Положение о ведении ученических тетрадей
и их проверке.
1. Настоящее положение разработано на основе
Закона РФ «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 13.01.96г. №
12-ФЗ, типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта
1.1 является частью воспитания внутренней культуры учащихся;
1.2 воспитывает уважение у обучающихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
1.3 формирует навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу.
1.4 организует учащихся для более внимательного выполнения работы.
2. В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой необходимо прослеживать изо дня в день.
3. При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель
в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства
общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль
и оценка
результатов обучения в начальной школе» (нормы оценок) и Министерства
образования РФ от 25.09.2000 г. Ж 2 202 1/1 1-13 «Об организации обучения в
первом классе четырехлетней начальной школы».
4. В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.
5. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно как в тетрадях для текущих работ, так и в тетрадях для контрольных.
II. Количество и название ученических
тетрадей.
1.1. Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих контрольных
письменных работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
Таблица 1
предмет |
1 классы |
2 -4 классы |
примечание |
Русский язык |
I-III четверть Прописи 1,2,3,4 IV четверть 2 рабочие тетради |
2 рабочие тетради. 1 тетрадь для контрольных работ, 1 тетрадь по развитию речи |
Помимо прописей допускается наличие одной, двух рабочих тетрадей в 1 классе |
Математика и конструирование |
I-III четверть Прописи 1,2,3,4 IV четверть 2 рабочие тетради |
2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ |
Помимо прописей допускается наличие одной, двух рабочих тетрадей в 1 классе |
Таблица 2
Предмет |
Количество
|
тетрадей |
|
5-9 классы |
10-11 классы |
Русский язык |
2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ(диктантов), 1 тетрадь для развития речи |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для контрольных работ |
Литература |
1 рабочая тетрадь 1 тетрадь для развития речи в 8-9 классах |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для творческих работ (сочинений) |
Математика |
2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ |
|
Алгебра |
2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ |
1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для контрольных работ. |
Геометрия |
1 тетрадь |
1 тетрадь |
Иностранный язык |
1 тетрадь и словарь |
1 тетрадь и словарь |
Физика, химия |
1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь для контрольных работ и 1 тетрадь для лабораторных и практических работ. |
1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь для контрольных работ и 1 тетрадь для лабораторных и практических работ. |
Биология, география, природоведение, история, технология, ОБЖ, музыка, черчение, курсы
национально-регионального и школьного компонентов учебного плана. |
По 1 тетради |
По 1 тетради |
2.
Требования к оформлению и ведению тетрадей.
2.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7-11-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объему работ. Общие тетради по русскому языку и алгебре используются, только начиная с 9 класса.
2.2. Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид. На ее обложке (первой странице) делается следующая запись:
Тетрадь
Для______________________работ
по ___________________________
ученика (цы)______класса _______
МОУ «СОШ № 4»
Фамилия______________________
Имя __________________________
Тетради учащихся 1, 2 класса подписывает учитель.
На обложке тетрадей для контрольных работ, работ по развитию речи, лабораторных и практических работ делаются соответствующие записи.
2.3. При выполнении работ учащимися не разрешается писать на полях (за исключением пометок на полях во время записи лекций в старших классах).
2.4 Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях.
Образцы букв в 1-2 классе прописывает учитель, в 3-4 классах они прописываются выборочно с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Объём работы: 2 строки в 1 классе во втором полугодии, 2-3 строки во 2 классе, 3 строки в 3-4 классе.
2.5 Запись даты написания
по русскому языку ведётся по центру рабочей
строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся
учителем. По окончании периода обучения
грамоте и до окончания
четвёртого класса записывается число цифрами и полное название месяца.
Например: 1 декабря.
Дата выполнения работы записывается в строку арабскими цифрами и названием месяца в тетрадях по математике в 1-6 классах, прописью – в тетрадях по русскому языку в 5-9 классах, цифрами на полях или строке в тетрадях по остальным предметам.
2.6. Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету.
2.7 На каждом уроке в тетрадях следует записывать его тему, а на уроках по русскому языку, математике, алгебре и геометрии – указывать вид выполняемой работы(классная, домашняя, самостоятельная, диктант, изложение, сочинение и т.д.)
