Советы педагога-психолога (младшего
звена)
Шипковой Ольги Владимировны
Занятие
для учащихся 2-3 классов в общеобразовательной школе
Путешествие
в страну «ПАМЯТЬ».
Цель: Знакомство с
понятиями “кратковременная и долговременная память”
Задачи:
·
Знакомство с понятиями
“кратковременная и долговременная память”,
·
Знакомство со способами
запоминания;
·
Диагностика
кратковременной и долговременной памяти;
·
Развитие памяти.
Материал:
Плакаты:
·
с изображением
парусника (талисман школы);
·
с изображением семи разных парусников;
·
с
изображением 10 предметов (яблоко, молоток, будильник, карандаш, тетрадь,
портфель, стол, ботинки, дом, тарелка);
Классная доска:
·
с
написанными на ней словами (гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, окно,
кастрюля, телевизор, самолет);
Раздаточный материал:
·
лист № 1;
·
лист № 2.
Используемые методики:
·
методика «Оперативная
память» - для изучения уровня развития кратковременной памяти;
·
методика
«Долговременная память»
Вступительное слово:
Педагог: «Здравствуйте.
Сегодня мы совершим путешествие в страну «Память» вот на этом паруснике
(показывает плакат, на котором изображён парусник). Запомните, пожалуйста, как
он выглядит, чтобы нам не ошибиться, когда мы придем в порт (убирает плакат).
Мы с вами познакомимся с его величеством «Я», побываем в городах «Кратковременная
память» и «Долговременная память». А сопровождать нас в этом путешествии будут
мадам Запоминание и мадам Забывание. Но где же они? (оглядывается по сторонам).
Может быть, они заблудились?» (Педагог беспокоится.
Удивлён и немного расстроен. Смотрит то на дверь, то на
часы.)
(Стук в дверь)
Педагог (радостно): «Вот
и они» (открывает дверь). «Входите, входите. Мы вас уже заждались. Где вы
пропадали?»
Мадам Запоминание
(указывая на мадам Забывание): «Да вот она опять всё забыла, в какую школу
нужно идти, в какой класс, к какому времени. (Обращается к учащимся). Извините
нас, милые дети».
Мадам Забывание (обиженно):
«Ну, подумаешь, забыла, что тут такого? Как будто вы никогда ничего не
забываете? (Обращается к учащимся) Поднимите руки, кто никогда ничего не
забывает».
Дети (отвечают на вопрос
мадам Забывание).
Мадам Забывание
(радостно обращается к мадам Запоминание и учителю): «Вот видите, видите, они
тоже забывают. А вы меня ругаете».
Педагог (успокаивает
дам): «Дамы, перестаньте препираться. Нам пора отправляться в путь».
Мадам Забывание: «А на
чём мы будем путешествовать?»
Педагог: «На паруснике».
Мадам Забывание
(показывает плакат с изображением семи парусников) (Спрашивает учащихся): «На
каком? Здесь их семь».
Педагог (обращается к
ученикам): «Дети, вы запомнили, как выглядит парусник, на котором мы будем
путешествовать? Какой из этих семи парусников наш? Назовите номер нашего
корабля».
Дети (называют номер парусника,
объясняют свой выбор).
Педагог (показывает
плакат с нужным кораблем): «Давайте проверим, верно, ли мы сделали выбор».
Дети (сравнивают
изображения).
Педагог: «Вот как важно
быть внимательным и иметь хорошую память».
Игровая ситуация:
Педагог: «Страна
«Память» - это удивительная страна, ее нет на карте, но познакомиться с её
жителями будет интересно. И первый с кем мы познакомимся, это его величество
«Я»».
«Я»: «Здравствуйте ребята,
а знаете, почему меня зовут «Я». Что такое Я? Почему я знаю, что я – это тот
самый, кто жил в городе и бегал с друзьями на озеро, болел гриппом, раз прейдя
из школы, катался на санках, свалился с них прямо в сугроб и промок? Что же это за моё Я – такое разное и все-таки
одно и тоже? Этот вопрос интересовал людей много-много лет. Но ведь я
перечислил то, что запомнил о себе. В этом и ответ. Я – это моя память. Поэтому
я и являюсь королем страны «Память».
Педагог: «Уважаемый его
величество «Я» не могли бы Вы показать нам вашу удивительную страну».
«Я»: «Я думаю мои
подданные, Мадам Запоминание и Мадам
Забывание (ну вы уже с ними знакомы) вам все покажут. Добро пожаловать в страну
«Память»».
Мадам Запоминание: «Первый
город, который мы посетим – это город «Кратковременная память». У жителей этого
города кратковременная память. Это значит, что они быстро запоминают и легко
повторяют когда-то запомненное, через 2-3 минуты. Давайте проверим, сможете ли
вы жить в этом городе. На доске записаны десять слов. Сейчас я их вам покажу и
прочитаю. Вы должны их запомнить, а затем через некоторое время записать на
листочках, которые лежат у вас на столе под номером 1. Записывать слова нужно в
том же порядке, в котором они записаны на доске. Поднимите руку те, кто не
понял задание». (Если у учащихся возникли вопросы, то педагог отвечает на них).
Мадам Забывание
(хватается за голову): «Я ни за что не смогу запомнить столько слов».
Мадам Запоминание: «Но
это не так уж сложно. Нужно представить себе предмет, а не просто слово
запомнить».
Мадам Забывание: «Как
это?»
