II. Планируемые результаты
освоения основной образовательной программы
начального общего образования
Планируемые результаты
освоения основной образовательной программы начального общего образования
(далее планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов
реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно
ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и
конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих
планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
На ступени начального
общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
· двух междисциплинарных
программ — «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с
текстом»;
· программ по всем учебным
предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика»,
«Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры пародов России», «Музыка»,
«Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».
Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на
ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия
как основа умения учиться.
В сфере личностных
универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция
обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные
мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации.
В сфере регулятивных
универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий,
направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне
его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы к их выполнение.
В сфере познавательных
универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать
сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать
знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а
также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы
решения задач.
В сфере коммуникативных
универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позиции
собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать
информацию, отображая предметное содержание и условия деятельности в сообщениях,
важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут
сформированы:
· внутренняя позиция
школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»;
· широкая мотивационная
основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы;
· учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание
причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,
на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
· способность к самооценке
на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы гражданской
идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном
содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих
людей;
· знание основных моральных
норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания
как переходного от доконвенционального к
конвенциональному уровню;
· развитие этических чувств
— стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения;
· эмпатия как понимание
чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый
образ жизни;
· основы экологической
культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей
деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
· чувство прекрасного и
эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
· внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации
учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к полым общим
способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
· положительной адекватной дифференцированной самооценки на
основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
· компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
· морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным
нормам и этическим требованиям;
· установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном
поведении и поступках;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации
на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· принимать и сохранять
учебную задачу;
· учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
· планировать свои действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе
во внутреннем плане;
· учитывать установленные
правила в планировании « контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде
пользоваться реакцией среды решения задачи);
· оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать
предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и
результат действия;
· вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера, сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на
русском, родном и иностранном языках;
· выполнять учебные
действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале;
· осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные
универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета;
· осуществлять запись
(фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том
числе с помощью инструментов ИКТ;
· использовать
знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные) для решения задач;
· строить сообщения в
устной и письменной форме;
· ориентироваться на
разнообразие способов решения задач;
· основам смыслового
восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
· осуществлять анализ
объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· осуществлять синтез как
составление целого из частей;
· проводить сравнение,
сериацию и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать
причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в
форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· обобщать, т. е.
осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
· осуществлять подведение
под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
и их синтеза;
· устанавливать аналогии;
· владеть рядом общих
приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
· создавать и преобразовывать модели и схемы для решения
задач;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из час-шей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для укачанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
· произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения
задач.
.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· адекватно использовать
коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
· допускать возможность
существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное
мнение и позицию;
· договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
· строить понятные для
партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы;
· контролировать действия
партнёра;
· использовать речь для
регуляции своего действия;
· адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других
людей, отличные от собственной;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению
проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе
учёта интересов и позиций всех участников;
· с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно
и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.
Чтение. Работа с текстом
(метапредметные результаты)
В результате изучения всех
без исключения учебных предметов на ступени начального
общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся
в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных,
учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся
осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками
чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут
опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут
развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для
решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление,
анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и
преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную
из разного вида текстов информацию для установления несложных
причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических
ситуациях.
Выпускники получат
возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они
приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации,
сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным
опытом.
Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
· находить в тексте
конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
· определять тему и главную
мысль текста;
· делить тексты на
смысловые части, составлять план текста;
· вычленять содержащиеся в
тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать
информацию по заданному основанию;
· сравнивать между собой
объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
· понимать информацию,
представленную в неявном вид (например, выделять общий признак группы
элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько
примеров, доказывающих приведённое утверждение);
· понимать информацию,
представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
· понимать текст, не только
опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
· использовать различные
виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения
в соответствии с целью чтения;
· ориентироваться в соответствующих
возрасту словарях, справочниках.
Выпускник получит
возможность научиться:
· использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации
· работать с несколькими источниками информации;
· сопоставлять
информацию, полученную из нескольким источников.
Работа с текстом:
преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
· пересказывать текст
подробно и сжато, устно и письменно;
· соотносить факты с общей
идеей текста, устанавливай простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
· формулировать несложные
выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
· сопоставлять и обобщать
содержащуюся в разных частях текста информацию;
· составлять на основании
текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит
возможность научиться:
· делать выписки из прочитанных текстов с учётов цели их
дальнейшего использование;
· составлять небольшие письменные аннотации к, тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом:
оценка информации,
Выпускник научится:
· высказывать оценочные
суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
· оценивать содержание,
языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного
ряда в тексте;
· на основе имеющихся
знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного,
обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
· участвовать в учебном диалоге
при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит
возможность научиться:
· сопоставлять различные точки зрения;
· соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
· и процессе работы с одним или несколькими источниками
выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Русский язык.
