Разработки уроков объяснения нового материала по системе                       Л.В. Занкова

 

Русский язык. 3 – й класс.

 

Урок №1.

 

Тема: «Изменение имён существительных по падежам».

 

Цели урока: сформировать представление  о склонении имен существительных; познакомить с падежами имени существительного; расширить словарный запас учащихся; воспитывать интерес к знаниям.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

 

- Закончились каникулы и мы с вами продолжаем трудное, но увлекательное путешествие по стране Грамматики. Я надеюсь, что девизом нашей работы станет пословица кабардинского народа «Ум человеку, крылья птице даны, чтобы вечно ввысь стремиться».

2.   Повторение пройденного материала

 

На доске запись:

Лёлик и Болик сели рисовать. Лёлик нарисовал замок и кружки, а Болик –замок и кружки.

- Прочитайте предложение так, чтобы было понятно, что у мальчиков получились разные рисунки.

- Что вам помогло это сделать? (Ударение).

 

- Попробуйте в словах изменить ударение, прочитайте слова парами. Изменится ли смысл слова?

На доске запись:

 

Хлопок -                                 Стрелки-                      Пары-

Полки-                                   Мука-                            Трусить-

Пропасть-                            Стоит-                        Мелки-

 

3.      Сообщение темы и цели урока

 

- Сегодня вы попадёте в новую неизведанную область страны Грамматики, которая называется – Склонение, а также узнаете, что значит изменить существительное по падежам.

          Откройте учебники на с.3. Прочитайте название параграфа и вопрос к уроку.

 

4.      Работа над новым материалом

 

Ø      Упр. 265

- Прочитайте текст, изменяя слово сестра по смыслу

- Выпишите формы существительного сестра вместе со словами, с которыми оно связано по смыслу. Ставьте к слову сестра вопросы.

- Что вы заметили? ( В зависимости от вопросов у существительных изменяются окончания.

- Сейчас, вы только что изменили существительное сестра по падежам. Где же падежи, скажете вы, ведь изменяли существительные по вопросам? Дело в том, что у каждого из этих вопросов есть свой хозяин- Падеж.

- На с. 4 прочитайте названия падежей и их вопросы, а чтобы вам легче было запомнить названия падежей, я расскажу вам грамматическую сказку.

 

ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать -  Именитель­ный.

Родился — стал Родительный.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всячес­кие проделки его винили, и он стал Винитель­ный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем за-оворили и назвали теперь Предложный.

         Прямо так и говорили, когда его вспомина­ли, даже песенку пели с припевом:

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный.

 

- Итак, что значит изменить существительные по падежам? (Это значит изменить их по падежным вопросам).

Ø      - Давайте попробуем изменить существительные по падежам.

        Упр. 267  - на доске и в тетрадях.

 

- На с.4 прочитайте правило о том, что такое склонение.

 

5.      Закрепление нового материала

Упр. 264 – самостоятельно

 

6.      Итог урока

- Давайте подведем итог.

- Что такое склонение? (Это изменение существительных по падежам).

- Что значит изменить существительные по падежам? (Это значит изменить их по падежным вопросам.)

- Урок наш подошел к концу. И мы смогли сегодня подтвердить верность народной мудрости «Ум человеку, крылья птице даны, чтобы вечно ввысь стремиться».

Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового, интересного. Каждый из вас сегодня «стремился ввысь». Вы думали, рассуждали, делали выводы. На следующем уроке мы продолжим работу по изучению склонения имен существительных.

 

7.       Домашнее задание

Стр.4, выучить наизусть правило и название падежей

Стр.6, упр. 270.

 

 

Урок №2

 

Тема: «Три склонения имени существительного»

 

Цели урока: сформировать представление о трех склонениях имени существительного; развивать внимание и память школьников; воспитывать умение слушать друг друга.

 

Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки с цифрами.

 

Ход урока

 

 

1.      Организационный момент

-Сегодня вас ждет новая интересная тема, если вы будете внимательны, то обязательно все запомните. Не забывайте внимательно выслушивать ответы ваших товарищей.

 

 

2.      Повторение пройденного материала

На доске слова:

 

Москва                                   Эльбрус                                  тетрадь

Россия                                    Нальчик                                 лошадь

дедушка                                 поле                                        ель

дядя                                        небо                                        сирень

 

 

- Сосчитайте количество букв в словах и покажите карточку с соответствующей цифрой.

- Объясните, почему в словах Россия и   тетрадь по 6 звуков.

 

3.      Работа над новым материалом

Ø          - Ребята, прочитайте слова, записанные в столбиках еще раз. Подумайте, почему они записаны именно таким образом?

Алина Ш. Я заметила, что в третьем столбике все слова женского рода и с нулевым окончанием.

Света К.  Я заметила, что в первом столбике записаны слова с окончаниями –а, -я.

Павел Д.  Я думаю, что это как-то связано с родом и окончаниями.

- Совершенно верно. В первом столбике записаны слова м.р. и ж.р. с окончаниями

 а, -я. Это существительные 1 склонения. Во втором столбике записаны слова м.р. с нулевым окончанием и слова ср.р. с окончаниями –о, -е. Это существительные 2 склонения. В третьем столбике существительные ж.р. с нулевым окончанием. Это существительные 3 склонения. Запомнить это вам поможет таблица «Три склонения существительных».

Ø      - Как определить склонение того или иного существительного мы с вами выясним, выполнив упр.282

 - Итак, сделайте вывод о том, как определить склонение  существительного.

Таня О. Чтобы определить склонение существительного, нужно определить его род.

Вика П. И еще выделить окончание в начальной форме.

Ø          - Давайте проверим ваши выводы. Прочитайте правило на стр.14.

 

4.      Закрепление нового материала

Ø      - Сейчас попробуем определить склонение существительных. Я продиктую слова, а вы запишите их по группам в зависимости от склонения.

 

Мудрость, журавль, календарь, лебедь, рысь, ягода, лопата, председатель, одежда, плащ, тетрадь, земляника, помощь, степь.

 

-Давайте проверим. Кто хочет ответить? (Ученики читают и объясняют выписанные слова).

-Вы хорошо справились с этой работой.

Ø          - Теперь запишите предложения и подчеркните орфограммы.

 

Пушистый снег покрыл землю. Малыши весело катаются с горки. 

 

- К какому склонению относится существительное землю?

Ира М. Землю –земля; женский род, окончание –я. Значит это 1 склонение.

Ø          - Просклоняйте существительное земля по образцу в учебнике. (Дети выполняют работу самостоятельно с последующей проверкой).

 

5.      Итог урока

-Итак, как определить склонение существительного?

Кристина Ц. Нужно поставить существительное в начальную форму, определить род и выделить окончание.

- Молодцы! Думаю, полученные знания вы сможете использовать дома при выполнении домашнего задания.

 

6.      Домашнее задание

 

Стр. 12, 14 выучить правила наизусть

Стр. 14  упр. 283

 

 

Урок № 3

Тема: «Первое склонение имен существительных. Именительный и винительный падежи».

 

Цель урока: показать особенности существительных 1 склонения в именительном падеже, их отличие от существительных 1 склонения в винительном падеже; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к родному языку.

 

Ход урока

 

 

1.      Организационный момент

-Прочитайте кабардинскую пословицу.

На доске:

 

Беда, брат, если твой язык в сравнении с головой велик.

 

- Объясните значение этой пословицы.

Саша С. Прежде чем что-то сделать или сказать нужно хорошо подумать.

-Какую русскую пословицу напоминает эта пословица?

Алеша Д. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Оля О. Я не согласна с Алешей. Я думаю больше подходит пословица «Не спеши языком, торопись делом». Надо меньше говорить, а больше делать.

- Правильно. Помните об этом и всегда следуйте этой народной мудрости.

