Программа формирования
универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее
— программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует
требования Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, дополняет традиционное содержание
образовательно-воспитательных
программ и служит основой разработки учебных программ. Программа
разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального
общего образования, Примерной программы формирования универсальных учебных
действий на ступени начального общего образования
Цель
программы: обеспечить регулирование
различных аспектов освоения метапредметных
умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного
процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Как и программы по
отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных
действий конкретизирует соответствующий раздел Фундаментального ядра
содержания.
Задачи программы:
·
установить ценностные ориентиры начального образования;
·
определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
·
выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и
определить условия формирования в
образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
Программа формирования
универсальных учебных действий содержит:
1.
описание ценностных ориентиров начального образования;
2.
характеристики личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий.
3.
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов;
4.
типовые задачи формирования личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.;
5.
описание преемственности программы формирования универсальных
учебных действий по ступеням общего образования;
6.
Планируемые результаты сформированности
УУД.
Ценностные ориентиры начального общего образования
Ценностные ориентиры
начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный
заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения
основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки
системы начального общего образования:
· формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека
за 'благосостояние общества;
- восприятия мира как
единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
уважения истории и культуры каждого народа;
· формирование психологических условий развития общения,
сотрудничества на основе:
- доброжелательности,
доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию
помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим —
умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное
мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
· развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе
общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения
ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и
стремления следовать им;
- ориентации и нравственном
содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей, развития эстетических чувств (стыда, вины, совести)
как регуляторов морального поведения;
- формирования чувства
прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству
с мировой и отечественной художественной культурой;
· развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию, а именно:
- развитие широких
познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и
творчества;
- формирование умения
учиться и способности к организации своей деятельности (планированию,
контролю, оценке);
· развитие самостоятельности, инициативы и ответственности
личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения
и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и
отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их
оценивать;
- развитие готовности к
самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование
целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению
трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование нетерпимости
и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью,
безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Ценностные ориентиры
формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике
начальной школы.
Это человек:
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
- Владеющий основами умения учиться.
- Любящий родной край и
свою страну.
- Уважающий и принимающий ценности
семьи и общества
- Готовый самостоятельно
действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
- Доброжелательный, умеющий слушать и
слышать партнера,
- умеющий высказать свое мнение.
- Выполняющий правила здорового и
безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий
на ступени начального общего образования
Последовательная
реализация деятельностного подхода направлена на
повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний
учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное
повышение их мотивации и интереса к учёбе.
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин
«универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося
самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и
компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е.
умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как
обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации
как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности,
включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким
образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение
обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия
и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися
предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и
ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
· обеспечение возможностей
обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
· создание условий для
гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному
образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений,
навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов
универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования,
можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий
также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные
учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной
деятельности следует выделить три вида личностных действий:
· личностное,
профессиональное, жизненное самоопределение;
· смыслообразование, т. е. установление
обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими
словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего
она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом:
какое значение и какой смысл имеет для меня учение? —
и уметь на него отвечать.
· нравственно-этическая
ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из
социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные
универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся
организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
· целеполагание как постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно;
· планирование —
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
· прогнозирование —
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных
характеристик;
· контроль в форме сличения
способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
· коррекция — внесение
необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений
в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим
обучающимся, учителем, товарищами;
· оценка — выделение и
осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов
работы;
· саморегуляция как способность к
мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного
конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные
универсальные учебные действия включают: общеучебные,
логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные
универсальные действия:
· самостоятельное выделение
и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение
необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе
с помощью компьютерных средств;
· структурирование знаний;
· осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
· смысловое чтение как
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение
основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие
текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового
стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
· постановка и
формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
· моделирование
— преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или
знаково-символическая);
· преобразование модели с
целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
· анализ объектов с целью
выделения признаков (существенных, несущественных);
· синтез — составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением
недостающих компонентов;
· выбор оснований и
критериев для сравнения, сериацию, классификации
объектов;
· подведение под понятие,
выведение следствий;
· установление
причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
· построение логической
цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
· доказательство;
· выдвижение гипотез и их
обоснование.
