Разработано
зам.директора по УВР
Жукавиной С.Б., Крымской О.Н.
1. Пояснительная записка
Программа формирования
ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования
разработана на основе Примерной программы формирования ценности здоровья и здорового
образа жизни на ступени начального общего образования. Программа формирования
ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся
в соответствии с определением Стандарта
— это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных
ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического
и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Программа формирования
ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования
сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние
здоровья детей:
· неблагоприятные социальные,
экономические и экологические условия;
· факторы риска, имеющие место
в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению
здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
· чувствительность к
воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе,
обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может
быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и
существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье
детей и подростков и всего населения страны в целом;
· активно формируемые в
младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения,
привычек;
· особенности отношения обучающихся младшего школьного
возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых,
что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с
серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния
болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в
постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего
отношения к
здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие
ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой
его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к
удовлетворению своих актуальных
потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться
невозможности осуществления своих желаний).
Программа предусматривает
получение учениками знаний, умений и навыков по формированию потребности в
здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, уход за
больными; рационального питания и других способов самосовершенствования.
2. Цель и задачи программы
Цель программы:
·
Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья всех
участников образовательного процесса.
· Формирование культуры
здорового образа жизни.
Задачи программы:
· сформировать
представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
· научить
обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и
укреплять здоровье;
· научить выполнять правила
личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно
поддерживать своё здоровье;
· сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его
режиме, структуре, полезных продуктах;
· сформировать
представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха,
двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и
контролировать свой режим дня;
· дать представление с
учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска
здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания,
переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей
от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных
веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
· дать представление о
влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от
общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
· обучить элементарным
навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
· сформировать навыки
позитивного коммуникативного общения;
· сформировать
представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
· сформировать потребность
ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья,
в том числе связанным с особенностями роста и развития.
3. Структура системной работы по формированию культуры здорового
и безопасного образа жизни на ступени
начального общего
образования
Системная
работа на ступени начального общего образования по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных
блоков — по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры,
рациональной организации учебной и внеучебной
деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной
работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с
родителями (законными представителями) и способствует формированию у
обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
Формирование культуры здорового
и безопасного образа жизни
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения
· Состояние и содержание
здания и помещений образовательного учреждения соответствует санитарным и гигиеническим
нормам, частично нормам пожарной безопасности (отсутствует автоматическая
пожарная сигнализация), требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
· В школе имеется необходимое
оснащенное помещение для питания обучающихся, но
помещения для хранения и приготовления пищи требуют косметического ремонта;
· В школе организовано
качественное горячее питание учащихся, в том числе горячие завтраки (за счет
муниципалитета) и горячие обеды (за счет родительской оплаты);
· Кабинеты начальных
классов не обеспечены в достаточной степени ростовыми
партами, физкультурный зала, спортплощадка
имеют необходимое игровое и спортивное оборудование и инвентарь;
· Имеются в наличии помещения
для медицинского персонала (медицинский и стоматологический кабинеты),
медицинский кабинет не оборудован в
достаточной мере;
· В школе наличествует
необходимый (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированный состав
специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися
(логопед, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники,
социальный педагог).
Ответственность и
контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию
образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и внеучебной
деятельности обучающихся,
направленная на повышение
эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального
напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального
чередования труда и отдыха, включает:
· соблюдение гигиенических
норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной
нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях)
учащихся на всех этапах обучения;
· использование методов и
методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся
(использование методик, прошедших апробацию);
· введение любых инноваций
в учебный процесс только под контролем специалистов;
· строгое соблюдение всех
требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров
и аудиовизуальных средств;
· индивидуализация обучения
(учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа
деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего
образования.
