Разработано

 замиректора по УВР

Жукавиной С.Б., Крымской О.Н.

 

1.    Пояснительная записка

 

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования разработана на основе Примерной программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования. Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением  Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.    

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:  

·       неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;     

·       факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;       

·       чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей времен­ной разрыв между воздействием и результатом, который мо­жет быть значительным, достигая нескольких лет, и тем са­мым между начальным и существенным проявлением небла­гополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

·       активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

·         особенности отношения обучающихся младшего школь­ного возраста к своему здоровью, существенно отличающие­ся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хро­ническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состоя­ния болезни главным образом как ограничения свободы (не­обходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к
здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком
деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных
потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет со­противляться невозможности осуществления своих желаний).

Программа предусматривает получение учениками знаний, умений и навыков по формированию потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, уход за больными; рационального питания и других способов самосовершенствования.

2.    Цель и задачи программы

Цель программы:

·       Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья всех
участников образовательного процесса.

·       Формирование культуры здорового образа жизни.

 

Задачи программы:        

·       сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

·       научить обучающихся делать осознанный выбор поступ­ков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

·       научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно под­держивать своё здоровье;

·         сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

·       сформировать представление о рациональной организа­ции режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

·       дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболе­вания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

·       дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных иг­рах;

·       обучить элементарным навыкам эмоциональной разгруз­ки (релаксации);

·       сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

·       сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

·       сформировать потребность ребёнка безбоязненно обра­щаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

 

3.    Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени

 начального общего образования

Системная работа на ступени начального общего образо­вания по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков — по созданию здоровьесберегающей инф­раструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и способствует фор­мированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

 

 

Формирование культуры здорового и безопасного

образа жизни

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения

·       Состояние и содержание здания и помеще­ний образовательного учреждения  соответствует санитарным и гигиеничес­ким нормам, частично нормам пожарной безопасности (отсутствует автоматическая пожарная сигнализация), требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

·       В школе имеется необходимое оснащенное помещение для пи­тания обучающихся, но помещения для хранения и приготовления пищи требуют косметического ремонта;

·       В школе организовано качественное горячее питание учащих­ся, в том числе горячие завтраки (за счет муниципалитета) и горячие обеды (за счет родительской оплаты);

·       Кабинеты начальных классов не обеспечены в достаточной степени ростовыми партами, физкультурный  зала, спорт­площадка имеют необходимое игровое и спортивное оборудовани­е и инвентарь;

·       Имеются в наличии помещения для медицинского персонала (медицинский и стоматологический кабинеты), медицинский кабинет  не оборудован в достаточной мере;

·       В школе наличествует необходимый (в расчёте на количество обуча­ющихся) и квалифицированный состав специалистов, обес­печивающих оздоровительную работу с обучающимися (лого­пед, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники, социальный педагог).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

 

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

направленная на повышение эффективности учебного про­цесса, снижение при этом чрезмерного функционального на­пряжения и утомления, создание условий для снятия пере­грузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

·       соблюдение гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполне­ние домашних заданий, занятия в кружках и спортивных сек­циях) учащихся на всех этапах обучения;

·       использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (ис­пользование методик, прошедших апробацию);

·       введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

·       строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

·       индивидуализация обучения (учёт индивидуальных осо­бенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Эффективность реализации этого блока зависит от дея­тельности каждого педагога.

 

 Эффективная организация

физкультурно-оздоровительной работы,

направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физическо­го развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей орга­низма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

·       полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

·       рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного харак­тера на ступени начального общего образования;

·       организацию динамической паузы в 1-х классах между 2-м и 3-м уроками  продолжительностью 25 минут;

·       проведение классными руководителями больших перемен при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх;

·       организацию физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повы­шению двигательной активности;

·       организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

·       регулярное проведение спортивно-оздоровительных ме­роприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации обра­зовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

 

 Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

 

·       разработку в течение 1 четверти 2010-2011 учебного года и последующее внедрение в систему работы образовательного учрежде­ния образовательной программы, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве компонента, включённого в учеб­ный процесс;

·       проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

Программы («Образование и здо­ровье», «Здоровье»), направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

·       интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

·       проведение часов здоровья;

·       факультативные занятия;

·       проведение классных часов;

·       занятия в кружках;

·       проведение досуговых мероприятий: конкурсов, празд­ников, викторин, экскурсий и т. п.;

·       организацию дней здоровья.

 Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

·       лекции, консультации, родительские собрания, наглядная агитация по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

·       приобретение для педагогов, специалистов необходимой научно-методической литературы;

·       организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных сорев­нований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

 

4.    Ожидаемые результаты:

-      расширить сферу предоставляемых услуг по здоровьесбережению всех участников образовательного процесса;

-      увеличить число практически здоровых детей в школе;

-      улучшить успеваемость на 10%;

-      снизить количество детей в школе с такими заболеваниями как лорзаболевания, дефекты речи, сколиоз, плоскостопие;

-      широко внедрить в учебный процесс здоровьесберегаюшие технологии;

-      создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей;

-      увеличить число детей и родителей, пропагандирующих в школьном сообществе здоровый образ жизни;

-      сформировать благоприятный психологический климат в школе и психофизический комфорт учащихся на уроке.

 

5.    Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:

-      количественный и качественный показатели учения школьников в городских, республиканских спортивных соревнованиях;

-      увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;

-      динамика изменений в состоянии психофизического и нравственного здоровья обучающихся;

-      уровень социальной и психологической адаптации учащихся.

 

6.    Формы представления результатов программы:

-      ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации программы;

-      разработка методических рекомендаций по проблеме здоровьесбережения;

-      обобщение и распространения ППО по здоровьесберегающим технологиям;

-      материалы семинаров, проведенных в общеобразовательных учреждениях.

 

7.    В реализации программы «Здоровье» будут принимать участие:

-      учащиеся школы;

-      члены педагогического коллектива;

-      медицинские работники;

-      родители.

 

Этапы выполнения программы «Здоровье»

 

Этапы

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Исполнители

/. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в общеобразовательных учреждениях

1.1.

Систематический анализ здоровья детей, отслеживание типичных отношений

2007-2011

администрация, медсестра

1.2.

Осуществление контроля за соблюдением норм СаНПиНа

2007-2011

администрация, медсестра

1.3.

Развитие материально-технической базы школы:

-приобретение компьютера в кабинет психолога;

-приобретение спортивного инвентаря; ормирование методической библиотеки видеотеки по вопросам здорового образа жизни;

-выделение и оборудование комнаты психологической разгрузки

2007-2011

администрация, заместитель директора по АХЧ

1.4.

Повышение уровня знаний педагогического коллектива школы через семинары, лекции и др. формы работы.

2007-2011

администрация, МС

i 1.5.

Разработка методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на уроках.

2007-2011

методический совет

1 1.6.

Разработка индивидуальных карт развития ребенка, ПМПК.

2007-2009

МС, медсестра, психолог

1.7.

Увеличение количества уроков физкультуры до 3 часов в неделю за счет вариативной части учебного плана

2007-2011

администрация

1.8.

 

Оптимизация расписания уроков и внеурочной деятельности школьников

ежегодно

администрация

 

 1.9.

Изменения в структуре уроков, позволяющие включать в них различные виды физкультуры и оздоровительных пауз.

 

педагоги, методический совет

2. Организация и проведение диагностических мероприятий

2.1.

Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся.

2007-2011

администрация, методический совет, психолог

2.2.

Созданиё'базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей.

2007-2009

администрация, МС, психолог

3. Организация профилактических оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся

3.1

|

I Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов

2007-2011

директор, методический совет

3.2.

Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях

2007-2011

психолог, методический совет

3.3.

Работа по профилактике и коррекции нарушения зрения у обучающихся и воспитанников

2007-2011

 

3.4.

Работа по профилактике плоскостопия и сколиоза

2007-2011

уч физ-ры, МС, педагоги

 

3.5.

Работа по закаливанию воспитанников

2007-2011

МС, инструктор по физ-ре ДО

 

3.6.

Разработка плана спортивно-массовых мероприятий

2007-2011

зам. дир-ра по BP, уч. физ-ры

 

4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении

 

4.1.

Организация различных форм урочной и внеурочной деятельности

2007-2011

кл. рук., соц. пед, уч. физ-ры, психолог

 

4.2.

Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников для школьников с участием педагогов и родителей

ежегодно

зам. дир-ра по BP, учителя физ-ры

 

4.3.

Разработка системы классных часе? по валеологичеекому воспитанию по параллелям

2006-2008

зам. дир-ра по BP,

классные

руководители

 

5. Работа с родителями обучающихся

 

5.1.

Различные формы работы с родителями обучающихся

ежегодно

администрация, родит, комитет, кл. руководитель

 

6. Внешние связи школы в рамках реализации программы

 

6.1.

Тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования

ежегодно

администрация

 

6.2.