В результате изучения
курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образований
научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное
эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному
использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса
обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей.
В процессе изучения
русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном
общении (в том числе с использованием средств ИКТ потребность в творческом
самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших
основную образовательную программу начального общего образования, будет
сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям
общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного
решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных типологических
высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные
учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию
партнёра, учёт различных мнений и координация циничных позиций в
сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и
позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на ступени
начального общего образования:
· научится осознавать
безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
· сможет применять
орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме
изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением
проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать
полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами
оформления текста на компьютере;
· получит первоначальные
представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами
изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием
(морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится
находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы,
как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое
предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных,
логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных
действий с языковыми единицами.
В результате изучения
курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную
программу начального общего образования, будет сформирован
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и
способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной
деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени
образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и
графика»
Выпускник научится:
· различать звуки и буквы;
· характеризовать звуки
русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
· знать последовательность
букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания
слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить
фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по
предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения
фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
· соблюдать нормы русского и родного литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме
представленного в учебнике материала);
· находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться
за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова
(морфемика)»
Выпускник научится:
· различать изменяемые и
неизменяемые слова;
· различать родственные
(однокоренные) слова и формы слова;
· находить в словах
окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу
слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по
составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
· выявлять слова, значение
которых требует уточнения;
· определять значение слова
по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
· подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
· подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;
· различать употребление в тексте слов в прямом и переносном
значении (простые случаи);
· оценивать уместность использования слов в тексте;
· выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
· определять грамматические
признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
· определять грамматические
признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
· определять грамматические
признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем
и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
· проводить морфологический разбор имён существительных, имён
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
· находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и
наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым
они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
· различать предложение,
словосочетание, слово;
· устанавливать при помощи
смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
· классифицировать
предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные! предложения;
· определять
восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
· находить главные и
второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
· выделять предложения с
однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
· различать второстепенные члены предложения — определения,
дополнения, обстоятельства;
· выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом
разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора;
· различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
· применять правила
правописания (в объёме содержания курса);
· определять (уточнять)
написание слова по орфографическому словарю;
· безошибочно списывать
текст объёмом 80—90 слов;
· писать под диктовку
тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
· проверять собственный и
предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные
ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
· осознавать место возможного возникновения орфографической
ошибки;
· подбирать примеры с определённой орфограммой;
· при составлении собственных текстов перефразировать
записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки
и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих
письменных работах.
Содержательная линия
«Развитие речи»
Выпускник научится:
· оценивать правильность
(уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в
школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
· соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно
реагировать на реплики, поддерживать разговор);
· выражать собственное
мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
· самостоятельно
озаглавливать текст;
· составлять план текста;
· сочинять письма,
поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных
ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
· создавать тексты по предложенному заголовку;
· подробно или выборочно пересказывать текст;
· пересказывать текст от другого лица;
· составлять устный рассказ на определённую тему с
использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
· анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
· корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры
речи;
· анализировать последовательность собственных действий при
работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным
алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить
собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами,
условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
· соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном
общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и
способы связи).
Литературное чтение
В результате изучения
курса выпускник, освоивший основную образовательную программу начального
общего образования:
· осознает значимость
чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим
предметам, у него будет сформирована потребность в систематическом чтении как
средстве познания мира и самого себя;
· научится полноценно
воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное,
высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
· получит возможность
познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими
ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы
о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о
понятия: «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность»,
«ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося
начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
· начнёт понимать
значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных
отношений получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание»,
«уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами
общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у
обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки
героев литературных произведений нравственно-этическими нормами;
· освоит восприятие художественного
произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими
видами искусства;
· полюбит чтение
художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную
позицию в жизни, расширят кругозор;
· приобретёт первичные
умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и
использовать информацию для практической работы.
К завершению обучения на
ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к
дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности
(чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные
действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют
техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать
интересующую их литературу пользоваться словарями и справочниками, включая
компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных творческой
деятельности.
