Урок внеклассного чтения. 3 класс.

Учитель: Кулешова Наталья Петровна

 

Тема:   «Где? Что? Как и почему?» (Рассказы-загадки про зверей и птиц)

  

 

 

                                        Цели урока:    

                                 Дидактические

 

1)Познакомить учащихся с различными видами справочной литературы.

2)Формировать умение и навыки работы со справочной литературой.

3)Показать необходимость использования справочников для более глубокого

изучения материала и расширения своего кругозора.

 

 

                                  Развивающие

                           

 1)Развивать навыки выразительного чтения.

 2)Развивать память, мышление, речь.

 

 

                               

                                    Воспитательные 

 

  1)Привить любовь и интерес к природе.

  2)Воспитывать бережное отношение к природе.

  3)Прививать любовь к чтению.

 

 

                       Оборудование:

 

 

  1)Справочная литература, энциклопедии.

  2)Картинки животных и птиц.

  3)Карточки-загадки.

  4)Книжки-самоделки.

  5)Иллюстрации  «Зоошутки».

  6)Набор букв.

  7)Кроссворды.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1.     Орг. момент.

2.     Приветствие команд.

 

Команда  «Поиск »                                Команда  «Искорка»

Ваши каши мало ели,                            Кто не горит,

Чтобы наших одолеть.                         Тот небо коптит.

 

Девиз:

Все разведать, все узнать,                    Гореть самим, зажечь других.

Легких тропок не искать.                     Быть впереди и точка.

 

3.Конкурс  с пословицами-загадками.

      -Я читаю вам пословицы и поговорки, а вы должны отгадать о ком идет речь. И чем меньше пословиц-подсказок для этого понадобиться, тем лучше. Та команда, выигрывает!

 

1)Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

   Как его не корми, он все равно в лес смотрит.

   Его ноги кормят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Он не уклюж, да дюж.

   С ним дружись, а за топор держись.

    Два их ,в одной берлоге не уживутся.   

 

 

3)Близ норы она на промысел не ходит.

   Она семерых волков проведет.

   Ей хвост не для красы нужен.

   Она и во сне кур считает.      

 

 

 

 

        4)Если люди объединятся, не смогут связать и его.

   Ему только муравей страшен.

   Из пасти его добычу не вытащишь.

   Спящего, его не буди.                        

 

 

5)Из большого осла не выйдет он.

   Делать из мухи его.

 Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на него она!           (Слон) 

                                                          

      6)Всякая она сети боится.

         Всякая она своим пером красуется.

         Ей даны крылья, а человеку разум.        

    Где она не летает, а своё гнездо знает.

 

 

 

7)Для него длинный ящик не порок.

   Ему без носа, что волку без ног.

   Кто бы его знал, кабы носом не стучал.

  Здоровое дерево он не долбит.                                     (Дятел) 

 

8)Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год.

    Ласточка день кончает, а он начинает.

Не нужна ему золотая клетка,

Лучше зелёная ветка.                                                          (Соловей)

 

9)Больше его- больше снега,

больше снега – больше хлеба.

Он от ветра защищает, урожаю помогает.

Много его – не губи, мало его – береги,

Нет его – посади

Волков бояться – в него не ходи.

Чем дальше в него, тем больше дров.

 

 

10)В ступе её не толкнут.

    Она и землю точит и камень долбит.

    Под лежачий камень она не течёт.

Не зная броду, не суйся в неё.                                         

 

 

 

   - Какой темой можно объединить все ваши ответы к пословицам и поговоркам?

- Правильно! Природа.

- Мы много уроков посвятили книгам о природе, знаем писателей, которые писали о ней. Назовите их.

- А что за литература стоит сегодня на нашей выставке?

-Правильно! Это справочная литература и энциклопедии.

-Назовите издания, которое вы принесли на урок.

 

4.Рассматривание выставки книг.

- Когда вы пользовались этой литературой?

 

5. Работа с энциклопедиями и справочной литературой.

  -Капитаны каждой команды получили своё домашнее задание. Они должны были приготовить вопросы-загадки, оформить их в книжках-самоделках. Их  выступления будут проходить следующим образом:

1) загадать вопрос-загадку

2) после ответов товарищей прочитать отгадку

3) рассказать откуда вы её взяли и как пользовались литературой.

 

6. Физминутка.

 

7. Работа с кроссвордами.

    (командам выдаются кроссворды)

   Кто быстрее заполнит их.

 

                                                              

 

 

 

 По горизонтали:

2)Днем слепа бывает, а ночью прозревает.

4)Это что за странные

   Дроби барабанные

   Доносятся из чащи

   То реже, то чаще: Кто стучит в лесную дверь?

                                  Человек ты или зверь?

7)Мальчишка в сером армячишке

   По дворам шныряет, крохи собирает,

   По полям ночует, коноплю ворует.

8)По лужку он важно бродит,

   Из воды сухим выходит.

 

По вертикали:

1)     У этой птицы клюв, как спицы

По воде она гуляет, то и дело нос купает.

    

2)     На вид неказист, зато голосист.

3)     Летит бывалый, разбойник старый

Когти как кинжалы, глаза  как фары.

5)Чёрный, проворный,

     Кричит «Крак!», червякам враг.

6) Ходит по двору будильник,

    Разгребает лапой сор.

    Расправляет с шумом крылья

    И садится на забор.

 

 

2 кроссворд

 

По горизонтали:

 

1)Гуси? Страусы? Павлины? Догадались? Мы ………….

2)Когда пугаюсь, я бегу, вытягиваю шею: а вот летать я не могу, и петь я не умею.

3)Разоряет огород – роет землю серый ………….

4)Ходит по лесу зверек, хищный маленький……….

 

 

По вертикали:

 

2)Речка целая нужна для хорошего…..…

6)Эй, не стойте слишком близко, я …..,а не киска.

7)Царь зверей.

8)Вот, полюбуйтесь на игру двух австралийских……..

 

8.Конкурс «Зоошутки»

 

Командам выдаются иллюстрации.

На них изображены фантастические  животные. Необходимо определить, части тела каких животных изображены.

 

9.Эстафета из букв.

 

Командам вручаются наборы букв, из которых нужно составить слово

отгадку.

Эта птичка прилетает в наши края весной, когда еще холодно и зябко.

                                                                                  (Зяблик)

Какой зверь помогает нам переходить улицу?    (Зебра)

 

10. Знатоки природы.

      (Вопросы о птицах и зверях)

 

Кто спит вниз головой?                                           (Летучая  мышь)

Какая птица имеет очень длинный хвост?           (Сорока, павлин)

Кто может пить ногой?                                           (Лягушка)            

Кто бежит  задними ногами вперед?                     (Заяц)

Любимое лакомство аистов?                                  (Лягушки)

Чем еж на медведя похож?                                     (Спит зимой)

Пингвин птица или нет?                                         (Да)

Какая птица выводит птенцов зимой?                  (Клест)

Что теряет лось каждую зиму?                              (Рога)

Какая  горная коза подарила свое название грузовому автомобилю?  (Газель)

Какая птица спасла Рим?                                                         (Гусь)

Какой зверек дал название короткой мужской прическе?   (Ежик)

Какие птицы едят грибы?                                                        (Глухари)

Кто лечится мухоморами?                                                       (Лось)

Какая птица ловит рыбу про запас?                                       (Пеликан)

Животное, имеющее на носу рог.                                           (Носорог)

Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания?                                                                                  (Сова)

 

11.Обобщение.

    -Вам понравился наш урок? Как вы думаете, чья команда была лучшей?

-Молодцы!  Проигравших у нас сегодня нет!

-Я надеюсь, что вы еще больше будете любить родную природу, проявлять интерес к ней, оберегать ее.

Наш урок показал, что вы много знаете  и наша задача – обогатить и расширить эти знания, но и главное- воспитать бережное отношение к природе.

 

И в заключении послушаем стихотворение  М.Дунина «Берегите Землю!»

 

                   Берегите землю. Берегите

                   Жаворонка в голубом зените,

                   Бабочку на листьях повилики,

                   На тропинках солнечные блики,

                   На камнях играющего краба,

                   Над пустыней тень от баобаба,

                   Ястреба, парящего над полем,

                   Ясный месяц над речным покоем,

                   Ласточку, мелькающую в жите.

                   Берегите землю! Берегите!

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

     

                            

Hosted by uCoz