 

2.      Повторение пройденного материала

На доске:

 

Солов_и, под_езд, в_ет, с_ел, под_ем, п_ет, ш_ет, об_явление, под_бежал, вороб_и.

 

- На какие две группы можно разделить эти слова?

- Когда пишется разделительный мягкий знак?

-Нет ли лишнего слова?

-Запишите слова в два столбика, подчеркните орфограммы.

 

3.      Работа над новым материалом

Ø      - Откройте учебники на стр. 22. Над какой новой темой мы начинаем работать?

Павел Д. Мы начинаем работать над темой «первое склонение имен существительных».

- Ребята, на прошлых уроках вы научились различать склонения существительных, а теперь вы познакомитесь с особенностями каждого склонения. Тема нашего урока:  «Первое склонение имен существительных. Именительный и винительный падежи».

- На какой вопрос вы должны ответить на уроке? (Чем отличаются именительный и винительный падежи?)

Ø      - Просклоняйте существительные земля, лужа. (Один человек у доски, остальные в тетрадях.)

- Выделите окончания существительных в именительном и винительном падежах.

- Какие окончания выделили? Что заметили?

Лиза Л. У существительных 1 склонения в именительном и винительном падежах окончания разные. В в именительном падеже –а, -я, в винительном падеже –у, -ю.

Ø      - Устно выполним упр.303

- Найдите подлежащее в первом предложении. Какой частью речи оно выражено? В каком падеже стоит? (Аналогичная работа с остальными предложениями.)

- Какой вывод можно сделать?

Мария А. Существительное в именительном падеже всегда является в предложении подлежащим.

Света К. А еще можно сказать, что подлежащее всегда выражено существительным в именительном падеже.

- Молодцы! Теперь найдите существительные 1 склонения в винительном падеже. Какие у них окончания? Каким членом предложения они являются?

- Какой вывод можно сделать?

Данил Л. Существительные в винительном падеже являются второстепенными членами предложения.

Ø      Работа с правилом. (стр. 23)

- Чем еще отличаются существительные 1 склонения в именительном и винительном падежах?

Арам Б. Существительные  в именительном падеже никогда не употребляются с предлогами.

4.      Закрепление нового материала

Упр. 304 (самостоятельно с последующей проверкой)

5.      Итог урока

- Сколько отличий нашли у существительных 1 склонения в именительном и винительном падежах?

- Что это за отличия?

Ира М. Существительных 1 склонения в именительном и винительном падежах отличаются окончаниями.

Таня О. Существительное в именительном падеже всегда является в предложении подлежащим, а существительные в винительном падеже являются второстепенными членами предложения

Даша П. . Существительные  в именительном падеже никогда не употребляются с предлогами.

- Молодцы! Вы всё хорошо поняли.

6.      Домашнее задание

Стр. 23 правило наизусть.

Упр. 305

 

 

Урок № 4

 

Тема: «Первое склонение имен существительных. Родительный падеж».

 

Цель урока: показать особенности существительных 1 склонения в родительном падеже; научить правильно писать безударные окончания существительных в родительном падеже; развивать творческое мышление; воспитывать интерес к изучению русского языка, уважительное отношение к своему языку.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности детей к уроку.

 

2.      Чистописание

 

К                                                          Кл Ки Кв Ка

кк кр ск ук ко

компас

 

- На какую гласную в этом слове падает ударение?

Саша Л. Ударение падает на гласную о – компас.

Вероника Р. А  я слышала, что произносят компас, значит, ударение падает на гласную а.

- Вы оба правы. Дело в том, что «компас» произносят моряки, а мы с вами в обычной жизни произносим «компас».

 

3.      Повторение пройденного материала

 

На доске:

 

смелость                                 горевать                                желтеть

мужественный                      печалиться                           лимонный

храбрость                               огорчение                              золотой

         отвага                                     грустить                               янтарный

 

- Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой выбор.

-А что объединяет слова?

- Подберите к каждому лишнему слову однокоренное так, чтобы оно подошло к каждой группе слов. Запишите слова в столбики.

- Над каждым словом укажите часть речи. Объясните, как различить части речи.

- Что еще объединяет слова каждой группы?

Артем К. В каждой группе слова – синонимы.

 

4.      Работа над новым материалом

Ø     Упр. 316

- Выделите окончания существительных 1 склонения в родительном падеже.

- Что вы заметили?

Вика П. У существительных 1 склонения в родительном падеже окончание –и.

Ø      Сравнение ударных и безударных  окончаний существительных.

               Упр. 318 (устно)

-  Сравните ударные и безударные  окончания существительных. Есть ли между ними разница на слух? А при письме?

- Прочитайте правила на стр. 29 и 30.

Ø      Предлоги родительного падежа.

- Существительные в родительном падеже могут употребляться с предлогами. Запомните, предлоги у, до, от, из, без, около, для употребляются только с существительными в родительном падеже. По этим предлогам можно узнать родительный падеж.

 

5.      Закрепление нового материала

         Упр. 321 (самостоятельно)

 

6.      Итог урока  

 - Что вы узнали об особенностях существительных в родительном падеже?

Максим П. Существительные в родительном падеже имеют окончание –и.  Предлоги у, до, от, из, без, около, для употребляются только с существительными в родительном падеже. По этим предлогам можно узнать родительный падеж.

 

7.      Домашнее задание

Стр. 29, 30 правила наизусть

Упр. 322

 

 

 

Урок № 5

 

Тема: «Дательный и предложный падежи существительных 1 склонения».

 

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями окончаний существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах, развивать память и речь учащихся, воспитывать аккуратность и прилежность у школьников.

 

 

Ход урока

 

 

1.      Организационный момент

 

2.      Повторение пройденного материала

Ø     На доске:

 

сток –                                шарить -                                 корка -

молод –                              лезть -                                     гонец -

бросит –                            жаль -                                     увести –

 

- К каждому слову подберите слово, которое будет отличаться одной буквой, обозначающей парный звонкий или глухой согласный звук.

- Найдите слова, в которых парные согласные являются орфограммами.

- Как проверить парную согласную?

Ø      Прочитайте двустишие:

 

Каша в голове у дяди Саши,

И ботинки просят каши.

 

- Запишите по памяти.

- Что означают выражения  каша в голове и  ботинки просят каши?

- Как называются такие выражения? (Фразеологизмы.)

- Составьте небольшой текст, который можно закончить словами каша в голове или ботинки просят каши.

- Объясните написание выделенных окончаний.

Таня Ж. Это существительные 1 склонения. Они стоят в родительном падеже, поэтому пишем окончание – и.

 

3.      Работа над новым материалом

Ø      - На какие вопросы отвечают существительные в дательном и предложном падежах?

- Прочитайте тему урока. На какой вопрос предстоит ответить? (Какие окончания у  существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах?)

Ø      - Запишите (на доске и в тетрадях):

 

Д. (кому? чему?)

П.  (о ком? о чем?)

 

- Измените слова сестра, река по этим падежам. Выделите окончания.

Ø      Выполните упр. 330 (самостоятельно)

- Можете ответить на вопрос учебника?

Артем Ф. Существительные 1 склонения в дательном и предложном падежах имеют окончание –е.

Ø      Предлоги в дательном и предложном падежах.

- Прочитайте правило на стр. 33 и ответьте на вопрос: «Какие предлоги употребляются с дательным и предложным падежами?»

Анна П. С дательным падежом употребляются предлоги к, по.

Алина Ш. С  предложным падежом употребляются предлоги о (об), при, в, на.

 

4.      Закрепление нового материала

      Упр. 331 (с комментированием)

 

5.      Итог урока

- Что общего между дательным и предложным падежами?

- Как различить дательный и предложный падежи?

 

6.      Домашнее задание

Стр. 33 правило наизусть.

Упр.332

 

 

 

Урок № 6

 

Тема: «Творительный падеж существительных 1 склонения»

 

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями  существительных 1 склонения в творительном падеже; расширять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к искусству, к слову через познание местного фольклора.

