Урок по математике в 5 классе учителя высшей категории
Шишловой В.В.
Тема: «Перебор
возможных вариантов»
Цель: сформулировать первоначальные навыки комбинаторных задач с помощью
перебора возможных вариантов.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Работа по теме.
А) Объяснение нового
материала.
Б) Решение задач.
Пример №1. Сколько двузначных чисел можно составить, используя цифры 1,
4 и 7?
Решение:
Способ перебора – выпишем числа в порядке возрастания. Такой
способ позволит не пропустить никакое из чисел и в то же время не повторить ни
одно из них.
11, 14, 17,
41,44,47,
71,74,77.
Из
данных трех цифр можно составить 9 чисел.
Ответ:
9 чисел.
Пример №2. в алфавите племени АБ имеются только две буквы – «а» и «б».
Сколько различных слов по три буквы можно составить, используя алфавит этого
племени?
Решение:
Способ перебора – выпишем слова в алфавитном порядке.
Ааа,аааб,аба,абб,
Ббб,бба,баб,баа.
Получили
8 слов.
Ответ:
8 слов.
Эту
же задачу можно решить другим способом – построения дерева возможных вариантов.
Эту схему так называют, потому что она похожа на дерево, только расположенное
вверх ногами и без ствола. Корень дерева обозначают «*»
Задачи
№ 1. Запишите все двузначные
числа, в записи которых используются только цифры 3, 5, 7, 9. Сколько
двузначных чисел можно записать, если использовать при записи числа каждую цифру
только один раз?
Ответ: 16 чисел, 12
чисел.
№ 2. В четверг в первом классе
должно быть три урока: русский язык, математика и физкультура. Сколько
различных вариантов расписания можно составить на этот день?
Указание: Перебирая
варианты введите обозначения: Р – русский язык, М – математика, Ф –
физкультура.
Ответ: 6 вариантов.
№ 3. Коля выбрал в магазине 5
дисков, но одновременно можно купить только два диска. Сколько вариантов выбора
двух дисков есть у Коли?
Ответ: 10 вариантов.
№ 4. Школьники из Волгограда
собрались на каникулы поехать в Москву,
посетив по дороге Нижний Новгород.
Сколькими различными способами могут ребята осуществить свое путешествие, если
из Волгограда в Нижний Новгород можно отправиться на теплоходе ли поезде, а из
Нижнего Новгорода в Москву – на самолете, теплоходе, поезде или автобусе?
Решите задачу с помощью построения дерева.
Ответ: 8 способов.
№ 5. Начертите окружность и
отметьте на ней три точки. Обведите получившиеся при этом дуги карандашом
разных цветов. Сколько карандашей вам понадобилось? Сколько дуг у вас
получилось?
Ответ: 6 дуг.
№ 6. Лена, Света, Маша, Катя и Наташа пришли к зубному врачу.
Сколькими способами они могут встать в очередь?
Задание
на дом:
1)Девять школьников, сдавая экзамены по математике
и информатике, получили отметки «4» и «5». Можно ли утверждать, что по крайней
мере двое из них получили по каждому предмету одинаковые отметки?
Ответ: Можно.
2) Сколько существует
двузначных чисел, у которых первая цифра больше второй?
Ответ: 45 чисел.
3)К полднику в детском саду на четырёхместный стол поставили сок, молоко, какао и компот. Сколькими способами четверо детей могут выбрать себе один из напитков?