2.8 При выполнении заданий в тетрадях учащиеся должны указывать по центру номер упражнения, задачи, вопроса.
2.9 Устанавливается следующий пропуск клеток и линий в тетрадях:
- по математике (алгебре, геометрии) – начинать писать с самой верхней полной клетки, между разными заданиями пропускать 2 клетки, между домашней и классной – 4 клетки, между датой и заголовком работы – 1 клетка;
- между столбиками выражений, уравнений, неравенств и т.д. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой;
- по русскому языку – линии внутри одной работы не пропускаются, между домашней и классной работой оставляют 2 линии.
- При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление);
- Текст каждой
новой работы начинается с «красной» строки на той же странице тетради, на
которой написаны дата и наименование работы. При оформлении красной строки
сделать отступ вправо не менее
2.10 Итоговые контрольные работы по русскому языку и математике выполняются в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ, поэтому слова «контрольная работа» не пишутся: в тетрадях по русскому языку записывается только вид работы (например, диктант). То же относится и к обозначению кратковременных работ, выполняемых в общих тетрадях. Вариантность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру.
2.11 Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Черная или зеленая пасты, карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении графиков и т.д. Учащимся запрещается писать в тетрадях красной пастой. Грамматические формы указываются над словом простым карандашом.
3.
Число контрольных работ в год по классам.
3.1 Устанавливается следующее максимальное количество контрольных работ, которое может быть выполнено учащимся в год в зависимости от класса.
Таблица 3
|
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й |
7-й |
8-й |
9-й |
10-й |
11-й |
Русский язык диктант |
4 |
12 |
11 |
11 |
8 |
8 |
6 |
3 |
3 |
3 |
3 |
изложение |
|
|
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
сочинение |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
Литература Классные сочинения |
|
|
|
|
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
математика |
4 |
12 |
12 |
14 |
16 |
14 |
|
|
|
|
|
алгебра |
|
|
|
|
|
|
11 |
10 |
9 |
9 |
9 |
геометрия |
|
|
|
|
|
|
5 |
7 |
5 |
5 |
5 |
физика |
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
4 |
6 |
5 |
химия |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
5 |
6 |
Иностранный язык |
|
|
|
|
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3.2. Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или одним учащимся.
4.
Порядок проверки письменных работ учащихся.
4.1. Устанавливается следующий порядок проверки письменных работ учащихся.
Таблица 4
Предметы/ классы |
1-5 |
6 |
7 |
8-9 |
10-11 |
Математика (алгебра,геометрия) русский язык |
После каждого урока |
В 1 полугодии- после каждого урока. Во 2 полугодии- проверяются все домашние работы. |
2 раза в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
Иностранный язык |
После каждого урока |
2 раза в неделю |
Значимые классные и домашние работы, но не реже 1 раза в неделю. |
1 раз в 2 недели |
Словари- 1 раз в месяц, тетради – 1-2 раза в Четверть. |
Остальные предметы |
Выборочно 1-2 раза в четверть |
Выборочно 1-2 раза в четверть |
Выборочно 1-2 раза в четверть |
Выборочно 1-2 раза в четверть |
Выборочно 1-2 раза в четверть |
4.2. В проверяемых работах по русскому языку и математике в1-7 классах учитель исправляет все допущенные ошибки, руководствуясь следующим правилом:
- зачеркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак, подписывает вверху букву или нужную цифру, знак;
- пунктуационный ненужный знак зачеркивается, необходимый пишется красной пастой;
- при проверке тетрадей по русскому языку в 5-11 классах учитель обозначает ошибку определенным знаком (для удобства подсчета ошибок и классификации), при проверке изложений и сочинений, кроме орфографических и пунктуационных, отмечаются фактические, логические и речевые ошибки.
4.3. При проверке тетрадей в 8-11 классах целесообразно, чтобы учитель только подчеркивал допущенную ошибку и отмечал на полях количество ошибок.
После проверки диктанта, изложения, сочинения дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок.
4.4. Проверенные контрольные работы (диктанты) должны быть возвращены учителем к следующему уроку по данному предмету; сочинения – через урок в 5-7 классах, через 10 дней – в 8-11-х классах, изложения – через 7 дней в 8-11-х классах.