Эффективность реализации
этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
Эффективная
организация
физкультурно-оздоровительной работы,
направленная на обеспечение
рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического
развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение
адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
· полноценную и эффективную
работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках
физкультуры, в секциях и т. п.);
· рациональную и
соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий
активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
· организацию динамической
паузы в 1-х классах между 2-м и 3-м уроками
продолжительностью 25 минут;
· проведение классными
руководителями больших перемен при максимальном использовании свежего воздуха,
в подвижных играх;
· организацию
физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению
двигательной активности;
· организацию работы
спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
· регулярное проведение
спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад,
походов и т. п.).
Реализация этого блока
зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической
культуры, а также всех педагогов.
Реализация
дополнительных образовательных программ предусматривает:
· разработку в течение 1
четверти 2010-2011 учебного года и последующее внедрение в систему работы
образовательного учреждения образовательной программы, направленной на
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве компонента,
включённого в учебный процесс;
· проведение дней здоровья,
конкурсов, праздников и т. п.;
Программы («Образование и
здоровье», «Здоровье»), направленные на формирование ценности здоровья и
здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
· интеграцию в базовые
образовательные дисциплины;
· проведение часов
здоровья;
· факультативные занятия;
· проведение классных
часов;
· занятия в кружках;
· проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин,
экскурсий и т. п.;
· организацию дней
здоровья.
Просветительская
работа с родителями (законными представителями) включает:
· лекции, консультации, родительские
собрания, наглядная агитация по различным вопросам роста и развития ребёнка,
его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей
и т. п.;
· приобретение для
педагогов, специалистов необходимой научно-методической литературы;
· организацию совместной
работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных
соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
4. Ожидаемые результаты:
-
расширить сферу
предоставляемых услуг по здоровьесбережению всех
участников образовательного процесса;
-
увеличить число
практически здоровых детей в школе;
-
улучшить успеваемость на
10%;
-
снизить количество детей
в школе с такими заболеваниями как лорзаболевания,
дефекты речи, сколиоз, плоскостопие;
-
широко внедрить в учебный
процесс здоровьесберегаюшие технологии;
-
создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей;
-
увеличить число детей и
родителей, пропагандирующих в школьном сообществе здоровый образ жизни;
-
сформировать
благоприятный психологический климат в школе и психофизический комфорт учащихся
на уроке.
5. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:
-
количественный и
качественный показатели учения школьников в городских, республиканских
спортивных соревнованиях;
-
увеличение числа
школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;
-
динамика изменений в
состоянии психофизического и нравственного здоровья обучающихся;
-
уровень социальной и
психологической адаптации учащихся.
6. Формы представления результатов программы:
-
ежегодные аналитические
отчеты о ходе реализации программы;
-
разработка методических
рекомендаций по проблеме здоровьесбережения;
-
обобщение и
распространения ППО по здоровьесберегающим
технологиям;
-
материалы семинаров,
проведенных в общеобразовательных учреждениях.
7. В реализации программы «Здоровье» будут принимать участие:
-
учащиеся школы;
-
члены педагогического
коллектива;
-
медицинские работники;
-
родители.
