Учитель химии
города Прохладного
Челябова Эрзи Эфендиевна
Интеллектуальная
игра:
«Копилка знаний»
Цель игры:
Расширить кругозор знаний учащихся,
привить интерес к химии, познакомить с её ролью в современном мире, развивать
логические и аналитические способности мышления.
Сформированы 2 команды по 5
человек в каждой. Возглавляют команды капитаны. Каждая команда имеет название,
девиз, эмблему (нагрудный знак у каждого члена команды).
Судит нашу игру компетентное
жюри. Сформирован состав жюри. (2 помощника ведущему)
При выступлении команд будет
учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость,
оригинальность ответов.
Скоро мы узнаем, какая команда
является знатоками неорганической химии.
А теперь представление команд:
Визитная карточка команды
«Электрон»
Девиз: «Наши
знания - суть зерна наших творений»
Мы пришли сюда бороться
Чтоб победу унести,
Если трудно нам придется -
Все сумеем вынести!
Вы, жюри, нас не журите,
Если что не так у нас -
Мы весёлые ребята!
Подтвердит вам весь наш класс!
Соперников наших приветствовать
рады,
И им по секрету спешим мы
сказать:
«Не надо, ребята, на играх
За пазухой камень держать!»
(все вынимают из-за пазухи камни
и складывают их в кучу в центре сцены)
Визитная карточка команды
«Нейтрон»
Девиз:
«Ученье-путь к уменью»
Команде «Электрон» - наш привет
И пожеланья наилучшие,
Но в состязаньях и в борьбе
Хотим всегда казаться лучшими.
Мы вам желаем в этой встрече
Активными, как натрий быть.
Своими шутками веселыми
Присутствующих рассмешить.
Жюри, конечно, знает,
Что «Нейтрон» наш победит,
И бром всех успокоит,
(поднимают пузырек с этикеткой
«бром»)
И силы возвратит.
Оценка жюри после каждого
конкурса.
Переходим ко II конкурсу.
II Конкурс. Разминка.
Участвуют все члены команды (максимальная оценка – 5б.). Каждая
команда должна дать ответ на 5 вопросов в режиме вопрос-ответ.
Вопросы команде «Электрон»:
1.
Химическая связь между металлами и неметаллами?
(ионная)
2.
Жидкий металл (Hg)
3.
Какой металл придает ума глупцу, честь подлецу, трусливому геройства? (Au)
4.
Химический элемент, состоящий из названия 2-х
животных (мышьяк).
5.
Формула сухого льда (CO2)
Вопросы команде «Нейтрон»:
1. Веселящий газ (N2O)
2. Как алхимики называли поваренную соль? (белая змея)
3. Самый легкий металл (Li)
4. Объем газа при н.у. по закону Авогадро
(22,4 л/моль).
5. Какая соль кроме поваренной
применяется при изготовлении кондитерских изделий? (NaHCO3 – пищевая сода)
III. Конкурс «Эстафета».
Каждый
участник команды выходит к доске и находит ошибку в очередном уравнении,
исправляет её и передает мел следующему игроку.
«Электрон»
«Нейтрон»
СаО+H2SO4=CaSO4+H2 NaOH+HNO3=NaNO3
Al+6HCl=AlCl3+H2 Fe+HCl=FeCl3
KSO4+BaCl=BaSO4+KCl AlNO3+NaOH=AlOH+NaNO3
Na+O2=Na2O P+O2=P2O5
BaOH+HCl=BaCl2+HO Na+H2O=2NaOH+H2
CaO+H2O=
IV. Поле чудес.
Оценивается
в 3 балла. Разгадывают слова.
1
Команда: крылатый металл (алюминий).
2
Команда: элемент мысли (фосфор).
V. Блиц-турнир капитанов:
В
конкурсе соревнуются капитаны команд, которые должны быстро отвечать на
вопросы. За все правильные ответы капитан получает 5 баллов.
Вопросы
капитану команды «Электрон»:
1. Металл из которого изготавливают нити в лампах накаливания
(W);
2. Газ, поддерживающий горение (O2);
3. Процесс образования органических веществ из воды и
СО2 на свету (фотосинтез);
4. Вещество, понижающее скорость химической реакции
(ингибитор).
5. Индикатор,
который показывает только щелочные среды (фенолфталеин).
Вопросы
капитану команды «Нейтрон»:
1. Наличие каких веществ придает растениям запахи? (эфиров)
2. Элемент, обнаруженный впервые на Солнце (гелий);
3. Ограненный алмаз (бриллиант);
4. Цвет лакмуса в кислой среде (красный);
5. Металлы, которые режутся ножом (щелочные);
V. Конкурс юных лаборантов.
Ведущий: У.Шекспир написал такие строки:
«Пора чудес прошла, и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете.»
Химические эксперименты – неотъемлемая часть науки
химии. Занимательные опыты и практические занятия помогают развивать химическое
мышление и способствует усвоению химии.
От каждой команды я прошу выйти по 2 представителя
тех, кого захватывает эксперимент. Каждой паре предстоит выполнить опыты и
ответить на вопросы. Максимальная оценка – 3 балла.
Основная задача: выявление практических навыков и
умений в проведении химического эксперимента.
Опыты: 1) «Черная змея»
Речной песок, твердый гидрокарбонат натрия, сахарная
пудра, спирт, эмалированный кювет.
2) «Вулкан на столе»
Коническая колба, фарфоровая чашка, дихромат
аммония, спирт.
Опыт 1: В кювете смешать песок со спиртом, формуя
его в виде конуса. В центре конуса сделать углубление, в котором поместить
смесь из 10г гидрокарбоната и 65г сахарной пудры. Поджечь спирт. Из сахарной
массы «выползает» черная извивающаяся змея. Вопрос: от чего зависит длина змеи?
(от количества спирта)
Опыт 2: В горло конической колбы вставить фарфоровую
чашку, в которую насыпать дихромат аммония, центр холмика смочить спиртом и
зажечь лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом
вылетают раскаленные частички оксида хрома(III). Вопрос: что остается после вулкана? (оксид хрома)
VII. Конкурс болельщиков. Максимальная оценка – 2 балла.
Разгадать слова – анаграммы, в которых порядок букв
переставлен. Переставив буквы в каждом слове, надо получить название
химического элемента:
1. СЛИКОДОР – без этого элемента не проживете и 10
минут;
2. МНИКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней;
3. ОРРЕБЕС – блестит, а не золото;
4. ЦИНВЕС – у этого элемента действительно большой
удельный вес;
5. ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня;
6. ДОВОДРО – этот элемент входит в состав воздуха.
Химия в нашем представлении:
Без химии жизни поверьте, нет.
Без химии стал бы тусклым свет,
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Ездим, спим и с прическами ходим.
С химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок о бок
живем.
Так что вы без нее пропадете,
Если значение её не поймёте.
Ведущий: А чтобы больше и лучше всё знать, надо
химию понять.
Итоги конкурса