Широкая масленица, ты с чем уйдёшь?
Пришла она, как водится «со весельем да с
радостью, и со всякою сладостью, с пирогами, чадьями
да с блинами горячими, скоморохами-гудошниками, с
дударем да с волынками, со пивами ячменными, со
медами свячёнными, поиграть, позабавиться с молодыми, со молодками, покататься
да потешиться с бубенцами валдайскими...» Ну, а уйдёт она не так...
С 8 февраля по 14 февраля - масленица (сырная седмица)
Всем известна разухабистая песня Ерёмки из оперы русского композитора XIX века Александра
Николаевича Серова «Вражья сила»: «Потешу я свою хозяйку, возьму я в руки
балалайку», — и дальше следуют вопросы к масленице: «Ты с чем пришла? ты зачем
пришла? и ты с чем уйдёшь?»
«Велики мои проводы, поведут вон из города на санях на соломенных да с упряжкой мочальною... с бородою
кудельною, с головою похмельною, с кафтанами пропитыми да с носами
разбитыми...»
Ничего не попишешь, такое отношение к масленице в нашем народе:
гуляй напропалую, ешь, пей, веселись. Завтра наступает Великий пост — ничего
этого уже не будет!
Такое же отношение к времени, предшествующему Великому посту, у
большинства христианских народов мира. У католиков, к примеру, масленица
называется ещё более выразительно — карнавал. Слово это буквально происходит от
латинского отчаянного вопля: «Мясо, прощай!» — «Сагпе,
уаlе!» И вот, горюя о
предстоящем великопостном воздержании, европейцы бешено предавались веселью, обжорству и пьянству.
Из Европы карнавал перекочевал в Америку, где родилось такое известнейшее явление, как бразильский карнавал в Рио. Правда, в нынешней безбожной Европе, да, наверное, и в Южной Америке, карнавалят уже не в преддверии Великого поста, а так — по традиции. В Бразилии скачут и пляшут полуголые, а то и почти голые. В Венеции наряжаются в красивые пышные одежды, надевают причудливые маски, порой страшноватые. Но едва ли по ту и другую сторону Атлантики после карнавалов прекращают вкушать скоромную пищу.
Да и у нас большая часть русского населения не постится. Хотя в
последнее время иногда приходится слышать, как продавцы жалуются: «С этими
постами, будь они неладны, продажи мяса падают!»
Но обычай бурно проводить масленицу, чисто языческий, соблюдают
все. Это, пожалуй, единственный праздник, который несёт в себе столь яркие
языческие черты: проводы зимы, сожжение её соломенного чучела, пляски,
гулянья...
Для православного человека масленица — приготовление к Великому
посту. Для истинно верующего и соблюдающего православные обычаи человека это не
дни отчаянного набивания брюха, а радостная пора подготовки к встрече святой Четыредесятницы.
«Радость моя, наступает пора покаянная...», — поёт в одной из своих
дивных песен иеромонах Роман (Матюшин). Кстати, само название «масленица» не
такое уж и древнее. В письменных источниках оно появляется с XVI века, во
времена Ивана Грозного. Ранее неделю перед Великим постом называли, как и
сейчас в церковной среде, сырной седмицей.
Обычай соблюдать сырную седмицу появился в VII веке при
византийском императоре Ираклии. Воюя против персидского царя Хозроя, Ираклий дал обет Господу, что, если Бог пошлёт ему
победу, он перестанет есть мясо в последнюю неделю
перед Великим постом. Победа была одержана и обет соблюдён. А затем он вошёл в
обычай. Церковь одобрила этот постепенный переход к великопостному воздержанию.
Семь дней перед святой Четыредесятницей можно есть
всё, кроме мяса.
Каждый день масленицы, как известно, имеет своё наименование и
значение. Это хороший обычай, но соблюдать его надо тоже по-христиански.
Понедельник называется «встреча». Можно уже начинать печь
блины. В древности их пекли как символ весеннего солнца. Ничего дурного в этом
символе нет. Блин и впрямь похож на солнышко, а когда он горячий — на летнее
солнышко. В старые времена блины, испечённые в первый день масленицы, относили
нищим, заключённым, лежащим в больницах. Прекрасный обычай. Неплохо бы его и
сейчас соблюдать!
Вторник называется «заигрыши». Молодёжь
с утра каталась с гор, веселилась. Праздник набирал обороты. Приглашали вечером
на блины в гости родных, знакомых, близких по роду или по духу.
Среда носит название «лакомка». По обычаю, зять шёл есть
блины к тёще.
Широкая масленица, про которую в опере Серова поёт Ерёмка, — это четверг. В старину народ в этот
день, как сейчас говорят, «отрывался по полной».
Катания с гор, на качелях-каруселях веселье, кулачные бои, так хорошо
показанные в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник».
Пятница — «тёщины
вечёрки». На сей раз зятья приглашали тёщ на
блины. Так же, как и в среду, полагается угощаться вечером, а днём поститься.
Суббота — «золовкины посиделки». Невестки угощают золовок, то есть сестёр своих мужей. Веселье ещё продолжается, но уже начинает гаснуть. Ведь послезавтра уже Великий пост!
Наконец, наступает последний день масленицы — «Прощёное воскресенье».
Все говорят друг другу:
—Прости меня, Христа ради.
—Бог простит, и я прощаю.
Мне этот масленичный обычай
кажется самым красивым, самым трогательным.
В последний день масленицы ещё можно и повеселиться, и попировать,
но лучше не увлекаться. А то бывает так, что накупят всего, не съедят, а на
другой день жаль выбрасывать. Великий пост уже наступил, а надо вчерашнее доедать. И кто-нибудь один говорит:
—Ладно, возьму этот грех на себя. Не такие уж мы
богатые, чтобы выкидывать.
В старину по окончании сырной седмицы ещё кадили благовониями,
изгоняли из домов разудалую масленицу, чтобы пахло в доме там не яствами и напитками,
а ладаном. Многие теперь вернулись к этому доброму обычаю.
Обычай прощать друг друга перед Великим постом — древнейший.
Александр Юрьевич ЛУКИН