Психологическая
подготовка учащихся к ЕГЭ
Современный мир
характеризуется высокой динамичностью. Система ценностных ориентаций и
умонастроений в обществе так же перешли из разряда относительно статичных в
быстро изменяющиеся категории. Как следствие изменяется роль педагогики и
психологии в образовании, которые вынуждены пересматривать свои концептуальные
подходы к развитию личности. Так, оценочные процедуры, традиционно существующие
в системе образования, не позволяют справедливо судить о наиболее важных
результатах педагогического процесса, так как результаты выполнения различными
учениками задания слишком отличаются друг от друга. Эти различия очень трудно
выразить в баллах по любому небольшому числу «шкал». Введение сдачи экзаменов в
форме тестирования призвано снять ряд проблем.
Современное понимание
тестов и тестирования можно представить на двух уровнях. Первый – «бытовой» уровень. Под тестами в данном контексте
понимается набор заданий с вариантами ответов. Такая трактовка теста ставит его
в один ряд с кроссвордами, головоломками, основная цель которых заключается в
удовлетворении познавательных потребностей и развлечений. Второй уровень может быть назван «научным» здесь тест понимается как фиксированное во времени
испытание, предназначенное для установления количественных и качественных
индивидуальных различий. В основе тестирования лежит специально подготовленный
и испытанный набор заданий, позволяющий объективно и надежно оценить уровень
достижений на основе использования статистических методов.
В настоящее время
издается достаточное количество педагогической и методической литературы по
организации процедуры тестирования, по разработке заданий к тестам,
предлагаются уже имеющиеся варианты тестов. Однако, к сожалению, недостаточно
уделяется внимания обучению выполнять
педагогические тесты.
А ведь, при подготовке к
ЕГЭ учащиеся могут столкнуться с рядом трудностей:
1.
Познавательными – обусловленные недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов –
недостаточный объем знаний, недостаточная сформированность
навыков работы с тестовыми заданиями, неспособность гибко оперировать системой
учебных понятий предмета, неумение оперировать учебным материалом.
2.
Процессуальными – недостаточное
знакомство с процедурой проведения, незнакомое место, незнакомые взрослые.
3.
Личностными – обусловленные личностными
особенностями ребенка – невозможность произвести впечатление при ответе,
убеждения и предрассудки, связанные с ЕГЭ, неадекватная самооценка.
Чтобы помочь ученикам
преодолеть трудности, учителям следует активнее вводить тестовые технологии в
систему обучения. Важно помнить, что при сдаче экзаменов большую роль играет,
во-первых, знание или, точнее понимание того, что надо делать, и, во-вторых,
умение это делать. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена
практически не будет тратить время на осмысление инструкции. Во время таких
тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки самоконтроля и саморегуляции. Психотехнические навыки не только повышают
эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во
время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной
деятельности, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть
собственными эмоциями. Формирование подобных навыков будет полезно абсолютно
всем учащимся.
Важно репетировать еще и
потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то
воспроизведение будет более успешным.
Учителя обычно объясняют
провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала
необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать.
Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем
не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе – это слишком серьезная
вещь, которую при всем желании невозможно быстро сформировать. В ваших
возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к
сдаче экзаменов. Как это можно сделать?
Памятка для учителя
«Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ»
1.
Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале,
посоветуйте ему постараться не думать о плохом.
Конечно, это будет трудно. Разъясните, что мысли о возможном провале не только
мешают готовиться к экзаменам, создавая постоянное напряжение, но и разрешают
ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.
2.
Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов-тестотехников
как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом,
объясните, что все учителя тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже
если тестотехник кажется серьезным и неприветливым –
возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.
3.
Поделитесь опытом, как Вы готовились к экзаменам, интересными
приемами усвоения знаний. Возможно, Вам удастся создать для ваших учеников
своеобразную копилку приемов усвоения знаний.
4.
Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами.
Опорный конспект – это не переписанный фрагмент учебника, это всегда схема
материала. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую
деятельность. Можно разработать вместе с учащимися систему условных
обозначений.
5.
Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и
память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные
упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они
Вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти
упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед
контрольными работами.
Дыхательное упражнение
(не более 2-3 минут)
Для выполнения этого
упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки
на колени.
Первая фаза (4-6 секунд) – глубокий вдох через нос. Медленно
поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое
внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ошущение «горячей монетки»).
Вторая фаза (2-3 секунды) – задержка дыхания.
Третья фаза (4-6 секунд) – сильный, глубокий выдох через
рот.
Четвертая фаза (2-3 секунды) – задержка дыхания.
Аутогенная тренировка
(3-5 минут)
Сядьте удобно, закройте
глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я
спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное
напряжение.
Мысленно повторите 5-6
раз: «Правая рука тяжелая». Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен». Затем
снова мысленно 5-6 раз повторите формулу «Левая рука тяжелая».
Снова повторите мысленно:
«Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе».
Для того чтобы привести
тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав
глубокий вдох и выдох.
Упражнения
для подготовки к работе:
Шапка
для размышлений (улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь).
«Надеть шапку»
– ученики должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки – 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий
звук своего голоса.
Ленивые
восьмерки (активизирует запоминание, повышает устойчивость внимания).
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости
«восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем повторить обеими руками.
Качание
головой (улучшает мыслительную деятельность, чтение).
Сядьте удобно. Расслабьте мышцы шеи и плеч. Дышите
глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно
качаться из стороны в сторону, вычерчивая подбородком слегка изогнутую линию на
груди по мере расслабления шеи.
Психолог МОУ
«СОШ №4» Тимакова И.М.