Урок
литературы
Учителя
русского
языка и
литературы
Кулеш
Наталии
Александровны
7
класс
Тема.
Надежда,
которая не
угаснет…
( По
рассказу Л
Андреева
«Кусака»)
Эпиграф. … ибо всё
живое имеет
одну и туже
душу, всё живое
страдает
одними и теми
же
страданиями
и в великом
безличии и
равенстве
сливается
воедино
перед
грозными
силами жизни.
Л.Андреев.
Цели:
формировать
отношения к
событиям и
героям
рассказа;
отметить авторское
сочувствие к
жизни
простых обездоленных
людей;
воспитывать
сострадание к
брошенным
животным;
обучение
работе со словарём;
формирование
навыков
самостоятельной
деятельности.
Словарная
работа:
одиночество,
сострадание,
жестокость.
Методические
приёмы:
аналитическая
беседа;
выразительное
чтение;
реализация
индивидуальных
заданий.
Опережающее
домашнее
задание: выучить
наизусть
стихотворение
Э.Асадова,
написать
творческую
работу;
подготовить
анализ
эпизода (для
учащихся с
высоким уровнем
мотивации);
нарисовать
иллюстрации
к рассказу,
подобрать
фотографии с
изображением
любимых домашних
животных (для
учащихся со
слабым уровнем
мотивации)
Ход урока
1.
Слово
учителя.
Сегодня
мы будем
говорить об
одиночестве, сострадании,
жестокости.
Вы
познакомились
с рассказом
Л. Андреева
«Кусака».
Автор всегда
выступал в
защиту
слабых и
обездоленных,
униженных и
несчастных.
Этот рассказ
о живом существе
без крыши,
без еды, без
имени.
(
Откройте
ваши
учебники, мы
будем работать
по тексту)
2.
Аналитическая
беседа.
-
Как начинается
рассказ
«Кусака»?
(
зачитывается
1 абзац)
-Что
отличало её
от дворовых
собак?
(Принадлежностью
к дому,
возможностью
общения.
Никакое
живое
существо не
может вынести
одиночества
и ненужности,
то есть собака
должна иметь
хозяина,
должна иметь
обязанности,
быть нужной
ему, служить
ему)
-
Что означает
слово
«одиночество»? (индивидуальное
задание,
работа со
словарем)
-
Как первый
раз было
обмануто
доверие Кусаки
к людям?
(
«Только один
раз её
пожалели и
приласкали».
Измученная
одиночеством
и неприкаянностью.
Она, мучимая
недоверием и
страхом, виляя
хвостом,
поверила
пьянице,
который вдруг
вспомнил
обиды,
нанесенные
ему людьми. Жучка
легла перед
ним на спину,
он же ткнул её
сапогом в
бок. Писатель
тонко
подметил то,
что должна
чувствовать
собака –
обиду. И с тех
пор она не
доверяла
людям)
-
Как Кусака
получила
свое имя?
-
Если бы
собака жила в
других
условиях, была
ли у неё та же
кличка?
-
Кто виноват в
одиночестве
собаки?
Послушайте
песенку про
собаку (
Звучит песня
«Собака
бывает
кусачей…)
-Определите
интонацию
песенки и
рассказа?
Отличаются
ли они? Если
да, то чем?
-Сопоставьте
слова песни и
отрывка из
рассказа.
Собака
хватает
прохожих за
пятку
Собака
съедает
гражданку
лошадку
А
с ней –
гражданина
кота,
Когда
проживает
собака не в
будке,
Когда
у неё
завывает в
желудке.
И
каждому ясно,
что эта
собака
Круглая
сирота.
( В
детской
песенке
страдания
собаки передаются
схематично, с
некоторой
шутливой интонацией.
А в рассказе
Андреева – мы
вместе с
героиней
переживаем
тоже. Что и
она. И наши
чувства более
определенны.)
-
Как
складывались
её отношения
с приехавшими
дачниками?
-Как
Кусака
выражала
людям свою
преданность?
(Бдительно
сторожила
дачу)
-Почему
«расцвела»
Кусака?
(
Она
принадлежала
людям и могла
им служить,
она больше не
была одинока,
у неё было
имя?)
-
Как Кусака
пыталась
доказать
людям свою любовь?
(Она
сторожила
дачу)
-
Почему
Кусака не
могла
радоваться
до конца,
«служить»,
играть, как
другие
собаки?
(Последствия
перенесенных
обид.
Ничто не
проходит
бесследно)
Сценка
(реализация
домашнего
задания,
диалог мамы и
Лели)
-
Как мама
убедила Лелю,
что собаку
придется
оставить?
-
Согласны ли
вы с её
доводами?