Обучающиеся научатся
вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого
этикет, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного)
произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о
произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану,
составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед
ш» комой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио- и видеоиллюстрации,
видеосюжеты и анимации и др.).
Выпускники научатся
приёмам поиска нужной информации, овладеют алгоритмами основных учебных
действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление
текста на части, составление плана, нахождение средств художественной
выразительности и др.), научатся высказывать и пояснять свою точку зрения,
познакомятся с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, получат
представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Выпускники овладеют
основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств
телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе
и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
· осознавать значимость
чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение
читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений,
аргументации, иной информации);
· осознанно воспринимать
(при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов
текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный,
справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на
вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий,
задавать поп росы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному
и художественному тексту;
· оформлять свою мысль в
монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование,
описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или
при ответе на вопрос;
· вести диалог в различных
учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;
участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
· работать со словом
(распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту),
целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
· читать (вслух и про себя)
со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
· читать осознанно и
выразительно доступные по объёму произведения;
· ориентироваться в
нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными
нормами;
· ориентироваться в
построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную
информацию в практической деятельности;
· использовать простейшие
приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные
связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части,
озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение
автора к герою, событию;
· использовать различные
формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных
частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте
напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста;
формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь
не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
· передавать содержание прочитанного
или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного
текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или
выборочного);
· коллективно обсуждать
прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный
опыт;
· ориентироваться в книге
по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги,
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по
заданной тематике, по собственному желанию;
· составлять краткую
аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного
произведения по заданному образцу;
· самостоятельно
пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и
справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
· воспринимать художественную литературу как вид искусства;
· осмысливать эстетические и нравственные ценности
художественного текста и высказывать собственное суждение;
· осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
· определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к
герою и его поступкам;
· доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное
суждение;
· на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной
речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный
ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
· писать отзыв о прочитанной книге;
· работать с тематическим каталогом;
· работать с детской периодикой.
Творческая
деятельность
Выпускник научится:
· читать по ролям
литературное произведение;
· использовать различные
способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные
связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать
последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
· создавать собственный
текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
· творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора),
дополнять текст;
· создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
· работать в группе, создавая инсценировки по произведению,
сценарии, проекты;
· способам написания изложения.
Литературоведческая
пропедевтика
Выпускник научится:
· сравнивать, сопоставлять,
делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных
признака;
· отличать прозаический
текст от поэтического;
· распознавать особенности
построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ
различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и
авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
· определять позиции героев художественного текста, позицию
автора художественного текста;
· создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на
основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в
том числе из текста).
Иностранный язык (английский)
В результате изучения
иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся
будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости
иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира.
Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как
средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и
культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным
языком.
Знакомство с детским
пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только заложит основы
уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет способствовать
более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа.
Начальное общее иноязычное образование позволит сформировать у обучающихся
способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную
культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том
числе с использованием средств телекоммуникации.
Соизучение языков и
культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит
основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости
за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую
и национальную принадлежность.
Процесс овладения
иностранным языком на ступени начального общего образования внесёт свой вклад
в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Обсуждение на уроках
иностранного языка актуальных событий, собственных поступков и поступков своих
сверстников, выражение своего отношения к литературным героям, обоснование
собственного мнения будут способствовать становлению обучающихся как членов
гражданского общества.
В результате изучения
иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся:
· сформируется элементарная
коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться с
носителями языка с учётом ограниченных речевых возможностей и
потребностей в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо)
формах общения; расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление
о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка;
· будут заложены основы
коммуникативной культуры, т.е. способность ставить и решать коммуникативные
задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения,
соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми
партнёрами;
· сформируются
положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету
«Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и
специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности
по овладению иностранным языком на следующей ступени образования.
Коммуникативные умения
Говорение
Выпускник научится:
· участвовать в
элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении),
соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах;
· составлять небольшое
описание предмета, картинки, персонажа;
· рассказывать о себе,
своей семье, друге.
Выпускник получит
возможность научиться:
· участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника
и отвечая на его вопросы;
· воспроизводить наизусть небольшие произведения детского
фольклора;
· составлять краткую характеристику персонажа;
· кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
Выпускник научится:
· понимать на слух речь
учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально
реагировать на услышанное;
· воспринимать на слух в
аудиозаписи основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок,
построенных на знакомом языковом материале.