 

Ход урока

 

1.      Организационный  момент.

 

2.      Чистописание.

 

За   пр  дш  бу

За прошедшим дождем не гонись, надев бурку.

 

- Как вы думаете, кто мог сказать такие слова?

Стас А. Я думаю, что такие слова мог сказать житель гор.

- Почему?

Стас А. потому что бурка – это одежда жителей Кавказа.

- Как можно назвать это высказывание?

Алина Ш. Это пословица.

- На Центральном Кавказе живут два братских народа – кабардинцы и балкарцы, у которых одни обычаи, одежда, этикет. И фольклор у них однороден. Безымянные певцы переводили песни одного народа на язык другого, в балкарских аулах и кабардинских селеньях  пелись и поются одни и те же песни. В этом отношении пословицы также не являются исключением. Пословицы – лучшее поэтическое сокровище. Каждый, уходя из жизни, оставляет свой опыт, мастерство, умение. Так передавались умение печь хлеб, строить жилище, пахать землю, слагать песню. Во всем велика роль слова.

 

На доске:

 

Хорошее слово с тобою смеется,

С тобою грустит в трудный час,

Мы жизнь покидаем – оно остается

И служит живым после нас.

 

- Давайте хором прочитаем строки замечательного кабардинского поэта Кязима Мечиева, (работа над выразительным чтением.)

 

3.      Словарная работа

Ø                      Запишите под диктовку существительные с подходящими по смыслу прилагательными.

 

Обед, огурец, огорчение, одеколон, одеяло, обучение.

- Укажите род прилагательных, выделите окончания прилагательных.

- Как отличить прилагательное от существительного?

Ø      Знакомство с новыми словами

Учитель называет лексическое значение слова, ученики отгадывают слово и записывают его на доске и в тетради.

- Дрожь при лихорадке, болезненное ощущение. (озноб)

- Балованный мальчик, устраивающий разные проказы. (озорник)

- Соленая вода, омывающая берега материков. (океан)

- Подберите синоним к слову  «рядом». (около)

- Второй месяц осени. (октябрь)

- Слова одинаковые по написанию, но разные по произношению и принадлежащие к одной части речи. (омоним)

Ø      Приведите примеры омонимов.

 

4.      Работа над новым материалом

Ø      На доске:

 

Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой

За речною косой

Травы косит косой.

 

- Какой частью речи являются слова, которые произносятся и пишутся одинаково? Что они обозначают?

- Найдите существительные в творительном падеже, выделите окончания.

- Какие окончания имеют существительные 1 склонения в творительном падеже?

Ø      Выполните упр. 345 (самостоятельно)

- Сделайте вывод об окончаниях существительных 1 склонения в творительном падеже.

- Проверьте свой вывод, прочитав правило на стр. 40.

Ø      На доске:

 

Говорил с бабушк__ , висел под вишн__, остановился перед дорог__, летел над пашн__, переулок за школ__.

 

- Спишите словосочетания, определите падеж существительных и вставьте пропущенные окончания.

- С какими предлогами могут употребляться существительные в творительном падеже?

 

5.      Закрепление нового материала

Упр. 348

- Какие знания вам потребовались, чтобы выполнить это упражнение?

Света К. Нам потребовались знания о творительном падеже существительных 1 склонения.

 

6.      Итог урока

- Понравился вам урок? Что показалось наиболее интересным?

 

7.      Домашнее задание

Стр. 41 правило наизусть.

Упр.349.

 

Урок № 7

 

Тема: «Множественное число имен существительных 1-го склонения»

 

Цель урока: сформировать представление о 1-м склонении существительных во множественном числе; закрепить умение определять падежи существительных; воспитывать любовь и уважение к труду.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

- На сегодняшнем уроке вас ждет сложная, но интересная работа. Какие пословицы о труде вы знаете?

Данил Л. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Ира М. Все  труды дают плоды.

- Чему учат нас эти пословицы?

 

2.      Работа над новым материалом

Ø            Беседа

- Над какой темой мы с вами работали на всех прошлых уроках?

Арам Б. Мы работали над темой «1-е склонение имен существительных».

- В каком числе стояли имена существительные?

- Как вы думаете, могут ли склоняться существительные, которые стоят во множественном числе?

- Ваша задача на сегодняшнем уроке понаблюдать за склонением существительных во множественном числе, и выяснить какие окончания имеют существительные 1-го склонения во множественном числе.

Ø      Наблюдение за окончаниями существительных 1-го склонения во множественном числе.

- Поставьте существительные сестра, река, туча во множественное число. Давайте просклоняем их. (Работа на доске и в тетрадях).

- Сравните окончания в каждом падеже. В каких падежах у существительных нулевое окончание?

- В каких падежах формы существительных сестры, реки, тучи совпадают?

- Выделите окончания существительных, постарайтесь их запомнить.

 

3.      Закрепление нового материала

Упр. 363 (самостоятельно с последующей проверкой)

- Поставьте существительные в скобках в нужную форму, укажите падеж существительных употребленных в форме множественного числа.

 

4.      Повторение пройденного материала

На доске:

 

Есть у скворцов такое правило: перед отлетом прилетать к гнезду. Посидеть в тишине, пёрышки на солнце почистить, помурлыкать под нос. А потом на юг. В страны дальние, чужие, за синий горизонт.

 

- Прочитайте текст. Найдите слова с приставками. Теперь - слова с предлогами. Как можно различить предлоги и приставки?

- Запишите текст под диктовку. Над словами укажите части речи.

5.      Итог урока

- Что вы узнали о склонении существительных во множественном числе?

 

6.      Домашнее задание

Упр. 361, запомнить окончания существительных 1-го склонения во множественном числе.

 

 

Урок № 8

 

Тема: «Второе склонение имен существительных. Склонение существительных мужского рода».

 

Цель урока: познакомить учащихся со вторым склонением существительных; дать понятие о твёрдом и мягком склонении существительных мужского рода; расширять словарный запас учащихся; воспитывать культуру общения учащихся.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

 

2.      Чистописание

 

Ээ эт ет ик

Этикет

 

- Что такое речевой этикет?

- Люди постоянно общаются друг с другом. В общении надо стараться не обидеть, не оскорбить другого. Существуют правила поведения и общения человека. Они называются этикетом. Речевой этике устанавливает правила обращения людей друг к другу, формы приветствия и прощания, поздравления и ответы на них.

- Почему воспитанные люди должны соблюдать речевой этикет?

- Напишите известные вам формы приветствия.

 

3.      Работа над новым материалом

Ø      Сообщение темы и цели урока

- Сегодня вы начнете знакомиться со вторым склонением существительных, узнаете что такое твердое и мягкое склонение существительных.

- Прочитайте тему урока.

Ø      На доске:

 

У норы добычи ждет ,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом,

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.      (А. Грачёв)

- Прочитайте выразительно стихотворение. В каком предложении существительное  кот употреблено в именительном падеже? К какому склонению относится это существительное?

- Выпишите  существительное  кот по падежам, выделите окончания.

- Какие окончания имеют существительные 2-го склонения?

Ø      Ознакомление с твердым и мягким склонением .

- Определите род существительных слон и конь (на доске и в тетрадях). Просклоняйте эти существительные, выделите окончания. Что вы заметили?

Таня О. Я заметила, что у существительного конь окончаниями являются гласные, которые смягчают согласные, поэтому основа слова заканчивается буквой, обозначающий мягкий согласный звук, а у существительного слон основа твердая.

- Как вы думаете от чего это зависит?

Даша П Я думаю, что это зависит от начальной формы существительного, если в именительном падеже основа  слова заканчивается буквой, обозначающий мягкий согласный звук, то и в остальных падежах основа будет смягчаться.