Этапы выполнения программы «Здоровье»
Этапы |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
Исполнители |
||||
/. Анализ и создание
условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в
общеобразовательных учреждениях |
|||||||
1.1. |
Систематический анализ здоровья детей,
отслеживание типичных отношений |
2007-2011 |
администрация, медсестра |
||||
1.2. |
Осуществление
контроля за соблюдением норм СаНПиНа |
2007-2011 |
администрация, медсестра |
||||
1.3. |
Развитие
материально-технической базы школы: -приобретение
компьютера в кабинет психолога; -приобретение
спортивного инвентаря; -формирование методической
библиотеки видеотеки по вопросам здорового образа жизни; -выделение
и оборудование комнаты психологической разгрузки |
2007-2011 |
администрация,
заместитель директора по АХЧ |
||||
1.4. |
Повышение уровня знаний педагогического
коллектива школы через семинары, лекции и др. формы работы. |
2007-2011 |
администрация, МС |
||||
i 1.5. |
Разработка
методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих
технологий на уроках. |
2007-2011 |
методический совет |
||||
1 1.6. |
Разработка
индивидуальных карт развития ребенка, ПМПК. |
2007-2009 |
МС, медсестра, психолог |
||||
1.7. |
Увеличение количества уроков физкультуры
до 3 часов в неделю за счет вариативной части учебного плана |
2007-2011 |
администрация |
||||
1.8. |
Оптимизация
расписания уроков и внеурочной деятельности школьников |
ежегодно |
администрация |
||||
1.9. |
Изменения в структуре
уроков, позволяющие включать в них различные виды физкультуры и
оздоровительных пауз. |
|
педагоги, методический
совет |
||||
2. Организация и проведение диагностических
мероприятий |
|||||||
2.1. |
Организация и
осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся. |
2007-2011 |
администрация, методический совет,
психолог |
||||
2.2. |
Созданиё'базы
данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей. |
2007-2009 |
администрация, МС, психолог |
||||
3. Организация
профилактических оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся |
|||||||
3.1 |
| I Обеспечение
качественного и рационального питания школьников и педагогов |
2007-2011 |
директор, методический
совет |
||||
3.2. |
Психопрофилактическая
работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых
ситуациях |
2007-2011 |
психолог, методический
совет |
||||
3.3. |
Работа
по профилактике и коррекции нарушения зрения у обучающихся
и воспитанников |
2007-2011 |
|
||||
3.4. |
Работа
по профилактике плоскостопия и сколиоза |
2007-2011 |
уч физ-ры, МС, педагоги |
|
|||
3.5. |
Работа
по закаливанию воспитанников |
2007-2011 |
МС,
инструктор по физ-ре ДО |
|
|||
3.6. |
Разработка
плана спортивно-массовых мероприятий |
2007-2011 |
зам.
дир-ра по BP, уч. физ-ры |
|
|||
4. Формирование
системы знаний о здоровьесбережении |
|
||||||
4.1. |
Организация
различных форм урочной и внеурочной деятельности |
2007-2011 |
кл. рук., соц. пед, уч. физ-ры, психолог |
|
|||
4.2. |
Организация
и проведение олимпиад, спортивных праздников для школьников с участием
педагогов и родителей |
ежегодно |
зам. дир-ра по
BP,
учителя физ-ры |
|
|||
4.3. |
Разработка системы классных
часе? по валеологичеекому воспитанию по параллелям |
2006-2008 |
зам. дир-ра по BP, классные руководители |
|
|||
5. Работа с родителями обучающихся |
|
||||||
5.1. |
Различные
формы работы с родителями обучающихся |
ежегодно |
администрация,
родит, комитет, кл. руководитель |
|
|||
6. Внешние
связи школы в рамках реализации программы |
|
||||||
6.1. |
Тесное сотрудничество с
учреждениями дополнительного образования |
ежегодно |
администрация |
|
|||
6.2. |
Организация совместной
деятельности школы и городской детской поликлиникой |
ежегодно |
администрация |
|
|||
6.3. |
Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все доступные
средства массовой информации |
ежегодно |
администрация |
|
|||
План реализации программы
«Здоровье» на 2010-2011 учебный год
сроки |
Мероприятия |
Ответственные |
сентябрь |
1 Корректировка плана
работы по программе «Здоровье» 2. Динамика острой
заболеваемости учащихся. 3.Определение
физического развития и физической подготовленности
школьников. 4. Заполнение карт
наблюдений за состоянием и поведением школьников
начальных классов. 5. Консультации
логопеда, психолога, соц. педагога. 6. Проф. прививки,
медосмотры 7.Организация и
проведение тематических бесед с учащимися
врачей-специалистов. 8.Выпуск листков
здоровья. 9. Тренинг с учителями
по проведению различных упражнений по снятию
утомления. 10.ВШК. Проверка
санитарного состояния кабинетов, документация по ТБ,
методическое обеспечение. 11. ВШК. «Изучение
адаптации первоклассников» 12. ВШК. Выполнение
норм СанПиН к искусственному и
естественному освещению» 13. Родительский
лекторий «Особенности адаптации первоклассников» 15. Разработка плана спортивно-массовых мероприятий на учебный
год. 16. Общешкольные и
городские мероприятия по формированию здорового
образа жизни: • День здоровья 17. Диагностика уровня
заболеваемости уч-ся 1-11 кл. |
кл.
руководители учителя физкультуры кл.
руководители, родители м/с администрация м/с, з/д по
BP кл.
руководители психолог администрация администрация учителя физ- ры з/д по ВР з/д по УBP учителя физ - ры з/д по BP учителя физ-ры вожатые Кл. рук. |
Октябрь |
1 .Проведение
спортивной олимпиады для школьников. 2 Диагностика уровня
заболеваемости уч- ся 1-11 кл. 4. Неделя профилактики детского дорожно - транспортного
травматизма 5 Консультации логопеда, психолога, соц. педагога. 7. Проб, прививки,
медосмотры. 8. ВШК. Состояние
работы по профилактике ДТП и изучение ПДД 9. ВШК. Организация
обучения первоклассников в период адаптации. 10.
ВШК. Контроль состояния школьной столовой 11.
ВШК Работа кружков и спортивных секций 12.
Городская акция «Займись спортом - сделай I шаг» 13.Мероприятия
акции «Шаг в будущее» (профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма, терроризма) • Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ
жизни» • Литературный конкурс • Классные часы на тему «Мы выбираем жизнь! |
учителя физ- ры кл.
руководители з/д по BP, вожатые администрация учителя физкультуры м/с з/д по BP, кл.
рук администрация администрация администрация з/д по BP вожатые педагог
- организатор классные руководители учителя физ-ры |
Ноябрь
|
1.
ВШК Подготовка школы к зиме 2.
Прием обучающимися 1-11 классов йодсодержащих
препаратов - Антиструмина (профилактика
заболеваний щитовидной железы) 3.
Разработка классных часов по валеологическому образованиию. 4.Оценка
здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ 5.
ВШК «Выполнение правил техники безопасности в кабинетах физики, химии,
информатики, технологии» 6.
Диагностика уровня заболеваемости уч-ся 1-11 кл. 7.
Общешкольные и городские мероприятия по формированию
здорового образа жизни: ♦ Городской
конкурс «Мама, папа, я - спортивная
семья» среди родителей учащихся
4-х классов; ♦ Игра,
посвященная Дню отказа от курения «Сто
к одному» ♦ Городская акция «Спорт вместо
наркотиков» |
администрация м/с з/д по BP кл. рук комиссия
ОУ администрация кл. рук з/д по BP, кл. рук преподаватель
ОБЖ учителя
физ-ры педагог
- организатор з/д по BP учителя физ-ры |
Декабрь
|
I
.Организация и проведение тематических бесед врачей-специалистов 2Вовлечение
учащихся в спортивные кружки и секции. 4.
ВШК Анализ работы психологической и логопедической групп. 5.ВШК.
Использование здоровьесберегающих технологий
в учебном процессе. 6.ВШК.
Соблюдение техники безопасности в учебных кабинетах, мастерских спортивных
залов 7. Диагностика уровня заболеваемости уч-ся
1-11 кл 8. Консультации логопеда, психолога, соц.
педагога. 9. Организация подвижных перемен в начальной школе
(МО учителей нач.школы). 10. Беседы по формированию здорового образа
жизни 12.
Акция, посвященная Дню борьбы со СПИДом для уч-ся
1-11 классов: 13.
Индивидуальна консультация для классных руководителей
«Семейный алкоголизм и трудности обучения в школе» |
администрация,
соц. Педагог кл. рук з/д по BP администрация администрация кл. рук. психолог,
кл. рук Кл.
