ПРОГРАММА РАБОТЫ АКТИВА МУЗЕЯ  БОЕВОЙ СЛАВЫ «ПАМЯТЬ»

 на 2009-2010 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Цель деятельности: Дать школьникам первоначальные знания об организации и ведении музейного дела, подготовка школьных музейных экскурсоводов.

 

Задачи:

·        Способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.

·        Воспитание уважения к Подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла.

·         Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на конференциях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами.

·         Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

·        Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

·         Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

 

Формы и методы работы:

1.      Лекции, беседы.

2.      Практические занятия: посещение музеев города, прослушивание экскурсий, проводимых профессиональными экскурсоводами; проведение экскурсий в школьном музее; подготовка докладов, выступлений, презентаций; проведение анкетирования, опросов, обработка результатов, оформление отчетов;

3.      Научно-исследовательская деятельность: работа в библиотеках, архиве, подбор материала, необходимого для проведения экскурсий, оформления экспозиций музея.

4.       Работа в локальной сети «Интернет», электронными пособиями, энциклопедиями, учебниками.

 

Одно из условий успешной организации и деятельно­сти школьного музея - преемственность в работе его ак­тива. Она обеспечивается тем, что в его состав включа­ются учащиеся различных возрастных групп. Ученики со­обща, совместно участвуют в выполнении различных за­даний по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подго­товке и проведению экскурсий. После того как старшие ребята оканчивают школу, им на смену приходит их младшая смена - к этому вре­мени они уже имеют достаточную подготовку, обладают необходимой информацией, опытом.

Преемственность, естественно, должна пронизывать, затрагивать и среду различных связей и взаимодействий актива школьного музея с другими ученическими органи­зациями школы, учреждениями и организациями города.

Каждый учащийся, причастный к организации школь­ного музея, должен систематически расширять свои зна­ния по основам наук, связанным с профилем музея, углуб­ленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он не­посредственно работает в музее, овладевать навыками ис­следовательской и музейной работы. Такую подготовку актива педагог-консультант тщательно планирует совме­стно с учениками, советом музея.

Учеба музейного актива может проходить непосредст­венно в школе, во внешкольных учреждениях, а также при государственных музеях. В качестве руководителей выступают педагоги, сотрудники музеев и архивов, мест­ные краеведы.          

В проведении занятий могут принимать участие учителя истории, старший вожатый, сотрудники городского  музея. На занятиях заслушиваются сообщения уче­ников о выполнении поисковых заданий, проводится об­мен мнениями, организуются индивидуальные и груп­повые консультации. Занятия предполагают лекционную, экскурсионную, научно-поисковую форму деятельности учащихся и педагогов; занятия имеют практическую направленность – составление презентаций, проведение экскурсий в музее, подготовку и проведение виртуальной экскурсии по музею и улицам города Прохладного.

Программа и организация занятий по­зволяет провести хорошую первоначальную подготовку юного музееведа «широкого профиля» и вместе с тем создать прочную основу для дальнейшей специализации различных групп музейного актива: юных следопытов, экскурсоводов, хранителей фондов, экспозиционеров, оформителей и т. д. 

 

Примерная программа занятий актива– 18 ч.

Тема 1. Вводное занятие. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы – 1 ч.

Знакомство со школьным музеем Боевой Славы «Память»: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др.

 

Тема 2. Свидетели истории (1 ч). Газеты, журналы, книги - важные источники сведений о родном городеб адмирале А.Г.Головко, чьё имя носит наша школа, ветеранах ВОв, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории»

 

Тема 3. Ваши помощники в поисковой работе (2  ч)

Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея : книги и брошюры, в которых рассказывается об адмирале А.Г.Головко, о  Великой Отечественной войне; дневники и планы, фотографии, стенгазеты и боевые листки; воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей; ; вещественные памятники     (символы, атрибуты и т. д.).

Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в поисковой работе: учителя, старшие вожатые, библиотекари, работники государственных музе­ев и архивов.

 

Тема 4. Как работать с газетами, журналами, книга­ми (2 ч)

Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка  необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

 

Тема 5. Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий (2 ч) Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.

 

Тема 6. Учет и хранение собранных документов и ве­щей (2 ч)

Книга учета (инвентарная книга). Какие сведения не­обходимо в нее вносить. Как хранить собранные мате­риалы. Посещение архива.

 

Тема 7. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее (2 ч)

Оформление альбома, создание презентаций, му­зейной выставки (отбор и размещение собранных мате­риалов, составление пояснительных текстов и т. д.).

 

Тема 8. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.(7 ч).

Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном и других музеях города. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников. Проведение виртуальной экскурсии в музее, по улицам города.

 

Тема 9. Забота о ветеранах - наш священный долг (1 ч) Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам.

.

