III. Учебный план 1-х классов
МОУ «СОШ №4» на 2010-2011 учебный год
Разработано зам.директора по УВР Жукавиной С.Б.
В ходе освоения
образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени
общего образование формируются базовые основы и фундамент всего последующего
обучения, в том числе:
· закладывается основа
формирования учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных
мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение
планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
· формируются универсальные
учебные действия;
· развивается
познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к
сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками,
формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с
обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на
этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного
подхода и индивидуализации обучения по каждому
учебному предмету.
Учебный план состоит из
двух частей — обязательной части и инвариантной, включающей внеурочную
деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Обязательная часть
базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов,
реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть
базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
решение важнейших целей современного начального образования:
· формирование гражданской
идентичности обучающихся;
· их приобщение к
общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
· готовность к продолжению
образования на последующих ступенях основного общего образования;
· формирование здорового
образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
· личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Общие
характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов,
предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной
программы начального общего образования, в том числе по русскому языку, литературному чтению, иностранному
языку, математике, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры
народов России, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической
культуре, приведены в разделе «Программы отдельных учебных предметов» Основной
образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с
требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям
развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). I
Организация занятий по
направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью
образовательного процесса. МОУ «СОШ №4» предоставляет обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание
занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учётом пожеланий обучающихся и
их родителей (законных представителей) и направляется на реализацию различных
форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии,
кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики и т. д.
При организации
внеурочной деятельности обучающихся используются
возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В
период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться
возможности пришкольного лагеря.
Для развития потенциала
одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся
и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в
рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, темп и формы образования).
Время, отведённое на
внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
При проведении занятий по
иностранному языку (2—4 классы) осуществляется деление классов на две группы при
наполняемости 25 и более человек.
В МОУ «СОШ №4» определен
следующий режим работы:
Для учащихся 1 класса
максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней, во 2—4 классах
— 6 дней.
Продолжительность
учебного года на первой- ступени общего образования составляет 34 недели, в 1
классе — 33 недели.
Продолжительность каникул
в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не
менее; 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются
в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока
составляет:
в 1 классе — 35 минут;
во 2—4 классах — 40 минут.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1-х классов (пилотные) МОУ «СОШ №4» на 2010 – 2011 учебный год
Предметы |
«Школа 2100» |
Общеобразовательная программа (математика и
конструирование) |
|
1а |
1бв |
Русский язык |
3 + 2р |
3 + 1р |
Литературное чтение |
4 |
4 |
Математика |
4 |
|
Математика и конструирование |
|
4 + 1тех |
Информатика |
1р |
1р |
Окружающий мир |
1 |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
ИЗО и художественный труд |
1+1тех |
1 + 1р |
Физическая культура |
2 |
2 |
Объем учебной нагрузки |
20 |
20 |
Внеурочная деятельность |
10 |
10 |
Спортивные кружки, секции |
2 |
2 |
Хореографический кружок |
2 |
2 |
Проектная деятельность |
2 |
2 |
Кружки, предлагаемые УДОД |
4 |
4 |
Итого |
30 |
30 |
На первой ступени обучения
реализуются:
-
общеобразовательные программы для начальных классов (1бв, 2 бвгд, 3бвг, 4бвг);
-
модель общеобразовательной программы по системе Занкова
(2а, 3а, 4а);
-
модель общеобразовательной программы «Школа 2100» (1а)
Учебный план составлен с
учетом принципа преемственности между начальной школой и дошкольными
отделениями.
Дошкольные отделения № 8,
22 работают по образовательной программе «Радуга» (комплексная программа по
воспитанию, развитию и образованию детей от 2-х до 7 лет), рекомендованную Министерством образования РФ (авторский коллектив под руководством Т.Н.Дороновой).
Все образовательные
области, включенные в программу «Радуга» имеют продолжение в начальной школе в
ходе реализации общеобразовательные программы для начальных классов.
Содержание воспитательно –
образовательного процесса в ДО – 12 «Дельфин» определяется программой
развития и воспитания детей в детском саду «Детство», разработанной коллективом
преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (под ред.
Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович), учебно – методическим
комплектом к программе «Детство», дополнительными программами, авторскими
разработками и технологиями, используемыми в целях расширения содержания
дошкольного образования.
Все образовательные
области, включенные в программу «Детство» имеют продолжение в начальной школе в
ходе реализации модели общеобразовательной программы по системе Занкова, «Школа 2100».
Базовый
компонент учебного плана составлен с учетом рекомендаций республиканского
базисного учебного плана.
Согласно
приказу МОН РФ №373 от 6.10. 2009 года «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного стандарта начального общего образования», п.1
приказа МОН КБР № 273 от 08.04.2010 года «Об организации отработки федерального
государственного стандарта начального общего образования на территории
муниципальных образований КБР» МОУ «СОШ №4»
является пилотной школой по отработке
федерального государственного стандарта начального общего образования (далее
Стандарта). В МОУ «СОШ №4» 1-е классы являются пилотными
по отработке Стандарта. Реализация
основной образовательной программы в 1-х классах строится в соответствии с I
вариантом базисного учебного плана – для образовательных учреждений, в которых
обучение ведется на русском языке.
Образовательная область
«Филология». В 1абв классах 7 часов, отведенных на изучение русского языка и
литературы, распределены следующим образом: 4 часа отведены на изучение
литературного чтения и 3 часа - на русский язык. В 1бв классах образовательная область
«Филология» усилена введением дополнительного 1 часа, а в 1а классе («Школа
2100») – дополнительных 2 часов за счет часов регионального компонента (РК) на
изучение русского языка в связи с необходимостью совершенствования навыков
устной и письменной речи обучающихся, усвоения ими правил орфографии и
пунктуации.
Образовательная область
«Математика» в 1бвгд классах представлена интегрированным курсом математика и конструирование, который
объединяет в единый учебный предмет 2 разноплановых по способу их изучения
учебных предмета: математику и трудовое обучение. Данный курс способствует
развитию логического мышления и пространственных представлений детей,
формированию начальных элементов конструкторского мышления. К числу часов,
отводимых в начальных классах на математику по учебному плану, в 1бвгд классах
добавляется 1 час, отводимый на трудовое обучение с целью реализации 5-часовой
программы обучения.
В 1а классе («Школа
2100») согласно базисному учебному плану выделено 4 часа для изучения курса
математики.
С целью пропедевтического
изучения информатики за счет регионального компонента (РК) вводится 1 час на изучение информатики в 1-х классах.
Образовательная область «Естествознание» в 1-х классах представлена предметом
окружающий мир. Количество часов по данному предмету соответствует базисному
учебному плану и составляет 1 час.
Образовательная область «Искусство» в 1-х классах представлена
предметами:
Музыка (1ч);
Данная область усилена введением интегрированного курса «ИЗО и художественный труд». Недельное
количество часов по курсу «ИЗО и художественный труд» в 1а классе («Школа
2100») складывается таким образом: к числу часов, отводимых на ИЗО (1 ч) по
учебному плану добавляется 1ч, отводимый на трудовое обучение. Но в 1бв
классах по базисному учебному плану отводится только 1 час на трудовое обучение,
который был добавлен на интегрированный курс «Математика и конструирование»,
поэтому 1ч на курс «ИЗО и художественный
труд» добавляется за счет часов регионального компонента (РК).
Образовательная область
«Физическая культура» представлена в 1-х классах предметом физическая культура.
Количество часов по данному предмету соответствует базисному учебному плану и
составляет 2 часа.
В соответствии с
требованиями Стандарта в 1абв классах в образовательный процесс
включена внеурочная деятельность. Она организуется по направлениям
развития личности (духовно-нравственное, общеинтеллектуальное,
общекультурное,
спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по
направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью
образовательного процесса. В МОУ «СОШ №4» обучающимся представлена
возможность широкого выбора занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, сформировано с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). При
организации внеурочной деятельности обучающихся в МОУ «СОШ №4» использованы
возможности учреждений дополнительного образования детей.
Часы, отведенные на
внеурочную деятельность в 1абв классах, распределены следующим образом:
- Спортивные кружки, секции
– 2ч
- Хореографический кружок –
2ч
- Проектная деятельность –
2ч
- Кружки, предлагаемый УДОД
– 4ч
Время, отведенное на
внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся.