Программа по патриотическому воспитанию учащихся МОУ «СОШ №4» «Стань гражданином»

 

«Историческое значение каждого

 человека измеряется его заслугами Родине, а

 человеческое достоинство – силою его

 патриотизма».

 

                        Н.Г. Чернышевский

Пояснительная записка

         В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Цели программы достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.

    В целях реализации поставленных задач предложены следующие направления:

      1) духовно-нравственное направление (1-4классы);

      2) поисково-краеведческое  направление «Моя малая родина» (5-7 классы);

      3) военно-историческая подготовка (8 -11классы). 

         Стержневая деятельность коллектива, ведущего работу по реализации данной программы, является формирование у детей и подростков социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».

         Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту.

         В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система патриотического воспитания детей и подростков, она включает в себя следующие разделы, для удобства проведения комплексной работы в единстве её всех составных частей и учётом возрастных особенностей школьников:

     1 класс - «Мой дом».

     2 класс – «Народный фольклор».

     3 класс – «Обряды и обычаи».

     4 класс – «Выдающиеся люди грохладного и республики Кабардино - Балкарии».

     5 класс – «Родная школа».

     6 класс – «Мой город».

     7класс – «Мой край – Кабардино - Балкария».

     8 класс – «Моя Родина - Россия».

     9 класс – «Воинская доблесть».

     10 класс – «Памятники истории и культуры».

     11 класс – «Я – гражданин».

        

          Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей.

         Детям так же, как и взрослым, приятно жить в чистом доме, гулять по красивым улицам города, любоваться произведениями искусства. Мусор, грязь, неопрятность, в чём бы они не выражались, вызывают удивление, брезгливость, огорчение.

         Чтобы приобщить детей к углубленному традиционному наследию, воспитать неравнодушного гражданина своей страны разработана данная программа по формированию гражданственности.

         Кроме познавательного, она имеет важное воспитательное значение, так как показывает  нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного чувства, основанного на понимании духовных ценностей, рождённых веками исторического пути любого народа.

         Программа “Стань гражданином” разработана в соответствии с:

·        Государственной программой
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы»,  

·        Конституцией РФ,

·        Конвенцией ООН о правах ребёнка,

·        Уставом школы.

Сроки реализации программы:

         Программа определяет основные направления патриотического воспитания обучающихся МОУ “СОШ № 4” на 2009-2015гг.

 

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы осуществляется в течение 2009-2012 годов в три этапа:

·        2009 год - реализация первоочередных мер по выполнению приоритетных задач и мероприятий программы;

·        2010-2011 годы - формирование основных элементов системы патриотического воспитания граждан в городе Прохладном;

·        2012 год - обобщение результатов практической реализации Программы и определение приоритетов на перспективу.

Цель работы по патриотическому воспитанию:

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

Задачи работы по патриотическому воспитанию:

Содержание деятельности:

         При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:

Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку:

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.

  • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

  • Любовь к родной природе
    (охрана окружающей среды)

  • Моя Родина - Россия. Мой город – Прохладный ( расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине – КабардиноБалкарии, к родному городу Прохладному).

  • Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

 

Основные направления деятельности:

Заповеди, на основе которых строится  работа по патриотическому воспитанию обучающихся:

·        ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;

·        ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;

·        ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;

·        СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ

·        БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

Содержание программы.

Направления

        Разделы программы

Классы

Духовно –

нравственное

 

«Мой дом»

1класс

«Народный фольклор»

2класс

«Обряды и обычаи»

3класс

«Выдающиеся люди грохладного и республики Кабардино - Балкарии»

4класс

Поисково

краеведческое

«Родная школа»

5класс

«Мой город»

6класс

«Мой край – Кабардино - Балкария»

7класс

««Моя Родина - Россия».

8класс

Военно

историческое

«Воинская доблесть»

9класс

«Памятники истории и культуры»

10класс

«Я – гражданин»

11класс

 

 

 

Механизм реализации Программы “Стань гражданином”.

         Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы (далее именуемый Совет). Порядок выбора данного Совета определяется Уставом образовательного учреждения. В его состав могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию.

         Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

         Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, обучающиеся и их родители.

Мероприятия по реализации Программы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Проведение совместных заседаний Совета школы, педагогического совета и Совета по реализации Программы.

сентябрь

Директор школы

2.

Праздник “Здравствуй, школа!”

сентябрь

Зам. директора по ВР, вожатые

3.

Организация работы Совета музея

сентябрь

Руководитель музея

4.

Работа школьного пресс-центра.

сентябрь

Руководитель центра

5.

Внутришкольная акция “Забота”

сентябрь

Вожатые, классные руководители

6.

Тематические классные часы

“Кто я? Какой я?” “Я среди людей, люди вокруг меня”.

сентябрь

Классные руководители

7.

Заседание Совета по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий.

октябрь

Председатель Совета, зам. директора по ВР

8.

Привлечение родителей обучающихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственностиности.

ежегодно

зам. директора по ВР, классные руководители

9.

Праздничная программа к Дню Учителя, для ветеранов педагогического труда.

октябрь

Вожатые, классные руководители

10.

«Посвящение в пятиклассники»

октябрь

Вожатые, классные руководители

11.

Тематические классные часы “Азбука нравственности”, “Кем быть и каким быть?

октябрь

Классные руководители

12.

Праздничная программа ко Дню Матери.

Ноябрь

ежегодно

Классные руководители, вожатые

13.

Правовой БУМ:

  • конкурс мультимедийных презентаций “Я ражданин России”;
  • конкурс рисованных книг по правовым знаниям;
  • конкурс видеорепортажей “Мои права”.

ноябрь

Учителя истории, ИЗО, классные руководители

14.

Тематический классный час “Я-дома, я-в школе, я-среди друзей”

ноябрь

Классные руководители

15.

Работа клуба “ДЮП”, кружка «Меткий стрелок»

ежегодно

Руководители кружков, клуба

16.

Встреча с ветеранами ВОв, афганских и чеченских войн

декабрь

Руководитель музея, вожатые

17.

Работа экскурсионной группы Музея А.Г.Головко

декабрь

Руководитель музея, классные руководители

18.

Акция “Доброе сердце растопит снег”.

декабрь

Вожатые

19.

Тематические классные часы “Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”.

декабрь

Классные руководители

20.

Проведение конкурса рисунков на тему “Сердцу милая Родина”.

ежегодно

Учитель ИЗО

21.

Пополнение экспозиций музея А.Г.Головко

ежегодно

Руководитель музея

22.

День открытых дверей для выпускников школы.

Ежегодно

февраль

Зам. по ВР, классные руководители

23.

Акция “Посылка солдату”

февраль

Вожатые

24.

Спартакиада допризывной молодёжи

Ежегодно октябрь,     февраль

Учителя физической культуры, ОБЖ

25.

Конкурсная программа для подростков и старшеклассников  “А ну-ка, парни!”,                            для 1-4 классов «Морской бой»

февраль

Учитель ОБЖ, вожатые

26.

Тематический классный час “Люди, достойные подражания”.

февраль

Классные руководители

27.

Книга рекордов допризывной молодёжи

февраль

Учителя физической культуры, ОБЖ

28.

Тематический классный час “Слава тебе, победитель солдат!”, “Есть такая профессия – Родину защищать”

февраль

Классные руководители

29.

Выставка рисунков “России верные сыны”

февраль

Учитель ИЗО

30.

Конкурс патриотической и солдатской песни “Споёмте, друзья!”

февраль

Учитель музыки

31.

Тематический классный час “Урок мира”

март

Классные руководители

32.

Городской финал военно-спортивной игра “Победа”, “

май

Зам. директора по ВР, вожатые, учителя физической культуры, ОБЖ.

33.

Организация и проведение мероприятий, посвящённых победе в ВОВ и локальным войнам.