Организация совместной деятельности школы и городской детской поликлиникой

ежегодно

администрация

 

6.3.

 

Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все доступные средства массовой информации

ежегодно

администрация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План реализации программы «Здоровье» на 2010-2011 учебный год

 

сроки

Мероприятия

Ответственные

сентябрь

1 Корректировка плана работы по программе

«Здоровье»

2. Динамика острой заболеваемости учащихся.

3.Определение физического развития и физической

подготовленности школьников.

4. Заполнение карт наблюдений за состоянием и

поведением школьников начальных классов.

5. Консультации логопеда, психолога, соц. педагога.

6. Проф. прививки, медосмотры

7.Организация и проведение тематических бесед с

учащимися врачей-специалистов.

8.Выпуск листков здоровья.

9. Тренинг с учителями по проведению различных

упражнений по снятию утомления.

10.ВШК. Проверка санитарного состояния кабинетов,

документация по ТБ, методическое обеспечение.

11. ВШК. «Изучение адаптации первоклассников»

12. ВШК. Выполнение норм СанПиН к

искусственному и естественному освещению»

13. Родительский лекторий «Особенности адаптации

первоклассников»

15. Разработка плана спортивно-массовых

мероприятий на учебный год.

16. Общешкольные и городские мероприятия по

формированию здорового образа жизни:

   День здоровья

17. Диагностика уровня заболеваемости уч-ся 1-11 кл.

кл. руководители

 

учителя

физкультуры

 

кл. руководители,

 

родители

м

администрация

 

м/с, з/д по BP

кл. руководители

психолог

администрация

 

администрация

учителя физ- ры

з/д по ВР

з/д по УBP учителя

физ - ры

з/д по BP

 

учителя физ-ры

вожатые

 

Кл. рук.

Октябрь

1 .Проведение спортивной олимпиады для школьников.

2 Диагностика уровня заболеваемости уч- ся 1-11 кл.

4. Неделя профилактики детского дорожно -

транспортного травматизма

5  Консультации логопеда, психолога, соц. педагога.

7. Проб, прививки, медосмотры.

8. ВШК. Состояние работы по профилактике ДТП и

изучение ПДД

9. ВШК. Организация обучения первоклассников в

период адаптации.

10. ВШК. Контроль состояния школьной столовой

11. ВШК Работа кружков и спортивных секций

12. Городская акция «Займись спортом - сделай I шаг»

13.Мероприятия акции «Шаг в будущее»

 (профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма, терроризма)

   Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни»

   Литературный конкурс

   Классные часы на тему «Мы выбираем жизнь!

 

учителя физ- ры

кл. руководители

з/д по BP, вожатые

администрация

учителя физкультуры

м

з/д по BP, кл. рук

администрация

 

администрация

администрация

з/д по BP

вожатые

педагог - организатор

классные

руководители

учителя физ-ры

Ноябрь

1. ВШК Подготовка школы к зиме

2. Прием обучающимися 1-11 классов

йодсодержащих препаратов - Антиструмина

(профилактика заболеваний щитовидной железы)

3. Разработка классных часов по валеологическому

образованиию.

4.Оценка здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ

5. ВШК «Выполнение правил техники безопасности в

кабинетах физики, химии, информатики, технологии»

6. Диагностика уровня заболеваемости уч-ся 1-11 кл.

7. Общешкольные и городские мероприятия по

формированию здорового образа жизни:

♦ Городской конкурс «Мама, папа, я -

спортивная семья» среди родителей

учащихся 4-х классов;

♦ Игра, посвященная Дню отказа от курения

«Сто к одному»

♦ Городская акция «Спорт вместо наркотиков»

администрация

м

 

 

з/д по BP кл. рук

 

комиссия ОУ

администрация

 

кл. рук

з/д по BP, кл. рук

преподаватель ОБЖ

учителя физ-ры

педагог - организатор

з/д по BP

учителя физ-ры

Декабрь

I .Организация и проведение тематических бесед

врачей-специалистов

2Вовлечение учащихся в спортивные кружки и

секции.

4. ВШК Анализ работы психологической и

логопедической групп.

5.ВШК. Использование здоровьесберегающих

технологий в учебном процессе.

6.ВШК. Соблюдение техники безопасности в учебных

кабинетах, мастерских спортивных залов

7.  Диагностика уровня заболеваемости уч-ся 1-11 кл

8.  Консультации логопеда, психолога, соц. педагога.

9.  Организация подвижных перемен в начальной

школе (МО учителей начколы).