(
Во-первых,
некуда,
во-вторых,
обещали
породистого
щенка. Значит
,было, куда!
Просто к
собаке
относились,
как к вещи –
без жалости и
сострадания!
-Что
обозначает
слово
«сострадание»?
(индивидуальная
работа со
словарем)
-Сравните
фразы.
-Жалко,
повторила
Леля, готовая
заплакать
-Жалко,
повторила
Леля, но не
заплакала.
-Чем
отличаются
эти фразы?
(
Ох уж эти
взрослые!
Мама сумела
погасить
обещанием
искорку
жалости в душе
дочери. Пока
что погасить!
Но постепенно
мамины
железные
доводы по
этому и
другим вопросам
погасят
искры
человечности.
А потом мы
удивляемся,
откуда в
детях наших
бесчувственность,
безразличие
и жестокость.
А вот оно и
доказательство
этой
жестокости!)
Пересказ
эпизода (
реализация
домашнего задания)
-
Почему в
историю
Кусаки
вплетается
эпизод с
убогим Ильюшей?
(Человек
часто жесток
не только по
отношению к
собаке, но и к
человеку)
Будто
бы из века в
век кочует издевательство
над теми, кто
слабее. Беспричинно
гоняют
собаку,
беспричинно
издеваются
те же люди
над убогим,
вынуждая его
цинично и
грязно
ругаться,
научившись
этому у тех
же людей).
(реализация
индивидуального
домашнего задания,
художественное
чтение 5
главы)
-
Почему в этих
словах такая
безысходность?
Сможет ли
Кусака вновь
когда-нибудь
поверить
людям?
Чтение
стихотворения
Э. Асадова « Стихи
о рыжей
дворняге»
Хозяин
погладил
рукою
Лохматую
рыжую спину:
-Прощай,
брат!
Хоть жаль
мне, не скрою,
Но
все же тебя я
покину.
Швырнул под
скамейку
ошейник
И скрылся
под гулким
навесом,
Где пестрый
людской
муравейник
Вливался в
вагоны
экспресса.
Собака не
взвыла ни
разу,
И
лишь за
знакомой
спиною
Следили
два карие
глаза
С
почти
человечьей
тоскою.
Старик у
вокзального
входа
Сказал: -Что?
Оставлен,
бедняга?
Эх,
будь ты
хорошей породы…
А то ведь простая
дворняга!
Огонь над
трубой
заметался,
Взревел
паровоз что
есть мочи,
На
месте, как
бык,
потоптался
И
ринулся в
непогодь
ночи.
В вагонах,
забыв
передряги,
Курили, смеялись,
дремали…
Тут, видно, о
рыжей
дворняге
Не думали,
не вспоминали.
Не
ведал хозяин,
что где-то
По
шпалам, из
сил
выбиваясь,
За
красным
мелькающим
светом
Собака
бежит,
задыхаясь!
Споткнувшись,
кидается
снова,
В кровь лапы
о камни
разбиты.
Что выпрыгнуть
сердце
готово
Наружу из пасти
раскрытой.
Не
ведал хозяин,
что силы
Вдруг
разом
оставили
тело
И,
стукнувшись
лбом о
перила,
Собака
под мост
полетела…
Труп волны
снесли под
коряги…
Старик! Ты
не знаешь
природы:
Ведь может быть
тело
дворняги,
А сердце –
чистейшей
породы!
-
Что общего у
стихотворения
Асадова и
рассказа Л.
Андреева
«Кусака»?
( В
рассказе
«Кусака» и в
стихотворении
Асадова
собаку
бросают ради
другой,
породистой. А
ведь
лучшего и преданного
друга не
найти).
Не
случайно,
получив
задание
проиллюстрировать
один из
фрагментов
рассказа, вы
выбрали
самый
драматический
момент –
финал. Л.Андреев
заканчивает
рассказ,
оставляя судьбу
Кусаки в
неизвестности,
затерянную в
общем потоке
жизни. А так
хочется
помочь
Кусаке. Но
ведь мы можем
придумать
продолжение
этого
рассказа со
счастливым
концом.
3.
Дифференцированное
домашнее
задание.
(
для учащихся
с разным
уровнем
мотивации)
1. Придумайте
продолжение
этой истории.(письменно)
2. Ответить
на
вопрос « Как
вы понимаете
слова «Мы в
ответе за
тех, кого
приручили».
4.
Итог
урока.
Многие
не понимают
любви и
счастья, боли
и обид
других. В
рассказе
«Кусака»
важная формула
жизни: « Мы в
ответе за
тех, кого
приручили», и
не только за
животных, но
и за людей,
близких тебе,
любящих тебя.
Показ
фильма (
фотографии
учащихся с их
любимыми
питомцами)