Литература:

  1. Журналы «Воспитание школьников», 2000 – 2008 гг.
  2. Музееведение. – М., 1998.
  3. Военно-патриотическое воспитание на уроках истории. Методические рекомендации. – Чебоксары, 1988.
  4. Журналы «Классный руководитель», 200о-2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ  РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ

«ВОЗРОЖДЕНИЕ»

I. Введение.

     Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

     По своему профилю музей МОУ «СОШ №4 имени А.Г.Головко» является мемориальным музеем боевой славы. Он воссоздает страницы истории Великой Отечественной войны 1941-45 г. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто".

II. Содержание проблемы патриотического воспитания и

обоснование необходимости ее решения

средствами школьного музея.

 

             События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

             В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

III. Цели и задачи школьного музея.

 

     Музей призван способствовать:

·        формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств,

IV. Совершенствование программы деятельности музея.

 

Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

            Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги прохладян, жизненный путь адмирала Северного флота, нашего земляка А.Г.Головко.  Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

     Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.

               Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев России.

            Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами ВОв, родственниками А.Г.головко, "Вахта памяти" и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.

V. Механизм реализации программы развития музея.

Руководство работой музея.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

     Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

     Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его заместитель – заместитель директора по ВР.  Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.

 

VI. Оценка эффективности реализации программы развития музея.

 

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа работы школьного

Музея  Боевой  и Трудовой Славы

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени А.Г.Головко»

г. Прохладного «Возрождение»

 

Пояснительная записка

 

Будущее любого государства зависит от того, как оно относится к своему прошлому. Хранителем истории нашего государства является школьный музей - центр дополнительного образования и воспитания школьников, который проводит поисково-исследовательскую, организационно-просветительскую, экскурсионную и  краеведческую работу.

Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Система гражданско - патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями. Создание системы гражданско-патриотического воспитания предполагает совместную деятельность школы с учреждениями дополнительного образования, военно-патриотическими клубами, школьными музеями, Советом ветеранов и другими организациями города по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания. В основу разработки проекта положены следующие нормативно-правовые документы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 22.08.2004 № 122

2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393).

 3. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422).

4. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

 

 

Обоснование актуальности и востребованности проекта

 

                                                                                «Чем дальше в будущее смотрим,            

                                                                                 тем больше прошлым дорожим».

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия.

 

Цели и задачи :

 

Особенно актуальной сегодня становится проблема памяти поколений и сохранения традиций. Для решения данной проблемы поставлена следующая цель: Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.

 

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

 

• Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;

 

• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

 

• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;

 

• Формирование научных и профессиональных интересов;

 

• Привлечение к сотрудничеству сторонних организаций, ставящих перед собой сходные цели;

 

• Увеличение музейной аудитории за счет реализации проекта.

Основные направления деятельности

 

- Сбор материалов по истории жизни адмирала Северного флота, нашего земляка А.Г.Головко;

 

- Формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной Войны;

 

- Научно-исследовательская деятельность;

 

- Связь музея с государственными учреждениями, общественными организациями города: Советом ветеранов, Военным комиссариатом и др.

- Обеспечение учета и условий сохранности фондов школьного музея.

 

Основные методы работы, технологии реализации проекта :

 

Для реализации проекта используются следующие методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию:

 

- Поисковая деятельность;

 

- Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн;

 

- Экскурсии по музейным выставкам;

 

- Музейные уроки;

 

- Уроки Мужества;

 

- Экскурсионная деятельность;

 

- Подготовка экскурсоводов;

 

- Уроки истории;

 

- Шефство над ветеранами войны и труда;

 

- Диспуты, круглые столы;

 

- Оформление тематических выставок.

Система управления

 

 

Сроки реализации проекта:

 

 2007 – 2012 г.г.

 

 

Кадровое обеспечение проекта:

 

Для реализации данного проекта необходимо участие заинтересованных лиц:

 

- Директор школы – Н.А.Шебалкова;

 

- Руководитель музея – С.Д.Сацук;

 

- Заместитель директора по ВР – О.Н.Крымская

 

- Учителя истории и обществознания –И.М.Тимакова, Ф.М.Адамокова

 

- Библиотекарь школы – Н.С.Лесникова

 

- Руководитель Детской организации МОУ «СОШ №4» «Союз Молодых и Деятельных» - Е.В.Костина

 

 

Ожидаемые результаты :

 

В результате реализации проекта ожидается, что:

 

- увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;

 

- появится интерес к истории своего отечества и родного края;

 

- у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению;

 

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;

 

- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;

 

- учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности;

 

- увеличится количество детей, желающих продолжить обучение в военных ВУЗах.

 

 

Перспективность:

 

В дальнейшей работе школьного музея планируется:

 

1. Расширять экспозиции;

 

2.  Проводить выездные экспозиционные выставки в школы города и района;

 

4. Приглашать представителей поисковых отрядов других школ города по обмену опытом;

 

5. Наладить сотрудничество с государственными музеями, архивами и профильными общественным организациями;

 

6. Продолжать поисковую деятельность;

 

7. Выпустить методическое пособие по разработке экскурсий по музеям боевой славы.

 

Hosted by uCoz