Выпускник получит возможность научиться:
· воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать
содержащуюся в нём информацию;
· использовать контекстуальную или языковую догадку при
восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
· соотносить графический
образ английского слова с его звуковым образом;
· читать вслух небольшой
текст, построенный на изучен ном языковом материале, соблюдая правила
произношения соответствующую интонацию;
· читать про себя и
понимать содержание небольшого текста, построенного на изученном языковом
материале;
· читать про себя и
находить необходимую информации.
Выпускник получит возможность научиться:
· догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
· не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие
понимать основное содержание текста.
Письмо
Выпускник научится:
· выписывать из текста
слова, словосочетания, простые предложения;
· писать поздравительную
открытку с Новым годом, Рождеством, днём рождения (с опорой на образец);
· писать краткое письмо
зарубежному другу (с опорой на образец).
Выпускник получит возможность научиться:
· в письменной форме кратко отвечать на вопросы по тексту;
· составлять рассказ в письменной форме по плану/ ключевым
словам;
· заполнять простую анкету;
· правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе
электронной почты (адрес, тема сообщения).
Языковые средства и навыки оперирования ими
Графика, каллиграфия,
орфография
Выпускник научится:
· воспроизводить графически
и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное
написание букв, буквосочетаний, слов);
· пользоваться английским
алфавитом, знать последовательность букв в нём;
· списывать текст;
· восстанавливать слово в
соответствии с решаемой учебной задачей;
· применять основные
правила чтения и орфографии, читать и писать изученные слова английского языка;
· отличать буквы от знаков
транскрипции.
Выпускник получит возможность научиться:
· сравнивать и анализировать
буквосочетания английского языка
и их транскрипцию;
· группировать слова в соответствии с изученными правилами
чтения;
· уточнять написание слова по словарю;
· использовать экранный перевод отдельных слов (с русского
языка на иностранный язык и обратно).
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
· различать на слух и
адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения
звуков;
· соблюдать правильное
ударение в изолированном слове, фразе;
· различать коммуникативные
типы предложений по интонации;
· корректно произносить
предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
Выпускник получит возможность научиться:
· распознавать связующее r
в речи и уметь его использовать;
· соблюдать интонацию перечисления;
· соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах
(артиклях, союзах, предлогах);
· читать изучаемые слова по транскрипции.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
· узнавать в письменном и
устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в
пределах тематики на ступени начального общего образования;
· восстанавливать текст в
соответствии с решаемой учебной задачей;
· оперировать в процессе
общения активной лексикой в Соответствии с коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
· узнавать простые словообразовательные элементы;
· опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования
(интернациональные и сложные слова).
Грамматическая сторона
речи
Выпускник научится:
· распознавать и
употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
· распознавать в тексте и
употреблять в речи изученные части речи: существительные с определённым/неопределённым/нулевым
артиклем, существительные в единственном и множественном числе; глагол-связку to bе; глаголы в Present., Past,
Future Simple; модальные глаголы сап, mау, must.;
личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в
положительной, сравнительной и превосходно степени; количественные (до 100) и
порядковые (до 30) числительные; наиболее употребительные предлоги для
выражения временных и пространственных отношений.
Выпускник получит возможность научиться:
· узнавать сложносочинённые предложения с союзам и and и;
·
использовать в речи
безличные предложения (It's соld. It's 5 о'с1оск. It's interesting), предложения с конструкцией there is/there аrе;
·
оперировать в речи
неопределёнными местоимениям soте, апу (некоторые случаи
употребления: Сап I hаvе soтe tеa? Is there any тilk in the fridge? — No, there isn't апу);
· образовывать по правилу прилагательные в сравни тельной и
превосходной степени и употреблять их в речи;
· распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым
признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы).
Математика
В результате изучения
курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования:
· научатся использовать
начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов,
явление оценки количественных и пространственных отношений;
· овладеют основами
логического и алгоритмическое мышления, пространственного воображения и
математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки
· научатся применять
математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут
начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуация:
· получат представление о
числе как результате счёта измерения, о десятичном принципе записи чисел;
научатся выполнять устно и письменно арифметические действия числами; находить
неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и
находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
· познакомятся с
простейшими геометрическими формами научатся распознавать, называть и
изображать геометрически фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
· приобретут в ходе работы
с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированнои математической
деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией
данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм,
заполнять готовые фор мы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать
выводы и прогнозы.
