Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени
А.Г.Головко» г.Прохладный
Конкурс «Учитель года
2010»
Урок –
путешествие
Обобщающий урок по теме «Кислоты»
Учитель химии
Челябова Э.Э.
Эпиграф
к уроку: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».
Тип
урока: комбинированный.
Вид
урока: урок-путешествие.
Цель
урока для учителя:
развитие
мышления учащихся, расширение кругозора учащихся в процессе самостоятельных исследований, разрешение проблемных ситуаций и
вопросов.
Цели уроков для учащихся:
1.
Обучающие – обобщить и систематизировать
полученные знания о
кислотах и
дополнить их, изучив
химические свойства и
практическую
значимость кислот.
2.
Воспитательные – воспитывать чувство
ответственности,
культуру и
эстетику труда
учащихся,
самостоятельности.
3.
Развивающие – совершенствовать умения учащихся
анализировать,
сравнивать, устанавливать
взаимосвязи между
строением и свойствами
веществ. Обратить внимание на большую
практическую
значимость изучаемых
неорганических
веществ.
Оборудование:
H2SO4, HCl, NaOH, Mg, Zn, Cu, индикаторы.
Ход урока:
Организационный
момент.
Вступительное
слово учителя.
ст.
Учебная
ст. Экспериментальная
ст.
Повторения
Школа
ст. Назначения
II. Ст.Повторения. Итак, мы приехали на первую станцию «Повторения».
2
ученика работают у доски.
Задание: закончить уравнения, уравнять, указать тип реакции:
Na
+ H2O → Ba + H2O →
Fe2O3
+ SO3 → CaO + H2O →
Al
+ O2 → Na2O
+ H2SO4 →
SO3
+ H2O → Al(OH)3 →
5 учеников работают по дифференцированным
карточкам на местах. Пока они подготовятся, провести фронтальный опрос с
классом по вопросам:
1.
На какие классы делятся неорганические соединения (оксиды,
основания, кислоты, соли).
2.
Что называют оксидами, их классификация, примеры.
3.
Основания, классификация, примеры.
Задание 1:
Классифицировать данные вещества:
H2SO4, ZnO,
KOH, P2O5, FeCl3,Al(OH)3,Na2O,HNO3
,CO2 ,Mg(OH)2 ,HCl;
Подвести итог на ст.Повторение.
III.
Приезжаем на ст.Учебная. По какому классу неорганических соединений мы будем
путешествовать, мы узнаем, выполнив задание 2.
Задание 2:
Уравнение реакции |
Тип химической реакции |
|
|||
соединения |
разложения |
замещения |
обмена |
||
Mg+H2SO4=MgSO4+H2 |
A |
У |
К |
С |
|
2Na+S=Na2S |
И |
Е |
З |
Ф |
|
2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O |
П |
С |
Х |
Е |
|
KOH+HCl=KCl+H2O |
Ц |
Б |
И |
Л |
|
2Ca+O2=2CaO |
О |
Г |
С |
В |
|
Mg+CuCl2=Cu+MgCl2 |
К |
Ю |
Т |
Щ |
|
CaCO3=CaO+CO2 |
Ш |
Ы |
Н |
Е |
|
Объявляю цель на этой станции: изучить свойства
кислот. Запись в тетрадях (число, тема урока)
Подведение к теме. Дать определение кислотам,
классификация, что общего в кислотах, чем отличаются.
Жидкости: H2SO4,
HNO3.
Твердые вещества: H3PO4
Нерастворимые вещества:
H2SiO3
Бескислородные
кислоты: HCl,
HBr,
HJ,
H2S – это водные растворы
газов, имеющих ту же формулу, что и кислота. Например: соляную кислоту получают
растворением в воде газа хлороводорода. Поэтому
формула HCl
может означать как хлороводород, так и соляную
кислоту.
H2SO3,
H2СO3
– водные растворы SO2
(сернистого газа) и CO2
(углекислого газа).
Всем кислотам,
растворимым в воде, присущи свойства – это, в первую очередь, кислый вкус. А
можно ли в лаборатории пробовать вещества на вкус? К чему это приведет? (
Нельзя, к ожогам и отравлениям).
