Министерство образования и науки КБР
МОУ «СОШ № 4 имени А. Г. Головко»
Классный час
«Учимся говорить»
Составила и
провела:
классный
руководитель
8 «Г» класса Бербец Г.П.
ноябрь, 2009 год
Тема «Учимся говорить»
Слово ритора изменяет не только ход истории, но и судьбу народа, его психологию, наше с вами поведение.
Цель: ввести школьников в мир ораторского искусства, познакомить с основными теоретическими вопросами риторики, совершенствовать практические умения в произнесении речей.
Форма проведения: практикум-соревнование.
Подготовительная работа: класс делится на три группы, или создаются три команды по 3-5 человек. Каждой команде заранее предлагается подготовить по одному выступлению на 5 минут по вопросам из истории риторики. Например: 1. Античные риторики, 2. Ораторское искусство, 3. Великие ораторы.
Для проведения соревнования приглашается жюри (желательно учителя русского языка и литературы).
Соревнование состоит из нескольких этапов.
Критерии оценки: раскрытие содержания темы, яркость и доступность речи, оригинальность преподнесения материала. Максимальный бал – 10.
Критерии оценки те же. Максимальный балл – 5.
Критерии оценки: каждое правильно поставленное ударение в слове оценивается в 0,1 балла.
4. Отчетливо выговаривая каждый звук, при
этом с максимальной скоростью речи, повторите по три раза скороговорки.
Представители от команд вытягивают скороговорки по очереди.
Критерии оценки: быстрота, четкость и правильность произношения. Максимальный балл-5
Критерии оценки: общая интонационная настроенность, плавность перехода текста от одного чтеца к другому, выразительность жестов и мимики. Максимальный балл по количеству участников. Если в команде 6 человек – 6 баллов.
I Агент Бармен Вероисповедание Грошовый Еретик Зиждиться Километр Мельком Намерение Полувер Сливовый Столяр Христианин Цыган |
II Аристократия Бравурный Включить-включит-включишь Добыча Жалюзи Звонит-звонишь Красивее Мышление Оптовый Приданое Созыв Усугубить Цемент Языковый барьер |
III Баржа Валовой Глашатай Дуршлаг Завсегдатай Иначе Кулинария Недуг Обеспечение Рассредоточение Средства Хаос (в мифологии) Хаос (беспорядок) Щавель Аудиенция |
I Отрывок из сказки «Конек – Горбунок» Рядом едет с ним глашатай, Длинноусый, бородатый; Он в злату трубу трубит, Громким голосом кричит: «Гости, лавки отпирайте, Покупайте, продавайте; А надсмотрщикам сидеть Подле лавок и смотреть, Чтобы не было содому, Ни давежа, ни погрому И чтоб никакой урод Не обманывал народ!» Гости лавки отпирают, «Эй, честные господа, К нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары-бары, Всяки разные товары!» |
II «Слово о родном
крае» Гой ты, Русь моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой краткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мягкой стежке На привол зеленых Лех. Мне навстречу как, сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою!» |
III «О Русь – малиновое поле…» Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка, И на известку колоколен Невольно крестится рука. О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить – Я научиться не могу. И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем. |
I Король –орел, орел -король. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали. Осип осип, Архип охрип. Архип осип, Осип охрип. |
II Мама мыла Милу с мылом. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. |
III Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. Собрала Маргарита маргаритки на горе. Потеряла Маргарита маргаритки на дворе. |