Педагог (обращается к
мадам Забывание и ученикам): «Например, нужно запомнить слово СТОЛ. Мы
представляем себе этот предмет, т.е. стол. Стол, который стоит дома на кухне,
стол, за которым вы делаете уроки, стол учителя и т.д. Поднимите руку, кто не понял,
как можно запомнить слова?» (Если у учащихся возникли вопросы, педагог отвечает).
Мадам Забывание: «Теперь
всё понятно».
Мадам Запоминание:
«Приготовились запоминать».
Педагог (показывает и
зачитывает слова).
Дети (читают слова,
записанные на доске, слушают учителя, запоминают слова в течение 2-3 минут).
Педагог (через 2-3
минуты запись на доске закрывает).
Дети (записывают слова
на листочке номер 1).
Педагог (через 3 минуты
открывает запись на доске): «Отложили ручки. Проверяем, что у вас получилось.
Сверьте свои записи с записью на доске. Поднимите руку, кто
запомнил все слова – молодцы; шесть, семь, восемь и девять слов - хорошо;
четыре, три, два, одно слово».
Мадам Запоминание: «Что
ж не все смогут жить в городе «Кратковременная память». Нужно потренировать
свою память».
Мадам Забывание (удивлённо): «Как это? Ведь тренируют мышцы в спортзале».
Педагог: «И память можно
тренировать. Для этого, нужно, например, заучивать стихи или выполнять вот
такие упражнения. Сейчас я открою плакат, на котором изображены предметы. Вам
нужно их запомнить, а затем назвать. Приготовились». (Педагог открывает плакат
с изображением предметов).
Дети (запоминают
изображения в течение 2-3 минут)
Педагог (закрывает
плакат): «Что вы запомнили?»
Дети (поднимают руки и
называют предметы, которые они запомнили).
Мадам Запоминание
(записывает ответы на доске)
Педагог (открывает
плакат): «Проверим».
Дети (сравнивают
изображение с записью на доске).
Мадам Забывание: «Что-то
мы засиделись. Нужно немного размяться. Встаньте. Я покажу вам движения, а вы
должны запомнить их, а затем повторить».
Педагог “Садитесь, мы
продолжаем путешествие”.
Мадам Запоминание: «Второй
город, в котором мы побываем, это город «Долговременная память». У жителей
этого города долговременная память. Это значит, что если они что-то запомнят,
то смогут повторить, и через час, и через день и больше.
Вам было задано домашнее задание:
прочитать сказку «Репка». Вот и посмотрим, как хорошо вы её запомнили».
Педагог «Назовите
главных героев сказки».
Дети: «Детка, бабка,
внучка, Жучка, кошка, мышка – главные герои сказки».
Педагог: «Что делали герои
сказки? Что первый делал и кто это был?»
Дети: «Дедка. Он сажал репку и растил ее».
Педагог: «Что делали
остальные?»
Дети: “Они помогали ее
тянуть”.
Педагог: “Припомните,
какими словами рассказывались их действия?”.
Дети: «Детка за репку;
Бабка за
детку;
Внучка
за бабку;
Жучка за
внучку;
Кошка за
жучку;
Мышка за
кошку.
Педагог: «Кто помог
вытащить репку»?”
Дети: «Мышка. Нет, они
все вместе трудились поэтому и вытащили».
Педагог: «Чему учит
сказка?»
Дети: «Сказка учит
дружбе и взаимопомощи».
Мадам Забывание: «Ребята,
давайте проверим свою долговременную память».
Педагог: «Дети, вы
помните те десять слов, которые мы запоминали в начале урока и записывали на
листочках номер 1? Возьмите листочки номер 2 и запишите слова, которые вы
помните».
Дети (записывают слова,
которые вспомнят).
Педагог: (через 3 минуты
открывает запись десяти слов на доске): «Проверяем. Кто вспомнил все слова –
молодцы; больше пяти слов – хорошо; меньше пяти слов».
Дети (отвечают).
Мадам Запоминание: «В
городе «Долговременная память» нам жить ещё рано, нужно потренировать свою
память».
Мадам Забывание: «Пора
возвращаться домой».
Педагог: «Что мы сегодня
узнали о памяти?»
Дети: «Сегодня мы
узнали, что есть кратковременная и долговременная память».
Педагог: «Какую память
называют кратковременной?»
Дети: «Кратковременная
память – это когда быстро запоминаешь и можешь легко, сразу же можешь
повторить».
Педагог: «Какую память
называют долговременной?»
Дети: «Долговременная
память – это когда долго помнишь то, что запоминал».
Педагог: «Как можно
сделать память лучше?»
Дети: «Чтобы память
стала лучше, её нужно тренировать: заучивать стихи, запоминать рассказы и
сказки, запоминать слова, представляя предмет».
Педагог: «А зачем нужно
иметь хорошую память?»
Дети: «Чтоб ничего не
забывать. Чтоб хорошо учиться».
Педагог: «Верно, имея
хорошую память, вам легче будет учиться. Не нужно будет тратить много времени
на запоминание правил, заучивание стихов, на подготовку текста к пересказу и
т.д.»
Мадам Запоминание: «Домашнее
задание – проведите исследование: проверьте кратковременную и долговременную
память мамы и папы. Результаты запишите. На следующем уроке расскажете, что у
вас получилось».
Мадам Забывание: «И не
забывайте тренировать свою память».
Мадам Запоминание и мадам Забывание (уходят): «До свиданья».
Дети (встают, прощаясь с
гостями).
Педагог: «Занятие
окончено. Всем спасибо. До свиданья».
Дети (выходя из класса,
сдают листочки с записями).