Учитель химии

города Прохладного

Челябова Эрзи Эфендиевна

Интеллектуальная игра:

«Копилка знаний»

Цель игры:

Расширить кругозор знаний учащихся, привить интерес к химии, познакомить с её ролью в современном мире, развивать логические и аналитические способности мышления.

Сформированы 2 команды по 5 человек в каждой. Возглавляют команды капитаны. Каждая команда имеет название, девиз, эмблему (нагрудный знак у каждого члена команды).

Судит нашу игру компетентное жюри. Сформирован состав жюри. (2 помощника ведущему)

При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов.

Скоро мы узнаем, какая команда является знатоками неорганической химии.

А теперь представление команд:

Визитная карточка команды «Электрон»

Девиз: «Наши знания - суть зерна наших творений»

Мы пришли сюда бороться

Чтоб победу унести,

Если трудно нам придется -

Все сумеем вынести!

Вы, жюри, нас не журите,

Если что не так у нас -

Мы весёлые ребята!

Подтвердит вам весь наш класс!

Соперников наших приветствовать рады,

И им по секрету спешим мы сказать:

«Не надо, ребята, на играх

За пазухой камень держать!»

(все вынимают из-за пазухи камни и складывают их в кучу в центре сцены)

 

Визитная карточка команды «Нейтрон»

Девиз: «Ученье-путь к уменью»

Команде «Электрон» - наш привет

И пожеланья наилучшие,

Но в состязаньях и в борьбе

Хотим всегда казаться лучшими.

Мы вам желаем в этой встрече

Активными, как натрий быть.

Своими шутками веселыми

Присутствующих рассмешить.

Жюри, конечно, знает,

Что «Нейтрон» наш победит,

И бром всех успокоит,

(поднимают пузырек с этикеткой «бром»)

И силы возвратит.

Оценка жюри после каждого конкурса.

Переходим ко II конкурсу.

II Конкурс. Разминка. Участвуют все члены команды (максимальная оценка – 5б.). Каждая команда должна дать ответ на 5 вопросов в режиме вопрос-ответ.

Вопросы команде «Электрон»:

1.    Химическая связь между металлами и неметаллами? (ионная)

2.    Жидкий металл (Hg)

3.    Какой металл придает ума глупцу, честь подлецу, трусливому геройства? (Au)

4.    Химический элемент, состоящий из названия 2-х животных (мышьяк).

5.    Формула сухого льда (CO2)

Вопросы команде «Нейтрон»:

1.    Веселящий газ (N2O)

2.    Как алхимики называли поваренную соль? (белая змея)

3.    Самый легкий металл (Li)

4.    Объем газа при н.у. по закону Авогадро (22,4 л/моль).

5.    Какая соль кроме поваренной применяется при изготовлении кондитерских изделий? (NaHCO3 – пищевая сода)

III. Конкурс «Эстафета».

Каждый участник команды выходит к доске и находит ошибку в очередном уравнении, исправляет её и передает мел следующему игроку.

      «Электрон»                                       «Нейтрон»

СаО+H2SO4=CaSO4+H2                  NaOH+HNO3=NaNO3

Al+6HCl=AlCl3+H2                           Fe+HCl=FeCl3

KSO4+BaCl=BaSO4+KCl                  AlNO3+NaOH=AlOH+NaNO3

Na+O2=Na2O                                      P+O2=P2O5

BaOH+HCl=BaCl2+HO                     Na+H2O=2NaOH+H2

CaO+H2O=CaO                                  SO3+H2O=H2SO3

IV. Поле чудес.

Оценивается в 3 балла. Разгадывают слова.

1 Команда: крылатый металл (алюминий).

2 Команда: элемент мысли (фосфор).

 

V. Блиц-турнир капитанов:

В конкурсе соревнуются капитаны команд, которые должны быстро отвечать на вопросы. За все правильные ответы капитан получает 5 баллов.

Вопросы капитану команды «Электрон»:

1.    Металл из которого изготавливают нити в лампах накаливания (W);

2.    Газ, поддерживающий горение (O2);

3.    Процесс образования органических веществ из воды и СО2 на свету (фотосинтез);

4.    Вещество, понижающее скорость химической реакции (ингибитор).

5.     Индикатор, который показывает только щелочные среды (фенолфталеин).

Вопросы капитану команды «Нейтрон»:

1.    Наличие каких веществ придает растениям запахи? (эфиров)

2.    Элемент, обнаруженный впервые на Солнце (гелий);

3.    Ограненный алмаз (бриллиант);

4.    Цвет лакмуса в кислой среде (красный);

5.    Металлы, которые режутся ножом (щелочные);

V. Конкурс юных лаборантов.

Ведущий: У.Шекспир написал такие строки:

«Пора чудес прошла, и нам

Подыскивать приходится причины

Всему, что совершается на свете

Химические эксперименты – неотъемлемая часть науки химии. Занимательные опыты и практические занятия помогают развивать химическое мышление и способствует усвоению химии.

От каждой команды я прошу выйти по 2 представителя тех, кого захватывает эксперимент. Каждой паре предстоит выполнить опыты и ответить на вопросы. Максимальная оценка – 3 балла.

Основная задача: выявление практических навыков и умений в проведении химического эксперимента.

Опыты: 1) «Черная змея»

Речной песок, твердый гидрокарбонат натрия, сахарная пудра, спирт, эмалированный кювет.

2) «Вулкан на столе»

Коническая колба, фарфоровая чашка, дихромат аммония, спирт.

Опыт 1: В кювете смешать песок со спиртом, формуя его в виде конуса. В центре конуса сделать углубление, в котором поместить смесь из 10г гидрокарбоната и 65г сахарной пудры. Поджечь спирт. Из сахарной массы «выползает» черная извивающаяся змея. Вопрос: от чего зависит длина змеи? (от количества спирта)

Опыт 2: В горло конической колбы вставить фарфоровую чашку, в которую насыпать дихромат аммония, центр холмика смочить спиртом и зажечь лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома(III). Вопрос: что остается после вулкана? (оксид хрома)

VII. Конкурс болельщиков. Максимальная оценка – 2 балла.

Разгадать слова – анаграммы, в которых порядок букв переставлен. Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента:

1.    СЛИКОДОР – без этого элемента не проживете и 10 минут;

2.    МНИКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней;

3.    ОРРЕБЕС – блестит, а не золото;

4.    ЦИНВЕС – у этого элемента действительно большой удельный вес;

5.    ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня;

6.    ДОВОДРО – этот элемент входит в состав воздуха.

 

Химия в нашем представлении:

 

Без химии жизни поверьте, нет.

Без химии стал бы тусклым свет,

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим,

Ездим, спим и с прическами ходим.

С химией лечимся, клеим и шьем,

С химией мы бок о бок живем.

Так что вы без нее пропадете,

Если значение её не поймёте.

 

Ведущий: А чтобы больше и лучше всё знать, надо химию понять.

Итоги конкурса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz