокультурных этапах его жизни.
2. Принцип психолого-педагогической
поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных
интересов, возможностей, целей и путей
преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых
результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
3. Принцип ведущей роли воспитательного
воздействия жизни класса и обще школьных мероприятий. В виду того, из-за
специфики этой категории детей снижена воспитательная функция семьи (а в
некоторых ситуациях она со всем отсутствует или оказывает негативное влияние на
ребёнка), то основная воспитательная функция принадлежит школе.
4. Принцип повышение роли общественных
организаций. В соответствии с законом "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и
интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с
семейными условия воспитания и развития, ох рану личных и имущественных прав,
права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от
посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда
физическому, психическому здоровью, его нравствен ному и духовному развитию,
особая ответственность возлагается на представителей органов государственной
власти.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
3.
Изучение эмоционального состояния детей в школе и дома.
4.
Изучение типов родительского воспитания опекунами.
5. Создание
положительного психологического микроклимата и активной воспитывающей среды в школе.
6. Учёт
познавательных особенностей детей в ходе обучения, использование индивидуального и
дифференцированного подхода к ним с целью повышения их образовательного
уровня.
7. Развитие личностных особенностей
детей в ходе учебно-воспитательного процесса, создание условий для реализации
ими своих задатков, художественных интересов.
Сроки : 2007 -2010 г.г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
№ |
содержание работы |
срок |
ответственные |
1. |
Посещение уроков в классах, где обучаются опекаемые дети |
в
течение года |
Шипкова О.В. Тимакова И.М. Бондаренко В.Н. Кл. руководит. |
2. |
Диагностика познавательной сферы
детей |
сентябрь-ноябрь |
Тимакова
И.М. |
3. |
Диагностика эмоционального состояния детей в школе и. дома |
в течении года |
Тимакова
И.М. |
4. |
Изучение некоторых характерологических особенностей детей |
в
течение года |
Тимакова И.М. Шипкова О.В. |
5. |
Изучение межличностных особенностей детей в классных коллективах |
декабрь,
апрель |
Шипкова О.В |
6. |
Изучение акцентуации характера |
в
течение года |
Тимакова
И.М. |
7. |
Изучение нервно-психического состояния здоровья детей (УПН) |
в
течение года |
Тимакова
И.М. |
8. |
Изучение основных свойств нервной системы детей |
в
течение года |
Тимакова
И.М. |
9. |
Изучение профессиональной направленности детей-старшеклассников |
в
течение года |
Тимакова
И.М. |
10 |
Изучение типов родительского воспитания детей опекунами и попечителями |
в
течение года |
Тимакова
И.М. |
11 |
Индивидуальная работа с педагогами и одноклассниками по созданию положительного психологического микроклимата вокруг
детей сирот и опекаемых |
в
течение года |
Классные руководители Шипкова О.В. |
12 |
Активное привлечение детей в соответствии с планом воспитательной работы
классного руководителя к разнообразным
школьным мероприятиям (в соответствии
с художественными интересами и способностями детей) |
в
течение года |
Крымская О.Н. Кл. руковод. |
|
Проведение сеансов психологической разгрузки, уроков здоровья, арттерапии, суггестивной
терапии, тренингов общения |
в
течение года |
Тимакова И.М. |
|
Консультации для детей, опекунов, педагогов-предметников,
классных руководителей по работе с детьми и учёту их особенностей |
в
течение года |
Тимакова И.М. Шипкова
О.В. |
|
Консультации для опекунов по воспитанию и
оказанию помощи в обучении дома |
в
течение года |
Педагоги-предметники Кл. руковод. |
|
Экскурсии на Станцию юных техников и на Станцию юннатов, ДДТ |
сентябрь |
Кл. руковод. Шипкова О.В |
|
Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц,
желающих стать опекунами или попечителями |
в
течение года |
Бондаренко
В.Н. Шипкова О.В. |
|
Определение формы и вида их устройства |
в
течение года |
Бондаренко
В.Н. Шипкова
О.В. |
|
Оказание правовой, социальной
и др. видов помощи
(опека, попечительство, д/дом,
интернат) |
в
течение года |
Бондаренко
В.Н. Шипкова
О.В. |
|
Проведение профилактической работы с неблагополучными семьями |
в
течение года |
Бондаренко
В.Н. Шипкова
О.В. |
|
Оказание
помощи для получения необходимой документации в получении пособий |
по обращению |
Бондаренко
В.Н. Шипкова
О.В. |
|
Обследование условий жизни и воспитания детей,
оставшихся без родителей и взятых под опеку |
декабрь, июнь и в течение
года |
Бондаренко
В.Н. Шипкова
О.В. |
|
Повышение
правовой компетентности опекунов и
опекаемых через лекции, беседы, консультации |
в
течение года |
Бондаренко
В.Н. Шипкова
О.В. |
|
Обеспечение
опекаемых детей и детей-сирот бесплатными учебниками |
август-сентябрь |
Библиотекарь
Кл. руководит. |
|
Проведение акции помощи малоимущим детям |
в
течение года |
Шипкова О.В. |
|
Устройство
летнего отдыха опекаемых детей |
май, июнь |
Бондаренко
В.Н. Шипкова О.В. |
|
Составление
необходимой документации для поступления
детей-сирот и опекаемых в различные учебные заведения |
май, июнь |
Бондаренко
В.Н. Шипкова
О.В. |
|
Оказание скорой неотложной
социальной помощи |
в
течение года |
Шипкова О.В. |
|
Ведение документации (журналов,
карточек и др.) |
в
течение года |
Бондаренко
В.Н. Шипкова О.В. |
ЛИТЕРАТУРА: