Урок -
Конференция
Разработала: Бербец Галина Петровна
«Тепловые двигатели. Электрификация и охрана
природы.»
Цель: обобщить знания учащихся о роли тепловых и других двигателей в жизни мирового сообщества, раскрыть сущность связанных с ними экологических проблем и убедить учащихся в жизненной важности бережного отношения к окружающей нас природе.
Оформление: готовим плакат со словами Жака Ива Кусто: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу».
А так же плакат со следующими данными:
– 1 тонна бензина, сгорая, выделяет 500 – 800 килограммов вредных веществ;
– в атмосферу ежегодно выбрасывается 5 миллиардов тонн СО2 ;
– в состав выхлопных газов входит 1200 компонентов, в том числе оксид углерода, окислы азота, углеводороды, альдегиды, оксиды металлов (наиболее вредный – оксид свинца), сажа и прочее.
План конференции:
1. Тепловые двигатели и их значение.
2. Влияние тепловых двигателей на окружающую среду. (атмосферу и
гидросферу).
3. Пути решения экологических проблем:
а) создание новых двигателей
б) развитие альтернативной энергетики.
4. Состояние экологических проблем и природоохранные меры, принимаемые в России.
Ведущий:
Тепловые машины широко используют в народном хозяйстве. По железнодорожным магистралям водят составы мощные тепловозы, по водным путям – теплоходы. Миллионы автомобилей с двигателями внутреннего сгорания перевозят грузы и пассажиров. Поршневыми, турбовинтовыми и турбореактивными двигателями снабжены самолеты и вертолеты. С помощью ракетных двигателей осуществляются запуски искусственных спутников, космических кораблей и станций. Двигатели внутреннего сгорания являются основой механизации производственных процессов в сельском хозяйстве. Их устанавливают на тракторах, комбайнах, самоходных шасси, насосных станциях.
Рассмотрим значение и основные характеристики некоторых применяемых в тепловых машин.
Выступления.
1.
Поршневой
двигатель внутреннего сгорания.
Первый ДВС был создан в 1860 году французским инженером Ленуаром. КПД первого двигателя был 3,3%. Первый четырехтактный газовый ДВС был изобретен в 1878 году немецким изобретателем Отто. КПД этого двигателя достигал 22%. У современных ДВС КПД около 30%. Это обусловило их широкое распространение. Но они имеют существенные недостатки: работают на дорогом высококачественном топливе, довольно сложны по конструкции, имеют очень большую скорость вращения вала двигателя, которую можно снижать только с помощью специальных механических приспособлений (например зубчатых передач), их выхлопные газы загрязняют атмосферу.
2.
Карбюраторный двигатель.
Развитие нефтяной промышленности в конце XIX веке дало новые виды топлива – керосин, бензин. В бензиновом двигателе для более полного сгорания топлива перед впуском в цилиндр его смешивают с воздухом в специальных смесителях, называемых карбюраторами. Воздушно – бензиновую смесь называют горючей смесью. Из КПД также невысок и достигает 18 – 24%.
3.
Двигатель Дизеля.
Чтобы повысить КПД ДВГ, немецкий инженер Р. Дизель в 1892 году предложил использовать еще большие степени сжатия рабочего тела и расширение при постоянном давлении. Современные дизели имеют КПД около 40%. Их устанавливают на тракторах и автомобилях, на речных и морских теплоходах, на дизель – электроходах, на тепловозах, на электростанциях небольшой мощности.
4.
Паровая
турбина.
Первая паровая турбина была изготовлена шведским инженером Г.Лавалем в 1889 году.
КПД современных паровых турбин достигает 40%. Поэтому электрические генераторы всех тепловых и атомных электростанций приводятся в действие паровыми турбинами.
Паротурбинные двигатели нашли широкое применение на водном транспорте.
5.
Газовые турбины.
КПД газотурбинных установок достигает 25 – 30%. У газотурбинных двигателей нет громоздких паровых котлов, как у паровых машин и паровых турбин, нет поршней и механизмов, преобразующих возвратно-поступательное движение во вращательное. Поэтому газотурбинный двигатель занимает втрое меньше места, чем дизель той же мощности, а его удельная масса в 6 – 9 раз меньше, чем у авиационного поршневого ДВС.
Поэтому первая важная область применения газотурбинных двигателей – авиация. Самолеты с винтом, насаженным на вал газотурбинного двигателя, появились в 1944 году. Турбовинтовые двигатели имеют такие известные самолеты, как ИЛ – 18, АН – 22, АН – 124, «Руслан».
6.
Турбореактивный
двигатель.
Газовая турбина может быть использована как реактивный двигатель. Воздух и продукты горения выбрасываются из газовой турбины с большой скоростью. Реактивная сила тяги, возникающая при этом, может быть использована для движения самолета, теплохода или железнодорожного состава.
Успешное применение турбореактивных двигателей в авиации началось в 40-х годах созданием реактивных истребителей, а первый в нашей стране реактивный пассажирский самолет ТУ – 104 вышел на линию Москва – Иркутск в 1956 году. Турбореактивными двигателями оборудованы самолеты ИЛ – 62, ТУ – 124, ИЛ – 86.
7.
Ракетные двигатели.
Реактивные двигатели не использующие для своей работы окружающую среду, например воздух земной атмосферы, называют ракетными двигателями. Выход струи газа через сопло приводит к возникновению реактивной силы. Конструкцию космической ракеты с жидкостным реактивным двигателем впервые предложил в 1903 году К.Э.Циолковский.
Первая отечественная жидкостная ракета была создана в 1933 году по проекту М.К.Тихонравова. Двигатель ракеты работал на жидком кислороде и бензине.
Ведущий:
Дальнейшая успешная разработка ракетно-космической техники, выполненная под руководством академика С.П.Королева, позволила осуществить в нашей стране запуск первого в мире искусственного спутника Земли. (4 октября 1957 года), полет вокруг Земли первого в мире космонавта Ю.А.Гагарина (12 апреля 1961 года), запуск межпланетных станций на Луну, Марс, Венеру.
II.
Охрана природы.
Непрерывное развитие энергетики, автомобильного и других видов транспорта, возрастании потребления угля, нефти и газа в промышленности и на бытовые нужды увеличивает возможности удовлетворения жизненных потребностей человека. Однако в настоящее время количество ежегодно сжигаемого в различных тепловых машинах химического топлива настолько велико, что все более сложной проблемой становится охрана природы от вредного влияния продуктов сгорания. Во-первых, при сжигании топлива используется кислород из атмосферы, вследствие чего содержание кислорода в воздухе постепенно уменьшается. Во-вторых, сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу различных вредных веществ. (по таблице).
Но выбросы вредных веществ в атмосферу – не единственная сторона воздействия энергетики на природу. Если тепловые выбросы мощной теплоэлектростанции передать проточной воде, то ее температура поднимется примерно на 5 градусов Цельсия. Такое воздействие на гидросферу нельзя допустить, оно приведет к изменению теплового режима в реках, их флоры и фауны. Поэтому рядом с теплоэлектростанциями создаются пруды – охладители площадью 10 – 20 квадратных километров, изолированные от рек и озер.
III.
Электрификация
Гидроэнергетика ГЭС
Достоинства:
– не загрязняется атмосфера;
– создаются новые водоемы;
– увлажняется атмосфера, меняется микроклимат;
– гидроресурсы не надо добывать или как-то обрабатывать.
Недостатки:
– затапливаются огромные пространства, создаются водохранилища;
– разрушается естественная среда обитания флоры и фауны;
– отчуждаются плодородные пойменные земли;
– плотины отрицательно влияют на ценные породы промысловых рыб;
– по мнению некоторых ученных, последствием строительства ГЭС является «наведенная сейсмичность» в зоне расположения мощных гидроузлов и больших по объему водохранилищ. В 1967 году в Индии была разрушена плотина высотой 103 метра. Причина – землетрясение, эпицентр – под телом плотины.
Теплоэнергетика (ТЭС)
Более 80% всей электроэнергии в нашей стране вырабатывается на ТЭС на всех видах топлива (природного).
Достоинства:
– под станции используются небольшие площади;
– высокая удельная теплота сгорания (уголь, нефть, природный газ);
– простота хранения угля, пригодность к непосредственному использованию угля, нефти и газа.
Недостатки:
– сильно загрязняют атмосферу сернистыми и азотистыми соединениями, СО2 , создают парниковый эффект, кислотные дожди и т. д.;
– используется большое площадей для добычи угля, рельеф портится шахтами;
– с охлаждающей водой ТЭС в ближайшие водоемы сбрасывается большое количество тепла, повышающее температуру водоема.