Постановка и решение проблемы:
· формулирование проблемы;
·
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные
универсальные учебные действия обеспечивают
социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по
общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным
действиям относятся:
· планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников,
способов взаимодействия;
· постановка вопросов —
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов —
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением
партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
· умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
современных средств коммуникации.
Развитие системы
универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие
психологических способностей личности, осуществляется в рамках
нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности
ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных
учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их
свойства.
Универсальные
учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение
и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с
другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации
обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и
деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о
себе, отношений к себе.
Характеристика
результатов формирования универсальных учебных действий
на разных этапах обучения
в начальной школе
Класс |
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
1 класс |
1. Ценить и принимать следующие базовые
ценности: «добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим
родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли
ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с
точки зрения общечеловеческих норм. |
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной
деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной
деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку,
треугольник и т.д. |
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в
учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или
прослушанное; определять тему. |
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. |
2 класс |
1. Ценить и принимать
следующие базовые ценности: «добро»,
«терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей
родине. 3. Освоение личностного смысла учения,
желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с
точки зрения общечеловеческих норм. |
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной
деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной
деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное
задание с образцом, предложенным
учителем. 6. Использовать в работе простейшие
инструменты и более сложные приборы (циркуль). 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять,
возникли сложности при выполнении. |
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего
незнания. 2. Отвечать на простые и сложные
вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в
учебнике. 3. Сравнивать и группировать
предметы, объекты по нескольким
основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план . 5. Определять, в каких
источниках можно найти
необходимую информацию для
выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы |
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных
и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи). |
3 класс |
1. Ценить и принимать
следующие базовые ценности: «добро»,
«терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»,
«справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». 2. Уважение к своему народу, к другим
народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. 3. Освоение личностного смысла учения;
желания продолжать свою учебу. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с
точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. |
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с
целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания
в учебном процессе и жизненных
ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной
деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими
заданиями, или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8. Оценка своего задания по
параметрам, заранее представленным. |
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего
незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для
изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том
числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,
явления, факты. |
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных
и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг
с другом. |
4 класс |
1. Ценить и принимать
следующие базовые ценности: «добро»,
«терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»,
«справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»,
«народ», «национальность» и т.д. 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие
ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла
учения; выбор дальнейшего
образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с
точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей,
ценностей гражданина России. |
1. Самостоятельно формулировать
задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения,
корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную
литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего
незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая
дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого
материала; отбирать необходимые источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,
электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из различных
источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть
Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления,
факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,
преобразовывать её, представлять
информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом
виде. |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных
и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на
ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг
с другом. Предвидеть последствия
коллективных решений. |
Связь универсальных учебных
действий с содержанием учебных предметов
Формирование универсальных учебных действий в образовательном
процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в
планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология»,
«Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в
отношении ценностно-смыслового,
личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
Каждый из предметов
помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений,
навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:
·
Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в
ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое
высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и
ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с
коммуникативной задачей;
·
Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования
объектов и отношений между ними;
·
Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения,
нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические
действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные
гипотезы.
Каждый
учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной
деятельности учащихся раскрывает определенные возможности
для формирования универсальных учебных действий.
Смысловые акценты УУД |
Русский язык |
Литературное чтение |
Математика |
Окружающий мир |
личностные |
жизненное само- определение |
нравственно-этическая ориентация |
смыслообразование |
нравственно-этическая ориентация |
регулятивные |
целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
(Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология ,
Физическая культура и др.) |
|||
познавательные общеучебные |
моделирование (перевод устной речи в письменную) |
смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные
высказывания |
моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
широкий спектр источников информации |
познавательные логические |
формулирование личных, языковых, нравственных проблем.
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого
характера |
анализ, синтез, сравнение, группировка,
причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства,
практические действия |
||
коммуникативные |
использование средств языка и речи для получения и передачи
информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические
высказывания разного типа. |
Связь универсальных
учебных действий с содержанием учебных предметов определяется
следующими утверждениями:
1.
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно
выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие
виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие
социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные – определяющие
мотивационную ориентацию,
регулятивные
– обеспечивающие организацию
собственной деятельности.
2.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом,
который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
3.
Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания,
планировании и организации образовательного процесса с учетом
возрастно-психологических особенностей обучающихся.
