ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО ЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «Наши дети»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского обще­ства стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей. Ис­следования в связи с данной проблемой показываю наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мо­тивы и установки большинства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, не сформированное чув­ства родного дома, причастности к семье, психическая надломленность, ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на се­мейную жизнь. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к само­стоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, обеднённым содержанием досуга, неумением реа­лизовать свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целена­правленной работы всех школьных служб с детьми-сиротами и детьми, остав­шимися без попечения родителей для создания условий их полноценной соци­альной адаптации и интеграции в общество.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

·        Создание дополнительных гарантий для полной и качественной реализа­ции детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей своих основных жизненных, прав и социальной поддержки

·        Обеспечение на­званной категории детей условий для их полноценной жизнедеятельности, развитие способностей к многосторонней реализации, активного, творческого самоут­верждения.

 

 

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

1.     Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и со -циокультурных этапах его жизни.

2.     Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

3.     Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и обще школьных мероприятий. В виду того, из-за специфики этой категории детей снижена воспитательная функция семьи (а в некоторых ситуациях она со всем отсутствует или оказывает негативное влияние на ребёнка), то основная воспитательная функция принадлежит школе.

4.     Принцип повышение роли общественных организаций. В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, ох рану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравствен ному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.

ЗАДАЧИ   ПРОГРАММЫ:

  1. Психолого-медико-педагогическое наблюдение за детьми-сиротами и деть­ми, оставшимися без попечения родителей на протяжении всего периода обучения.
  2. Диагностика личностных и познавательных особенностей этой категории детей.

3.     Изучение эмоционального состояния детей в школе и дома.

4.     Изучение типов родительского воспитания опекунами.

 

5.     Создание положительного психологического микроклимата и активной вос­питывающей среды в школе.

6.     Учёт познавательных особенностей детей в ходе обучения, использование индивидуального и дифференцированного подхода к ним с целью повыше­ния их образовательного уровня.

7.     Развитие личностных особенностей детей в ходе учебно-воспитательного процесса, создание условий для реализации ими своих задатков, художест­венных интересов.

  1. Организация содержательного досуга детей.
  2. Снятие внутреннего нервного напряжения. Профилактика переутомления, неврозов, психосоматических заболеваний.
  3. Развитие коммуникативных способностей детей.
  4. Консультационная   работа с детьми, опекунами, педагогами-предметниками, классными руководителями. Оказание помощи опекунам в воспитании и обучении подопечных.
  5. Повышение уровня правовой компетентности детей.
  6. Совместная работа с органами опеки и попечительства по охране прав детей.

Сроки  :   2007 -2010 г.г.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

содержание работы

срок

ответственные

1.

Посещение уроков в классах, где обуча­ются опекаемые дети

в течение года

Шипкова     О.В.

Тимакова И.М.

Бондаренко В.Н.

Кл. руководит.

2.

 

Диагностика познавательной сферы детей

сентябрь-ноябрь

Тимакова И.М.

3.

Диагностика эмоционального состояния детей в школе и. дома

в течении

года

Тимакова И.М.

4.

Изучение некоторых характерологических особенностей детей

в течение года

Тимакова И.М.

Шипкова О.В.

5.

Изучение межличностных особенностей детей в классных коллективах

декабрь, апрель

Шипкова О.В

6.

Изучение акцентуации характера

в течение года

Тимакова И.М.

7.

 

Изучение нервно-психического состояния здоровья детей (УПН)

в течение года

Тимакова И.М.

8.

Изучение основных свойств нервной сис­темы детей

в течение года

Тимакова И.М.

9.

Изучение профессиональной направлен­ности детей-старшеклассников

в течение года

Тимакова И.М.

10

Изучение типов родительского воспитания детей опекунами и попечителями

в течение года

Тимакова И.М.

11

Индивидуальная работа с педагогами и

одноклассниками по созданию положи­тельного психологического микроклимата вокруг детей сирот и опекаемых

в течение года

Классные ру­ководители Шипкова О.В.

12

Активное привлечение детей в соответст­вии с планом воспитательной работы классного руководителя к разнообразным школьным мероприятиям (в соответствии с художественными интересами и способ­ностями детей)

в течение года

Крымская О.Н. Кл. руковод.

 

Проведение сеансов психологической раз­грузки, уроков здоровья, арттерапии, суг­гестивной терапии, тренингов общения

в течение года

Тимакова И.М.

 

 

Консультации для детей, опекунов, педагогов-предметников, классных руководи­телей по работе с детьми и учёту их осо­бенностей

в течение года

Тимакова И.М.

Шипкова О.В.

 

Консультации для опекунов по воспита­нию и оказанию помощи в обучении дома

в течение года

Педагоги-предметники

Кл. руковод.

 

Экскурсии на Станцию юных техников и на Станцию юннатов, ДДТ

сентябрь

Кл. руковод. Шипкова О.В

 

Выявление детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, а также лиц, желающих стать опекунами или по­печителями

в течение года

Бондаренко В.Н.

Шипкова О.В.

 

Определение формы и вида их устройства

в течение года

Бондаренко В.Н.

Шипкова О.В.

 

Оказание правовой, социальной и др. ви­дов помощи (опека, попечительство, д/дом, интернат)

в течение года

Бондаренко В.Н.

Шипкова О.В.

 

Проведение профилактической работы с неблагополучными семьями

в течение года

Бондаренко В.Н.

Шипкова О.В.

 

Оказание помощи для получения необхо­димой документации в получении пособий

по обраще­нию

Бондаренко В.Н.

Шипкова О.В.

 

Обследование условий жизни и воспита­ния детей, оставшихся без родителей и взятых под опеку

декабрь, июнь и в течение года

Бондаренко В.Н.

Шипкова О.В.

 

Повышение правовой компетентности опекунов и опекаемых через лекции, бе­седы, консультации

в течение года

Бондаренко В.Н.

Шипкова О.В.

 

Обеспечение опекаемых детей и детей-сирот бесплатными учебниками

август-сентябрь

Библиотекарь Кл. руководит.

 

Проведение акции помощи малоимущим детям

в течение года

Шипкова О.В.

 

Устройство летнего отдыха опекаемых де­тей

май, июнь

Бондаренко В.Н.

Шипкова О.В.

 

Составление необходимой документации для поступления детей-сирот и опекаемых в различные учебные заведения

май, июнь

Бондаренко В.Н.

Шипкова О.В.

 

Оказание скорой неотложной социальной помощи

 

в течение года

Шипкова О.В.

 

Ведение документации (журналов, карточек и др.)    

в течение года

Бондаренко В.Н.

Шипкова О.В.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М., 1994.
  2. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
  3. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Мн., 1999.
  4. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.
  5. Закон Парламента КБР "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" от 2 августа 1996г.
  6. Зимбардо Ф. Застенчивость. С-Пб, 1996.
  7. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.
  8. Ковалёв СВ. Психология семейных отношений. М., 1987.
  9. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М., 2001,
  10. Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 1984.
  11. Конвенция  ООН о правах ребёнка. И., 2001.
  12. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.
  13. Кулагина   И.Ю.   Личность   школьника.   От   задержки   психического   развития   до одарённости. М., 1999.
  14. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М., 2002. Натанзон Э.Ш.
  15. Психологический анализ поступков ученика. М., 1991.
  16.  Никитин А.Ф. Что такое правовая культура. М., 1988.
  17. Овчарова Р..В. Справочная книга социального педагога. М.,2001.
  18. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
  19. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.

 

Hosted by uCoz