По данным МАГАТЭ электростанция мощностью более 1 миллиона киловатт, работающая на угле, выбрасывает в атмосферу ежедневно 400 тонн сернистого газа, 60 тонн окислов азота и углерода. Если бы в мире начли строить только ТЭС (их считают более безопасными), что бы было?
Мало кто из неспециалистов знает, что вместе с различными загрязняющими атмосферу газами ТЭС вырабатывает в атмосферу и некоторые радиоактивные вещества, содержащиеся в большей или меньшей степени в топливе.
Радиационный фон от ТЭС – 1%.
АЭС
В мире существует около 420 атомных реакторов. У нас в стране 14% всей энергии вырабатывается АЭС. Первая в мире АЭС была пущена в 1954 году в СССР в Обнинске. Сейчас у нас их 9:
1. Балаковская.
2. Калининская.
3. Кольская.
4. Нововоронежская.
5. Курская.
6. Ленинградская.
7. Смоленская.
8. Белоярская.
9. Билибинская (на Чукотке, самая маленькая).
10. Обнинская – маленькая, существует как экспериментальная.
Только в черте Москвы 8 работающих реакторов, 7 из них – в институте Курчатова.
Достоинства:
– небольшая площадь под АЭС;
– при отсутствии утечек – никакого загрязнения атмосферы;
– относительная независимость от местоположения сырья.
Недостатки:
– образуются радиоактивные отходы (глобальная проблема);
– дорогое строительство, еще дороже размонтировка.
Гелиоэнергетика
Солнце – источник всех остальных видов энергии на планете. Оно посылает огромное количество килокалорий на Землю. Так как абсолютно чистой атмосферы нет, половина солнечной энергии рассеивается, до поверхности Земли доходит лишь 50%. И даже это количество грандиозно и превышает все другие виды энергии.
Всю солнечную энергию использовать нельзя – часть ее переходит в тепло морей и океанов, часть обеспечивает круговорот воды в природе, часть идет на фотосинтез. Кроме того, 30% отражается поверхностью Земли и возвращается в космос.
Достоинства:
– СЭС не загрязняют атмосферу;
– солнечные киловатты бесплатны.
Недостатки:
– проблема связана с циклическим характером поступления;
– под солнечные батареи используется большая площадь Земли;
– КПД солнечных установок пока очень низок (около 10%).
Однако при высоких КПД значительная часть солнечной энергии, падающей на Землю вблизи СЭВ, будет изыматься, что приведет к сильному локальному понижению температуры и интенсивной конденсации паров в атмосфере. Это в свою очередь будет препятствовать проникновению солнечных лучей к земной поверхности;
– плотность солнечной энергии низкая, и требуются большие средства на ее улавливание и хранение.
Ветроэнергетика
Попытки использовать силу ветра своими корнями уходят в далекие времена. Вспомните ветряные мельницы, с которыми боролся Дон Кихот. Силу ветра можно реально считать базой развития будущей энергетики.
Достоинства:
– используется даровая энергия;
– экологически чисты, не влияют на тепловой баланс атмосферы Земли.
Недостатки:
– низкая интенсивность, поэтому они занимают большие площади;
– портят ландшафт (некрасиво);
– работа ветровых установок неблагоприятно влияет на работу телевизионной сети;
– источник шума (этот район покидают животные и птицы);
– если наступает затишье, ветровая энергия равна нулю, а приток энергии нужен постоянный. Человек еще не научился запасы электроэнергии в большом количестве, как, например, угля, нефти.
Но ученые смотрят на эти проблемы оптимистически и считают, что они разрешимы и что это энергетика будущего.
Приливные электростанции
Энергия морских приливов огромна. Однако практическое использование затруднено, поэтому моря и океаны могут удовлетворить только 1% мировой энергопотребности.
Достоинства:
– минимум поверхности на суше;
– не загрязняется атмосфера;
– даровой источник.
Недостатки:
– в море занимает очень большие пространства, опасно для судоходства.
Геотермальная
энергетика
Геотермальная энергия – это теплота, которая генерируется внутри Земли в источники огромной силы (внутренняя энергия Земли).
Достоинства:
– практическая неиссякаемость и полная независимость от условий окружающей среды, времени года, суток.
Недостатки:
– необходимость обратной закачки отработанной воды (в геотермальных водах содержится много токсичных металлов – Zn, Pb, кадмий, мышьяк и химических соединений – аммиак, фенол) – это исключает сброс этих вод в природные водоемы, расположенные на поверхности.