Числа и величины
Выпускник научится:
· читать, записывать,
сравнивать, упорядочивать числа от ИУД и до миллиона;
· устанавливать
закономерность — правило, по которому поставлена числовая последовательность, и
составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу
(увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в
несколько раз);
· группировать числа по
заданному или самостоятельно установленному признаку;
· читать и записывать
величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы
измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц —
неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр —
дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать
названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
· классифицировать числа по одному или нескольким основаниям,
объяснять свои действия;
· выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы,
площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
· выполнять письменно
действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц
сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в
том числе деления с остатком);
· выполнять устно сложение,
вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в
случи их, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом
1);
· выделять неизвестный
компонент арифметического действия и находить его значение;
· вычислять значение
числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без
скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
· выполнять действия с величинами;
· использовать свойства арифметических действий для удобства
вычислений;
· проводить проверку правильности вычислений (с помощью
обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
· анализировать задачу,
устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и
вопросом задачи определять количество и порядок действий для решения за дачи,
выбирать и объяснять выбор действий;
· решать учебные задачи и
задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
· оценивать правильность
хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
· решать задачи на нахождение доли величины и ее личины по
значению её доли (половина, треть, четверть пятая, десятая часть);
· решать задачи в 3—4 действия;
· находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
· описывать взаимное
расположение предметов в пространстве и на плоскости;
· распознавать, называть,
изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол,
многоугольник треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
· выполнять построение
геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник)
с помощью линейки, угольника;
· использовать свойства
прямоугольника и квадрата для решения задач;
· распознавать и называть
геометрические тела (куб, шар)
· соотносить реальные
объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать,
различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр,
конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
· измерять длину отрезка;
· вычислять периметр
треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
· оценивать размеры
геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз). Выпускник получит
возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур
прямоугольной формы.
Работа с информацией
Выпускник научится:
· читать несложные готовые
таблицы;
· заполнять несложные
готовые таблицы;
· читать несложные готовые
столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
· читать несложные готовые круговые диаграммы;
· достраивать несложную
готовую столбчатую диаграмму;
· • сравнивать и обобщать
информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
· распознавать одну и ту же информацию, представленную в
разной форме (таблицы и диаграммы);
· планировать несложные исследования, собирать и представлять
полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
· интерпретировать информацию, полученную при проведении
несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Окружающий мир
В результате изучения
курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
· получат возможность
расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и
социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами
практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести
целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
· обретут чувство гордости
за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и
национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального
российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных
ориентации, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
· приобретут опыт
эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве
и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта,
позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными,
знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
· получат возможность
осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с
людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов;
· познакомятся с некоторыми
способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения
в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые
причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под
воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры
родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
· получат возможность
приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в
электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать!
сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить
небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
· примут и освоят
социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
В результате изучения
курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической
грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа
жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного
поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
· узнавать изученные
объекты и явления живой и неживой природы;
· описывать на основе
предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять
их существенные признаки;
· сравнивать объекты живой
и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных
свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
· проводить несложные
наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении
наблюдений и опытов;
· использовать естественно-научные
тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете)
с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных
устных или письменных высказываний;
· использовать различные
справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных
на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для
поиска необходимой информации;
· использовать готовые
модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств
объектов;
· обнаруживать простейшие
взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
· определять характер
взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на
природные объекты, здоровье и безопасность человека;
· понимать необходимость
здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать
знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и
укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
· использовать при проведении практических работ инструменты
ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации,
готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
· моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
· осознавать ценность природы и необходимость нести
ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в
школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и
природной среде;
· пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для
сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального
питания и личной гигиены;
· выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице,
природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
· планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
· узнавать государственную
символику Российской Феде рации и своего региона; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую
Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
· различать прошлое,
настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами,
конкретную дату с во ком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
· используя дополнительные
источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в
контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям
и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные
исторические факты от вымыслов;
· оценивать характер
взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество
сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и
сопереживания им;
· использовать различные
справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной ин формации,
ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
· осознавать свою неразрывную связь с разнообразными
окружающими социальными группами;
· ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и
фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,
приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
· наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира
человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации,
страны;
· проявлять уважение и
готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том
числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке,
участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной
среде;
· определять общую цель в совместной деятельности и пути её
достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Музыка
В результате изучения
музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут
сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие,
развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине,
гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства,
уважение к истории и духовным традициям Росси, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная
память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах
музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё
отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения,
позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать
музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических
композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на
элементарных детских музыкальных инструментах.