Апрель, май

Зам. Директора по ВР, Руководитель музея, вожатые

34.

Вахта Памяти

май

Учитель ОБЖ

35.

Экскурсии в музее А.Г.Головко

В теч. года

Руководитель музея

36.

Акция «Ветеран живёт рядом» (Поздравление ветеранов ВОв), выставка рисунков “Салют, Победа!”

май

Вожатые, учителя ИЗО

37.

Экскурсия в воинскую часть

Февраль, май

Зам. директора по ВР, педагог - организатор

38.

Тематический классный час “Этих дней не смолкнет слава”

май

Классные руководители

39.

Торжественная линейка “Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…”

май

Зам. директора по ВР, вожатые

Ожидаемые результаты.

         В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся “Стань гражданином” у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

 

 

 

 

 

Модель “Гражданина - патриота России”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к программе

 по патриотическому воспитанию «Стань гражданином»

«Мой город».

 

Пояснительная записка.

 

           МОУ «СОШ №4» расположена в микрорайоне Дружба. Это часть го­рода Прохладного. Одной из задач нашей школы является воспитание прохладянина, патриота своего города. Поэтому работе по краеведению уделяется внимание не только на уроках, но и во внеурочной деятельности в процессе внеклассной работы. Краеведческое содержание постепенно становится одним из стержней внеклассной работы в школе: это экскурсии и посещение краеведческого музея, а так же, как правило, весной и в начале учебного года в городской парк, в воинскую часть, на предприятия города Прохладного.

Содержание и задачи программы.

 

         Целью программы «Мой город», по которой проводится работа по патриотическому воспитанию обучающихся, является проведение не только пространственной, но и временной связи: далёкое прошлое человечества – длинная череда эпох и постепенное накопление наследия этих эпох – появление города Прохладного – становление и развитие города в прошлом и настоящем – формирование гражданина-патриота своего города.

         Находясь в конце этой временной цепочки, каждый ученик способен почувствовать себя преемником культурного наследия. Его хранителем и участником дальнейшего развития.

 

Задачами программы являются:

 

·        воспитать любовь к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;

·        привить культуру отношений, навыков общественной жизни;

·        способствовать изучению истории своей семьи, школы, района, города.

 

         Работа по программе проводится в несколько этапов, последовательно, переходя с одной ступени на другую. Мероприятия, предусмотренные на этих этапах, повторяются полностью или частично на протяжении нескольких лет школьной жизни от начального до старшего звена.

 

Мероприятия, проводимые в рамках программы «Мой город».

 

Наименование, описание и задачи этапа

Мероприятия

начальная школа

средняя и старшая школа

I этап (сентябрь-октябрь). «Мой дом, моя семья».

 

Первая и самая основная для любого человека ячейка об­щества.

Именно с неё начинается формирование понятий «Ро­дина», «малая родина».

Воспитание уважения к своей семье,

гордости за свою семью, возрождение во многом ут­раченных в наши дни поня­тий семейной истории, се­мейной реликвии, семейной традиции.

Своеобразная визитная кар­точка этой работы-выступ­ление с рассказом «Моя се­мья». Тема рассказа выбира­ется самостоятельно: тради­ции семьи, семейные празд­ники или семейная история.

Конкурсы рисунков «Мой дом», «Мой воскресный день».

Рассказ о члене своей семьи через семейную фотографию или какую-нибудь старинную вещь (чаще всего это рассказ о дедушке или бабушке- участниках ВОВ). Этот рассказ служит своеобразным мостиком к следующей форме работы, имеющей отношение ко II-ому этапу.

Конкурс «Загляни в бабуш­кин сундук» - рассказ о са­мой старинной вещи семьи, о том как она появилась в семье (проводится в виде своеобразной выставки).

Выполнение работ: «Моя родословная» (учениками из семей коренных жителей МПС).

«Карты родословной» (уче­никами из семей приезжих). Эта работа также посте­пенно выходит за рамки I-ого этапа и логично продол­жается уже на следующем этапе.