10.  Беседы по формированию здорового образа жизни

12. Акция, посвященная Дню борьбы со СПИДом для

уч-ся 1-11 классов:

13. Индивидуальна консультация для классных

руководителей «Семейный алкоголизм и трудности

обучения в школе»

администрация, соц.

Педагог

 кл. рук

 

з/д по BP

 

администрация

 

администрация

 

кл. рук.

психолог, кл. рук

Кл. руководители

з/д по BP

педагог рганизатор

вожатые

соц. педагог,

педагог -

организатор

психолог

Январь

1 .Вовлечение учащихся в спортивные кружки и

секции.

2. Проведение консультаций с учителями нач. классов

по оформлению индивидуальных карт уч-ся.

3. Распределение детей по группам здоровья.

4. Рекомендации учителям и классным руководителям

по результатам диспансеризации

5. Диагностика уровня заболеваемости уч-ся 1-11

классов.

6.ВШК. Объём и содержание домашних заданий в 1 -4

классах.

7. ВШК. Соблюдение ТБ на уроках физкультуры и

технологии

8. ВШК. Проверка соблюдения режима дня в ГПД

9. Заполнение карт наблюдений за состоянием и

поведением школьников начальных классов.

10. Проф прививки, медосмотры .

11. Игры на свежем воздухе с ребятами из ДО №8.

12. Консультация для родителей «Влияние стилей

семейного воспитания на формирование личности

младшего подростка» 1 -4 классы

 

з\д по BP

кл. руководители

администрация

 

м

 

 

кл. руководители

 

администрация м/с

 

администрация

 

администрация

м

 

м

воспитатели ГПД

психолог

Февраль

1. Диагностика уровня заболеваемости уч-ся 1-11

классов

2.  Консультации логопеда, психолога, соц. педагога

3. Проф. прививки, медосмотры

4.  Соблюдение воздушного, теплового, светового

режимов в кабинетах

5.  Беседа «Правила личной гигиены подростков»

6. Тренинг с учителями по проведению различных

упражнений по снятию утомления

8. Отчет о состоянии здоровья школьников

9.ВШК. Соблюдение санитарно-гигиенического

режима в период карантина и эпидемий

10.ВШК. Оценка здоровьесберегающего режима

работы школы

клуководители

 

логопед, психолог.

м

м/с, кл. рук

психолог

м

администрация

 

з/д по BP

 

Март

1. Родительское собрания «Здоровьесберегающие

технологии в условиях общеобразовательного

учреждения» 4 классы

2.  Семинар для педагогов школы «Психология крика»

3. Диагностика уровня заболеваемости

4.  Консультации логопеда, психолога, соц. педагога

5.  Проф. прививки, медосмотры

6. Оценка педагогами своего здоровья

8.   Соревнования для 1-3 классов «Весёлые старты»

9.  ВШК. Проверка санитарно-гигиенического режима

питания обучающихся. Витаминизация блюд.

Рук. ШМО, учизкультуры

 

психолог

кл. руководители

логопед, психолог,

м

м

учителя физкультуры

администрация

Апрель

1. Диагностика уровня заболеваемости

2.Анкетирование родителей уч-ся начальной школы

«Ориентировочная оценка риска нарушения зрения»

3.      Самооценка   школьниками    факторов   риска
ухудшения здоровья

4.      Спортивные соревнования для учащихся 1-4 классов

5.      Консультации логопеда, психолога, соц. педагога

6.      Проф. прививки, медосмотры

7.      Организация и проведение тематических бесед
врачей - специалистов

8.      ВШК.   Проверка   режима   проветривания   в
помещениях школы. Уборка кабинетов, состояние
территории школы.

кл. руководители кл. руководители

клуководители

з/д по BP,

 

учиз-ры

м

 

м

 

 администрация

Май

1. Диагностика уровня заболеваемости в 1 -11 классах 2.Оценка организации физкультурно-оздоровительной работы в классе.

3.Анкетирование родителей уч-ся начальной школы «Ориентировочная оценка риска нарушения зрения». 4.Консультации логопеда, психолога, соц. педагога.

5.Проф. прививки, медосмотры.

6.ВШК. Организация и проведение бесед по предупреждению детского травматизма в каникулярное время

7. День здоровья

кл. руководители кл. руководители

з/д по BP, м/с

 

 

психолог, 

 

зам. директора по BP

 

учителя физ-ры

 

Директор школы                                              Н.А.Шебалкова

 

Исполнила зам. директора по BP Крымская О.Н.

 

Hosted by uCoz