У них проявится способность
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении
значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми; импровизировать и разнообразных видах
музыкально-творческой деятельности.
Они смогут реализовать
собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления
о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических
задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций
в повседневной жизни.
Обучающиеся научатся
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и
приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного
культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат
представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных
отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных
народов.
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
· воспринимать музыку
различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения
чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство,
выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой
деятельности;
· ориентироваться в
музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора
России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и
профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
· воплощать
художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности
профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах
и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
· реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные
музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
· соотносить выразительные
и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных
композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на
основе полученных знаний;
· наблюдать за процессом и
результатом музыкального» развития на основе сходства и различий интонаций,
тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения
музыки;
· общаться и
взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
· реализовывать собственные творческие замыслы в различных
видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на
детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении
и импровизации);
· использовать систему графических знаков для ориентации в
нотном письме при пении простейших мелодий;
· владеть певческим голосом как инструментом духовного
самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших , его музыкальных
образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
· исполнять музыкальные
произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое
движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
· определять виды музыки,
сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,
в том числе и современных электронных;
· оценивать и соотносить
содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
· адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять
инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического
творчества народов мира;
· оказывать помощь в организации и проведении школьных
культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты
собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование,
драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Изобразительное искусство
В результате изучения
изобразительного искусства на ступени начального общего образования у
обучающихся:
· будут сформированы основы
художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства,
потребность в художественном творчестве и в общении с искусством,
первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
· начнут развиваться
образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие
способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения
искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям
действительности и художественный вкус;
· сформируются основы
духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать
на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в
искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству,
миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом,
которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального
выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и
оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших
и старших, ответственности за другого человека;
· появится готовность и
способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и
художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм,
способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
· установится осознанное
уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм
культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся
конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,
«мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального
народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
· будут заложены основы
российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической
и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
· овладеют практическими
умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в
различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи,
скульптуре, архитектуре, художественном конструировании,
декоративно-прикладном искусстве;
· смогут понимать образную
природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к
событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу;
воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой
деятельности;
· научатся применять
художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для
выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями
использования в творчестве различных ИКТ-средств;
· получат навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать
в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны
вставать на позицию другого человека;
· смогут реализовать
собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об
изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических
задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций
в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
· различать основные виды
художественной деятельности
(рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с
ними для передачи собственного замысла;
· различать основные виды и
жанры пластических искусств, понимать их специфику;
· эмоционально-ценностно
относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё
и сношение к ним средствами художественно-образного языка;
· узнавать, воспринимать,
описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и
мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
· приводить примеры ведущих
художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать
ни примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
· воспринимать произведения изобразительного искусства,
участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать
сюжет и содержание в знакомых произведениях;
· видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи
искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на
улице, в театре);
· высказывать аргументированное суждение о художественных
произведениях, изображающих природу и человека а различных эмоциональных
состояниях.
Азбука искусства. Как
говорит искусство?
Выпускник научится:
· создавать простые
композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
· использовать
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм,
линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения
собственного художественно-творческого замысла;
· различать основные и
составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с
помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи
художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
· создавать средствами
живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ
человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать
характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; наблюдать,
сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета;
изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
· использовать декоративные
элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и
предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом
местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
· пользоваться средствами выразительности языка живописи,
графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного
конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать
разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при
создании живописных композиций на заданные темы;
· моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа
и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
· выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,
используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы
искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
· осознавать значимые темы
искусства и отражать их собственной художественно-творческой деятельности;
· выбирать художественные
материалы, средства художественной выразительности для создания образов
природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные
задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы
действия;
· передавать характер и
намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.