Фотовыставка  или фото­конкурс «Фотография из се­мейного альбома».

II этап (ноябрь-декабрь). «Моя школа».

 

На этом этапе  происходит осознание школы как более широкого по сравнению с  до­мом понятия «Моя Родина». Очень важно воспитать не только потребителей, но и будущих хозяев своего  дома – школы, любящих его и за­ботливо к нему относя­щихся.

Начинается это с осознания того, что они – ученики – в школе главные действую­щие лица.

Всё хорошее и всё плохое в школе зависит от них. По­нимание своей роли в школе приведёт к созданию сис­темы ученического соуправ­ления.

Традиционные трудовые дела.

Конкурсы на лучшее  укра­шение кабинетов и школь­ных коридоров к праздникам (День самоуправления, День рождения школы, Новый год, 8 Марта, Последний звонок и т.д.).

Помимо продолжения меро­приятий первого этапа – изучение истории школы, работа с архивом школы, воспоминаниями бывших выпускников.

Ведение фотолетописей школы и своего класса.

III этап (январь-март). «Мой микрорайон  Дружба».

 

Микрорайон Дружба – часть города Прохладного. Наши ученики – дети, любя­щие свой город. Для того, чтобы любить свой город, его необходимо знать, а чтобы узнать – изучать.

Обзор­ная экскурсия по микрорайону Дружба.

Конкурс рисунков «Мой микрорайон».

Из рисунков создаётся образ микрорайона – его дома, улицы, машины.

Ребята постарше, наиболее наблюдательные, отмечают элементы убранства микро­района: фонари, цветники и т.д.

 

 

Изучение истории Прохладного тесно переплетается с исто­рией микрорайона «Дружба».

Поэтому постепенно накап­ливаются сведения о нашем микрорайоне.

Конкурсы экскурсоводов по микрорайону .

Изучение истории своей семьи и истории микрорайона, переплете­ние их постепенно воспитывает бережное, даже трепетное к ним отношение.

Со временем абстрактные понятия «ветеран войны», «вете­ран труда», «пожилой человек» наполняются конкретным содержанием – твой дедушка, дедушка твоего однокласс­ника.

И, как следствие, такая традиционная, но в тоже время осо­бенная форма работы как подготовка  поздравлений вете­ранам ко Дню победы, получает новое и более ощутимое содержание.

IV этап (апрель-май). «Мой город Прохладный»

 

Изучение истории  родного города, которое проводится педагогами как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях даёт   воз­можность ученикам по – новому осмыслить значение города Прохладного в рамках истории КБР, России.

 

Экскурсии, которые проходят по плану в течение года. Проживая вдали от центра города, от его культурной жизни, наши ученики не часто соприкасаются с ней.

Большинство посещает музеи только с классом во время школьных экскурсий. Это обусловлено многими пробле­мами, семейными в первую очередь. И очень важно, чтобы дети могли не только повторить услышанное от экскурсо­водов, но и передать свои впечатления от увиденного.

Традиционная форма работы после экскурсий - творческий отчёт. Самая удачная форма – отзыв «что больше всего поразило или удивило» (но не запомнилось – иначе отзыв сведётся к пересказу информации, а этого как раз и не нужно).

Проведение «Недели истории Прохладного» и, включающей мероприятия по подведению итогов работы по программе.

 

Ожидаемые результаты.

 

Работа по программе «Мой город» позволит организовать тесное взаимодействие с родителями обучающихся.

Многие мероприятия помогут родителям узнать что-то новое о своём ребёнке, заняться творчеством в процессе совместной деятельности. Придя в школу, увидеть своего ребёнка  в новом амплуа – актёра на сцене, посоревноваться в турнирах, теснее контактировать со школой и приходить в неё не только в тех случаях, когда вызывает учитель.

Работа в тесном контакте с родителями по реализации этой программы позволит сформировать гармонично развитую личность, патриота своего района, города.

 

 

Hosted by uCoz