- Давайте проследим, сохраняется ли эта закономерность при склонении неодушевленных существительных. Просклоняйте существительные стол, руль.

- Что вы заметили?

Саша Л. При склонении неодушевленных существительных сохраняется та же закономерность, что и при склонении одушевленных существительных.

- Какой вывод можно сделать о склонении существительных мужского рода?

Мария А. Существительные мужского рода во втором склонении имеют твердую и мягкую основу в зависимости от окончаний в начальной форме.

- Или говорят: «Существительные мужского рода с нулевым окончанием имеют твердое и мягкое склонение».

Ø      Используя образец, просклоняйте существительные матрос, канат, дождь, корабль. Выделите окончания твердого склонения.

Ø      Составьте текст, используя слова  матрос, канат, дождь, корабль.

- Укажите падеж этих существительных.

 

4.      Повторение пройденного материала

На доске:

 

Покос, коса, покосился, перекос, накосить, косарь, косой, косьба, косяк, косынка, косилка.

 

- Сколько групп однокоренных слов записано на доске?

- Каждую группу запишите с большой буквы.  Выделите корень.

- Какие слова называются однокоренными?

 

5.      Итог урока

- Какую особенность имеет склонение существительных мужского рода с нулевым окончанием?

6.      Домашнее задание

         Упр. 366

 

 

Урок №  9

 

Тема: «Именительный, родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения».

 

Цель урока: научить различать именительный и винительный падежи неодушевленных существительных и родительный и винительный падежи одушевленных существительных; развивать мышление и память учащихся; воспитывать умение видеть и ценить красоту природы.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

 

2.      Работа над пройденным материалом

- Рассмотрите, как образованы слова.

На доске:

 

                                          беседка                                    беседочка

 

беседа                        собеседник                              собеседница

                                                  

                                                   беседовать                             побеседовать

 

                                                                                                                            

- Выпишите имена существительные. Разберите их по составу.

 

3.      Сообщение темы и цели урока

- Запишите предложение:

 

Опять зима посеребрила порошей спящее село.

 

- Подчеркните основу предложения.

- Найдите в предложении существительное 2-го склонения. Попробуйте определить падеж этого существительного.

Кристина Ц. Существительное село отвечает на вопрос Что? Значит это именительный падеж.

Саша С. В винительном падеже тоже есть вопрос Что? Это может быть и винительный падеж.

- Дело в том, что у существительных мужского рода во 2-ом склонении некоторые формы совпадают. Сегодня на уроке вы будете учиться различать именительный и винительный падежи неодушевленных существительных и родительный и винительный падежи одушевленных существительных.

 

4.      Работа над новым материалом

- Запишите (на доске и в тетради)

 

И. (кто? что?)

Р. (кого? чего?)

В. (кого? что?)

 

- Измените по этим падежам существительные стул, солдат.

- Что вы заметили?

Оля О. У существительного стул в именительном и  винительном падеже одинаковые окончания, а у существительного  солдат -  в родительном и винительном.

- Как же отличить именительный падеж от винительного?

- Запишите два предложения. Это отрывки из стихотворений Ивана Сурикова и Сергея Есенина. В них они воспевают красоту русской природы.

 

Темный лес что шапкой                      

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

 

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

 

- Каким членом предложения является существительное лес в первом предложении?

- Что вы знаете о падеже существительного, являющегося подлежащим?

Артем Ф. . Существительное в именительном падеже всегда является в предложении подлежащим. Значит, существительное лес стоит в именительном падеже.

Лиза Л. Тогда существительное лес стоит в винительном падеже, так как это второстепенный член предложения.

- Молодцы! Теперь нужно выяснить, как отличить  родительный и винительный падежи одушевленных  существительных. В этом нам поможет упр.369 (устно).

- Итак, как отличить родительный падеж от винительного?

Алина Ш. Надо заменить существительное 2-го склонения существительным 1-го склонения и по его окончанию определить падеж.

 

5.      Закрепление нового материала

- Вспомните и напишите несколько имен существительных2-го склонения, обозначающих явления природы.