д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам
данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
· видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов;
· понимать и
передавать в художественной работе
разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам
и мнениям;
· изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё
отношение;
· изображать многофигурные композиции на значимые жизненные
темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Технология
В результате изучения
курса технологии обучающиеся на ступени начального общего образования:
· получат начальные
представления о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной
среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного
мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды
нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о
ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в
целях сохранения и развития культурных традиций;
· получат начальные знания
и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо
учитывать при создании предметов материальной культуры;
· получат общее
представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и
развития;
· научатся использовать
приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении
своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям,
игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских,
художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ
творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления,
пространственного воображения, эстетических представлений, формирования
внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
· в результате выполнения
под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также
элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования
сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных
универсальных учебных действий в целях осуществления совместной
продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых,
распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и
взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
· овладеют начальными
формами познавательных универсальных
учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения,
сравнения, анализа, классификации, обобщения;
· получат первоначальный
опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе
сформированных регулятивных
универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего
практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности,
осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать,
отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
· познакомятся с
персональным компьютером как техническим средством, с его основными
устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми
информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами;
овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с
доступными электронными ресурсами;
· получат первоначальный
опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в
школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и
старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной
творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных
и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и
ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность
помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному
наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда,
самообслуживание
Выпускник научится:
· называть наиболее
распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла,
современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их
особенности;
· понимать общие правила
создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке,
удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и
руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
· анализировать
предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу,
осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых
практических действий;
· организовывать своё рабочее
место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по
самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
· уважительно относиться к труду людей;
· понимать культурно-историческую ценность традиции,
отражённых в предметном мире, и уважать их;
· понимать особенности проектной деятельности, осуществлять
под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах:
разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,
демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные
услуги).
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
· на основе полученных
представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении,
практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке
материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам
в соответствии с подивленной задачей;
· отбирать и выполнять в
зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические
приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки,
формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые
материалы;
· применять приёмы
рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка,
угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная
игла);
· выполнять символические
действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей
технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их
и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные
изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
· отбирать и выстраивать оптимальную технологическую
последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
· прогнозировать конечный практический результат и
самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с
конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
· анализировать устройство
изделия: выделять детали, форму, определять взаимное расположение, виды
соединение деталей;
· решать простейшие задачи
конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на
достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и
сходные по сложности задачи;
· изготавливать несложные
конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным
заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
· соотносить объёмную конструкцию, основанную правильных
геометрических формах, с изображениями развёрток;
· создавать мысленный образ конструкции с целью решения
определённой конструкторской задачи или передачи определённой
художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на
компьютере
Выпускник научится:
· соблюдать безопасные
приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и
поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных
конструкторско-технологических задач;
· использовать простейшие
приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать
информацию, выполнять задания;
· создавать небольшие
тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и
Power Point .
Выпускник получит возможность научиться:
· пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой,
визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с
доступными способами её получения, хранения, переработки.
Физическая культура
(для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий
физической культурой
или существенных ограничений по нагрузке)
В результате обучения
обучающиеся на ступени начального общего образования:
· начнут понимать значение
занятий физической культу
рой для укрепления здоровья, физического развития и физической
подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;
· начнут осознанно
использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании
и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных
игр на досуге;
· узнают о положительном
влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и
кровообращении, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих
процедур.
Обучающиеся:
· освоят первичные навыки и
умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных
мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на
открытом воздухе;
· научатся составлять
комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший
спортивный инвентарь и оборудование;
· освоят правила поведения
и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора
одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
· научатся наблюдать за изменением
собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств;
оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения
физических упражнений;
· научатся выполнять
комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной
осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и
кровообращения;
· приобретут жизненно
важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого
человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи;
лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и
гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах (в
снежных районах России) и плавать простейшими способами; будут демонстрировать
постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
· освоят навыки организации
и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в
футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной
деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
· ориентироваться в
понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение
утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической
культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий
спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
· раскрывать на примерах
(из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное
влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное
развитие; I
· ориентироваться в понятии
«физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу,
быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
· организовывать места
занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и
на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения
травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
· выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и
оборонной деятельностью;
· характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и
укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей
учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического
развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
· отбирать и выполнять
комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с
изученными правилами;
· организовывать и
проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и
в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила
взаимодействия с игроками;
· измерять показатели
физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила,
быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
· вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня,
комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений
для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных
показателей физического развития и физической подготовленности; целенаправленно
отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических
качеств;
· выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при
травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
· • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и
осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая,
средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
· выполнять тестовые упражнения
на оценку динамики Индивидуального развития основных физических качеств;
· выполнять организующие
строевые команды и приёмы;
· выполнять акробатические
упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
· выполнять гимнастические
упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
· выполнять
легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и
объёма);
· выполнять игровые
действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
· сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
· выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические
комбинации;
· играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым
правилам;
· выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
· плавать, в том числе спортивными способами;