Пояснительная записка
Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А.Г.
Головко» (далее по тексту Школа) расположена по адресу: КБР, г. Прохладный, ул.
Строительная,272 а
Устав Школы
зарегистрирован Администрацией города Прохладного КБР (Постановление
Администрации города Прохладного №294 от
25 апреля
Лицензия на право ведения
образовательной деятельности в сфере образования (регистрационный номер 647)
выдана 29 января
Школа реализует следующие
программы:
·
Дошкольного образования
·
Начального общего образования
·
Основного общего образования
·
Среднего (полного) общего образования.
Образовательные
программы, реализуемые в учреждении, направлены на решение задач формирования
общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
В школе
имеются: 50 учебных кабинетов, столовая, актовый зал, спортивный зал, школьный
музей, библиотека, 2 компьютерных класса, мастерские, медицинский кабинет,
стоматологический кабинет.
В школе в 40
классах-комплектах обучается 972 ученика, в том числе:
1-ая ступень – 398
учащихся, которые обучаются в 16 классах, из них 89 учащихся 1-х классов.
Учебное заведение имеет
односменный режим работы.
В образовательном
учреждении действует сеть кружков, секций, позволяющих учитывать и развивать
различные интересы и способности учащихся.
В МОУ «СОШ №4» работает
сплоченный профессионально компетентный коллектив педагогов.
Качественный состав
педагогов, работающих в 1 классах:
Ф.И.О. |
№ |
Класс |
Программа |
Образование |
Пед. стаж |
Категория |
Нагрузка |
Косик
Ольга Николаевна |
1.
|
1а |
«Школа 2100» |
Высшее, ТГПИ, учитель начальных классов |
21 |
Высшая кат., |
20 0,5 ст. ГПД |
Бельчакова Надежда Александровна |
2.
|
1б |
Общеобра-зовательная (Математика и конструи-рование) |
Высшее, КБГУ, учитель начальных классов |
26 |
Высшая кат., |
17 0,75 ст. ГПД |
Родионова Наталья Александровна |
3.
|
1в |
Общеобра-зовательная (Математика и конструи-рование) |
Высшее, ЧИГПИ, 1988г., учитель начальных
классов |
24 |
Высшая кат., |
20 0,75 ст. ГПД |
Педагогический
коллектив начальной школы укомплектован на 100%, всего педагогов – 16, из них 7 учителей начальных
классов с высшим образованием, 9 – со средним специальным. С учётом аттестации
2010 учебного года 12 педагогов начальной школы имеют высшую квалификационную
категорию, 3 – первую, 1 – вторую.
К числу «сильных сторон»
образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую
подготовку большинства педагогов, существование у школьного сообщества
положительного опыта осуществления инновационных преобразований в
учебно-воспитательном процессе. В последние годы наблюдаются положительные
тенденции в развитии учебного заведения:
·
Стабильная конкурентоспособность образовательного учреждения
(практически отсутствует отток учащихся в лицеи и гимназии, увеличилось
количество выпускников, поступивших в высшие учебные заведения; больших, чем
прежде, успехов достигли учащиеся и педагоги школы – участники городских и
республиканских олимпиад, конкурсов, смотров);
·
Наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся, родителей и
педагогов жизнедеятельностью в школе (выявлено
на основе наблюдений и анкетирования учащихся, родителей и педагогов);
·
Внедрение инноваций в содержание образовательного процесса
(дидактическая система Занкова в начальной школе и в
5-х классах, организация предпрофильной и профильной
подготовки учащихся, универсальное обучение на третьей ступени)
·
Согласно приказу МОН РФ №373 от 6.10. 2009 года
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта
начального общего образования», п.1 приказа МОН КБР № 273 от 08.04.2010 года
«Об организации отработки федерального государственного стандарта начального
общего образования на территории муниципальных образований КБР» МОУ «СОШ
№4» является пилотной
школой по отработке федерального государственного стандарта начального общего
образования (далее Стандарта).
В МОУ «СОШ №4» 1-е классы
являются пилотными по отработке Стандарта. Реализация основной образовательной программы
в 1-х классах строится в соответствии с I вариантом базисного учебного плана –
для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке.
Основная образовательная
программа начального общего образования МОУ «СОШ №4» разработана на основе
Примерной основной образовательной программы начального общего образования в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной
образовательной программы.
Основная
образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование
общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное
и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации
учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа разработана
с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего
последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка,
связанный:
· с
изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом
к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный
характер и являющейся социальной по содержанию;
· с освоением новой
социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим
миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;
· с
принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной
жизни и перспективы личностного и познавательного развития; с формированием у
школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать
свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с
учителем и сверстниками в учебном процессе;
· с изменением при этом
самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
· с моральным развитием,
которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными
отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Основная образовательная программа учитывает
также характерные для младшего школьного возраста (от
6,5 до 11 лет):
· центральные
психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования:
словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное
внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов
действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане,
знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных
связей и отношений объектов;
· развитие целенаправленной
и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью,
основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных
и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении
стратегических характеристик основной образовательной программы были учтены
следующие факторы: существующий разброс в темпах и направлениях развития детей,
индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии,
внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными,
психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей
младшего школьного возраста.
При этом успешность и
своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы,
качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с
адекватностью построения образовательного процесса, условий и методик обучения,
учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.
Целью
реализации основной образовательной программы начального общего образования
является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков
и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В основе реализации
основной образовательной программы лежит системно-деятельностный
подход, который предполагает:
· воспитание и развитие
качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, полилингвального, поликультурного
и поликонфессионального состава;
· переход к стратегии
социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и
технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную
образовательную программу;
· ориентацию на достижение
цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на
основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
· признание решающей роли
содержания образования, способов организации образовательной деятельности и
учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся;
· учёт индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и
значения видов деятельности и форм общения при определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
· обеспечение
преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего и профессионального образования;
· разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого
обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями
здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная
программа содержит следующие разделы:
I.
Пояснительную записка;
II.
Планируемые результаты освоения обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования;
III.
Базисный учебный план образовательного учреждения;
IV.
Программа формирования универсальных учебных
действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
V.
Программа отдельных учебных предметов, курсов;
VI.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
VII.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни;
VIII.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержание основной
образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей нашего
региона.
Важнейшей частью основной
образовательной программы является учебный план образовательного учреждения,
который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательного процесса, включающую в
том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность
организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики и т. д.
Формы, средства и методы
обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также
система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации
определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям
Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебная
нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с действующими
санитарными нормами (п. 2.9.5., п. 2.9.6. Санитарных правил и
норм СанПин 2.4.2.-576-96 «Гигиенические требования
к условиям обучения школьников в различных видах современных
общеобразовательных учреждений», введенных приказом Минздрава России от 6
августа
Основная образовательная
программа предусматривает:
· достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными
возможностями здоровья;
· выявление и развитие
способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций и кружков,
организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики,
с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
· организацию
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности;
· участие обучающихся, их
родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
· использование в
образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
· возможность эффективной
самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
· включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия.
МОУ «СОШ №4», реализующее
основную образовательную программу начального общего образования, обязуется
обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей)
как участников образовательного процесса:
· с уставом и другими
документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в данном
учреждении;
· с их правами и
обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной
программы начального общего образования, установленными законодательством Российской
Федерации и уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности
родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в
формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной
программы начального общего образования, закреплены в заключённом между ними и
образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов
образования за конечные результаты освоения основной образовательной
программы.
К числу планируемых
результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
· личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и
познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,
личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
· метапредметные результаты — освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
· предметные результаты — освоенный обучающимися
в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного знания,
лежащая в основе современной научной картины мира.