4.
Способы учета уровня их сформированности -
в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в
обязательных программах внеурочной деятельности.
5.
Педагогическое сопровождение
этого процесса осуществляется с помощью
Универсального интегрированного Портфолио (раздел
«Система оценки достижений планируемых результатов образования»), который является процессуальным способом оценки достижений
учащихся в развитии универсальных учебных действий.
6.
Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются
ориентиром при организации мониторинга их достижения.
В частности, учебный
предмет «Русский язык», обеспечивает
формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с
текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа,
сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в
морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения
слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие
знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой),
моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и
преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт
условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка
в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает
успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую
и планирующую функции.
«Литературное чтение». Требования к результатам изучения учебного
предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий
личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом
развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).
Литературное чтение —
осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного
содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия.
Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция
духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных
личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев
литературных произведений. На ступени начального общего образования важным
средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям
произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.
Учебный предмет
«Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных
действий:
· смыслообразования через прослеживание
судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
· самоопределения и
самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений
посредством эмоционально-действенной идентификации;
· основ гражданской
идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа
и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам
и достижениям её граждан;
· эстетических ценностей и
на их основе эстетических критериев;
· нравственно-этического
оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения
действий персонажей;
· эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями
произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
· умения понимать
контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
· умения произвольно и
выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации,
особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные
средства;
· умения устанавливать
логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев
произведения;
· умения строить план с
выделением существенной и дополнительной информации.
«Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие
коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося.
Изучение иностранного языка способствует:
· общему речевому развитию
учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур
грамматики и синтаксиса;
· развитию произвольности и
осознанности монологической и диалогической речи; развитию письменной речи;
· формированию ориентации
на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и
переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника;
вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника
форме.
Знакомство обучающихся с
культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие
универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для
формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской
идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и
доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и
народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Изучение иностранного
языка способствует развитию общеучебных познавательных
действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката
текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета;
умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение
оригинального текста на основе плана).
«Математика». На ступени начального общего
образования этот предмет является основой развития у обучающихся
познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических,
включая знаково-символические, а также планирование (последовательности
действий по решению задач), систематизацию и структурирование знаний, перевод с
одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и
несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного
мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое
значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как
универсального учебного действия.
Формирование
моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках
практически всех учебных предметов на этой ступени образования. Моделирование
включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование,
декодирование. С их освоения и должно начинаться овладение моделированием.
Кроме того, учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и
символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения,
так и для его социализации.
«Окружающий мир». Этот предмет выполняет интегрирующую
функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины
природного и социокультурного мира, отношений
человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего
места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного
самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
В сфере личностных
универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает
формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного
компонентов гражданской российской идентичности:
· умения различать
государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать
достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую
Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с
особенностями некоторых зарубежных стран;
· формирование основ
исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое,
настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа
и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и
России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего
региона;
· формирование основ
экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение
элементарных норм адекватного природосообразного
поведения;
· развитие
морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с
другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных
универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию
необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического,
психического и психологического здоровья.
Изучение предмета
«Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных
универсальных учебных действий:
· овладению начальными
формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с
информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
· формированию действий
замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений
или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной
среде);
· формированию логических
действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов
живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных
свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том
числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
«Музыка». Этот предмет обеспечивает формирование личностных,
коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира
музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические
и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования
позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в
творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и
мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора
России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование
российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в
поликультурном обществе.
Будут сформированы
коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и
чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет
способствовать формированию замещения и моделирования.
«Изобразительное искусство». Развивающий потенциал
этого предмета связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных
действий.
Моделирующий характер
изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в
продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является
основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических
операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий,
причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной
деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации
действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых
действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего
результата и его соответствия замыслу.
В сфере личностных
действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы
изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других
народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности,
толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая
мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки
и самоуважения учащихся.