руководители з/д по BP педагог
-организатор вожатые соц.
педагог, педагог
- организатор психолог |
Январь
|
1
.Вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции. 2.
Проведение консультаций с учителями нач. классов по
оформлению индивидуальных карт уч-ся. 3.
Распределение детей по группам здоровья. 4.
Рекомендации учителям и классным руководителям по
результатам диспансеризации 5.
Диагностика уровня заболеваемости уч-ся 1-11 классов. 6.ВШК.
Объём и содержание домашних заданий в 1 -4 классах. 7.
ВШК. Соблюдение ТБ на уроках физкультуры и технологии 8.
ВШК. Проверка соблюдения режима дня в ГПД 9.
Заполнение карт наблюдений за состоянием и поведением
школьников начальных классов. 10.
Проф прививки, медосмотры
. 11.
Игры на свежем воздухе с ребятами из ДО №8. 12.
Консультация для родителей «Влияние стилей семейного
воспитания на формирование личности младшего подростка» 1 -4 классы |
з\д
по BP кл. руководители администрация м/с кл. руководители администрация
м/с администрация администрация м/с м/с воспитатели
ГПД психолог |
Февраль
|
1.
Диагностика уровня заболеваемости уч-ся 1-11 классов 2. Консультации логопеда, психолога, соц.
педагога 3.
Проф. прививки, медосмотры 4. Соблюдение воздушного,
теплового, светового режимов
в кабинетах 5. Беседа «Правила личной гигиены подростков» 6.
Тренинг с учителями по проведению различных упражнений
по снятию утомления 8.
Отчет о состоянии здоровья школьников 9.ВШК.
Соблюдение санитарно-гигиенического режима
в период карантина и эпидемий 10.ВШК.
Оценка здоровьесберегающего режима работы школы |
кл.руководители логопед,
психолог. м/с м/с, кл.
рук психолог м/с администрация з/д по BP |
Март
|
1.
Родительское собрания «Здоровьесберегающие технологии
в условиях общеобразовательного учреждения»
4 классы 2. Семинар для педагогов школы «Психология
крика» 3.
Диагностика уровня заболеваемости 4. Консультации логопеда, психолога, соц.
педагога 5. Проф. прививки, медосмотры 6.
Оценка педагогами своего здоровья 8. Соревнования для 1-3 классов «Весёлые
старты» 9. ВШК. Проверка санитарно-гигиенического
режима питания обучающихся.
Витаминизация блюд. |
Рук.
ШМО, уч.физкультуры психолог кл. руководители логопед,
психолог, м/с м/с учителя
физкультуры администрация |
Апрель
|
1. Диагностика уровня
заболеваемости 2.Анкетирование
родителей уч-ся начальной школы «Ориентировочная оценка
риска нарушения зрения» 3. Самооценка школьниками факторов
риска 4. Спортивные соревнования для учащихся 1-4
классов 5. Консультации логопеда, психолога, соц.
педагога 6. Проф. прививки, медосмотры 7. Организация и проведение тематических
бесед 8. ВШК.
Проверка режима проветривания в |
кл.
руководители кл. руководители кл.руководители з/д по BP, уч.физ-ры м/с м/с администрация |
Май
|
1.
Диагностика уровня заболеваемости в 1 -11 классах 2.Оценка организации
физкультурно-оздоровительной работы в классе. 3.Анкетирование
родителей уч-ся начальной школы «Ориентировочная оценка риска нарушения
зрения». 4.Консультации логопеда, психолога, соц. педагога. 5.Проф. прививки,
медосмотры. 6.ВШК. Организация и
проведение бесед по предупреждению детского травматизма в каникулярное время 7. День здоровья |
кл.
руководители кл. руководители з/д по BP, м/с психолог, зам. директора по BP учителя физ-ры |
Директор школы Н.А.Шебалкова
Исполнила
зам. директора по BP Крымская О.Н.