Как же химики судят о
том, что данное вещество – кислота? (С помощью индикаторов). Индикаторы –
сложные органические вещества, изменяющие окраску в присутствии кислот (лакмус,
метил-ранж в кислой среде меняют окраску на красную). Химические свойства подтверждаем по схеме,
экспериментально и уравнениями.
Индикаторы
Ме
КИСЛОТЫ МеО
МеОН
Соль
1) Взаимодействие
с Ме, находящимися в ряду активности до Н (2 ученика работают у
доски, а класс по вариантам).
H2SO4 + Zn → ZnSO4
+ H2 2HCl +Zn
→ ZnCl2 + H2
H2SO4 + Cu
2)
C
MeO
H2SO4 + ZnO → ZnSO4 + H2O 2HCl + ZnO
→ ZnCl2 + H2O
3) C MeOH реакция нейтрализации
H2SO3 + 2NaOH → Na2SO3
+ H2O 3HNO3
+ Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 + 3H2O
4) Реакция
между растворами соли и кислоты возможна:
а)
в случае образования нерастворимой соли или кислоты.
BaCl2 + H2SO4 → BaSO4↓ + 2HCl
Na2SiO3
+ 2HCl → 2NaCl + H2SiO3
б)
иногда образованная кислота разлагается с выделением газа:
Na2CO3
+ 2HCl → 2NaCl + H2SO4 → CO2↑
H2O
Имея теоретические
знания, отправляемся на ст. «Экспериментальная».
Цель на этой стадии
доказать: а) активность кислот при взаимодействии с металлами:
1) HCl + Zn
→ 2) H2SO4
+ Zn → 3) H2SO4(разб.) + Cu
В первом случае реакция
протекает бурно.
Сильные кислоты: HCl,
H2SO4 ,
HNO3
Средние: H2SO3
, H3PO4
Слабые: H2CO3, H2SiO3
б)
что наличие атомов Н обуславливает кислый вкус (кислая среда)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПАУЗА
(несколько упражнений под мелодию)
IV. Cт. Назначение. Практическая значимость кислот.
Закрепление.
а)
тестовый контроль знаний:
1. В данном ряду к кислотам не относятся:
а) H2S б) NH3 в) HCl
2. Какое из веществ не изменяет окраску индикаторов:
а) H2SO4 б) NaOH в)H2O
3. Кислотному остатку SO4 соответствует кислота:
а)
H2S б) H2SO4 в) H2SO3
4. Наличие кислорода – обязательная составляющая
часть всех кислот:
а) да б)
нет
5. Металл, не способный вытеснять водород из
растворов кислот:
а) Zn б) Fe в)
Hg
б)
Осуществить превращения:
P P2O5 H3PO4
Ca3(PO4)2
Ca
Таким
образом, посмотрите на эпиграф: «День прожит не зря, если ты узнал что-то
новое».
Домашнее
задание:
§32
пересказ, №8 стр. 104-105
Итоги урока.
Самоанализ внеклассного мероприятия по химии:
интеллектуальной игры: «Копилка знаний», проведенного в 9а классе в рамках профессионального конкурса «Учитель года-2010» учителем химии Челябовой Э.Э.
Цель игры: расширить кругозор знаний, полученных при изучении химии, развивать логические и аналитические способы мышления, формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы и в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету.
Сформированы 2 команды по 5 человек в каждой. Возглавляют команды капитаны. Каждая команда имеет название, девиз, эмблему.
Сформирован состав жюри (2 помощника ведущему учителю)
В план игры входят следующие конкурсы:
1. Визитная карточка 5 б.
2. Разминка 5б.
3. Эстафета 5б.
4. Поле чудес 2 б.
5. Конкурс юных лаборантов 3б.
6. Конкурс капитанов 5 б.
7. Конкурс болельщиков 2б.
После конкурсов под приятную мелодию завершили мероприятие стихотворением: «Химия в нашем представлении»
Победила команда, набравшая больше баллов. Победителям вручена грамота за активное участие и хорошие знания по неорганической химии.
В ходе игры учащиеся были активны, старались отвечать правильно, показали хорошие знания по предмету.
9а - класс сильный, учащиеся отнеслись ответственно, показали прочные теоретические знания и экспериментальные навыки.
Игра во всех её формах развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление.
В виде различных конкурсов был охвачен и закреплен большой материал по неорганической химии. Внеклассное мероприятие достигло поставленной цели.