«Технология». Специфика этого предмета и его значимость для
формирования универсальных учебных действий обусловлена:
· ключевой
ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования
системы универсальных учебных действий;
· значением универсальных
учебных действий моделирования и планирования, которые являются
непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по
курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся
использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу
выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему
ориентиров);
· специальной организацией
процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной
деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований
младшего школьного возраста — умении осуществлять анализ, действовать во
внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований
выполняемой деятельности;
· широким использованием
форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных
целей курса;
· формирование
первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.
Изучение технологии
обеспечивает реализацию следующих целей:
· формирование картины мира
материальной и духовной культуры как продукта творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
· развитие
знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к
моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме
моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
· развитие регулятивных
действий, включая целеполагание; планирование (умение
составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование
(предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения
действия), контроль, коррекцию и оценку;
· формирование внутреннего
плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
· развитие планирующей и
регулирующей функции речи;
· развитие коммуникативной
компетентности обучающихся на основе организации
совместно-продуктивной деятельности;
· развитие эстетических
представлений и критериев на основе изобразительной и художественной
конструктивной деятельности;
· формирование мотивации
успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе
эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей
деятельности;
· ознакомление обучающихся
с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении
информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания
учения;
· ознакомление обучающихся
с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и
развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному
профессиональному самоопределению.
«Физическая культура». Этот предмет обеспечивает формирование
личностных универсальных действий:
· основ общекультурной и
российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в
мировом и отечественном спорте;
· освоение моральных норм
помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
· развитие мотивации
достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных
стратегий совладания и умения мобилизовать свои
личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
· освоение правил здорового
и безопасного образа жизни.
«Физическая культура» как учебный предмет способствует:
· в
области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать,
контролировать и оценивать свои действия;
· в области коммуникативных
действий развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и
кооперации (в командных видах спорта — формированию умений планировать общую
цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов
действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые
коррективы в интересах достижения общего результата).
Обеспечение
преемственности
программы формирования
универсальных учебных действий
по ступеням общего
образования.
Организация
преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к
начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от
основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного
процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей
ступени. Стартовая диагностика
определяет основные проблемы,
характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система
работы по преемственности.
Преемственность
формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования
обеспечивается за счет:
- принятия в
педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический
приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
- четкого представления
педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;
- целенаправленной
деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные,
речевые, регулятивные, общепознавательные, логические
и др.).
Основанием
преемственности разных ступеней образовательной системы становится
ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования
– формирование умения учиться.
В Таблице «Значение универсальных учебных
действий для успешности обучения в начальной школе основной школе»
представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для
обучения.
УУД |
Результаты
развития УУД |
Значение
для обучения |
Личностные действия - смыслообразование - самоопределение Регулятивные действия |
Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка |
Обучение в зоне ближайшего развития ребенка.
Адекватная оценка учащимся границ
«знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы
над ее достижением. |
Регулятивные,
личностные, познавательные, коммуникативные действия |
Функционально-структурная сформированность
учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. |
Высокая успешность в усвоении учебного
содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. |
Коммуникативные
(речевые), регулятивные действия |
Внутренний план
действия |
Способность действовать «в уме». Отрыв
слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. |
Коммуникативные,
регулятивные действия |
Рефлексия – осознание
учащимся содержания, последовательности и оснований действий |
Осознанность и критичность учебных
действий. |
Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных
учебных действий по завершении начального обучения.
Педагогические ориентиры:
Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных
действий у выпускников
будут сформированы
внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация
учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на
моральные нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры:
Самообразование и самоорганизация
В сфере регулятивных универсальных учебных
действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных
на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне
его, включая способность принимать и сохранять учебную
цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),
контролировать и
оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Педагогические ориентиры:
Исследовательская культура
В сфере познавательных универсальных учебных
действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и
важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства,
в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром
логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры:
Культура общения
В сфере коммуникативных универсальных учебных
действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника
(партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с
учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию,
отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях,
важнейшими компонентами которых являются тексты.
«Условия , обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе.»
Учитель знает:
− важность
формирования универсальных учебных действий школьников;
− сущность и виды универсальных умений,
- педагогические приемы и способы их
формирования .
Учитель умеет:
- отбирать содержание и конструировать учебный
процесс с учетом формирования УДД
- использовать диагностический инструментарий
успешности формирования УДД
- привлекать родителей к совместному решению
проблемы формирования УДД