- Составьте и напишите с одним из них два предложения: в первом употребите это существительное в именительном падеже, во втором – в винительном.

 

6.      Итог урока

- Чему научились на уроке?

Вика П. Мы научились различать именительный и винительный падежи неодушевленных существительных и родительный и винительный падежи одушевленных существительных.

 

7.      Домашнее задание

Стр. 52 правило наизусть.

Упр.370

 

 

 

Урок № 10

 

Тема: «Творительный и предложный падежи существительных 2-го склонения».

 

Цель урока: познакомить учащихся с окончаниями существительных 2-го склонения в творительном и предложном падежах; развивать речь и орфографическую грамотность учащихся; воспитывать чувство патриотизма.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

 

2.      Работа над пройденным материалом

Ø      Упражнение в словообразовании

На доске записаны схемы слов  с пропущенными приставками и суффиксами. Приставки и суффиксы выделить схематически.(Маленький, малыш, построили, строитель, переход, походный.)

         - Догадайтесь, какие однокоренные слова написаны, и напишите их в столбик.

 

Мал___ий,  __стро__и,  __ход,   мал__,  стро_____,  __ход_ый.

 

- Докажите, что в каждом столбике вы написали однокоренные слова.

- Какая часть слова делает их близкими по смыслу? (Корень.)

- Какие части слова делают их разными по смыслу? (Приставка,суффикс.)

Ø      Шарада.

- Узнайте, какое словозадумано. Это слово однокоренное со словом дорога. Приставка в нем такая же, как в слове побег, суффикс, как в слове цветник, окончание нулевое. А в целом слово является названием растения. (Подорожник.)

- Объясните, почему это растение так названо.

 

3.      Работа над новым материалом

- Сегодня вы будете работать над новой темой самостоятельно. Вы должны выяснить какие окончания имеют существительные 2-го склонения в творительном и предложном падежах.

Ø      Упр. 373 (самостоятельно)

- Итак, что вы выяснили?

Вика П. Существительные 2-го склонения в творительном падеже имеют окончания  - ом, - ем, - ём, а в предложном падеже – окончание – е.

- Сравните ударные и безударные окончания. Есть ли разница при произношении? А при обозначении?

Ø      Работа с правилом на стр 55

 

4.   Закрепление нового материала

Ø     Составьте и запишите предложения с существительными в творительном падеже со следующими словами:

 

Рисую , карандаш; забиваю молоток; освещаю фонарь; пишу,  мел; управляю автомобиль.

 

(Запись предложений после коллективного обсуждения. Можно предложить детям записать те предложения, которые им больше всего понравились.)

Ø      На доске:

 

Я на солнышк__  лежу,

Я на солнышк__ гляжу,

Все лежу и лежу

И на солнышк__ гляжу!

 

- Прочитайте строки из сказки С. Козлова «Как Львёнок и Черепаха пели песню».

- Одинаковые или разные будут окончания  у существительного солнышко? Объясните свой ответ.

- Напишите стихотворение по памяти. Укажите падежные формы существительного солнышко.

- О ком говориться  во второй части песенки? Давайте попробуем вместе спеть всю песенку.

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Подведем итог урока.

 

5.      Итог урока

-  Над какой темой работали? Какие окончания имеют существительные 2-го склонения в творительном и предложном падежах.

- Перечислите все падежные окончания существительных 2-го склонения.

 

6.      Домашнее задание

Стр. 55 правило наизусть,

упр. 380

 

 

 

Урок № 11

 

Тема: « Второе склонение имен существительных мужского рода на   -й.»

 

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения существительных мужского рода оканчивающихся на   -й; развивать умение сравнивать, обобщать; воспитывать уважительное отношение к труженикам  села.

 

Ход урока

1.      Организационный момент

 

2.      Словарная работа

 

Ø      На доске:

 

Портфель, трамвай, январь, иней, хлеб, урожай.

 

- Спишите слова, поставьте ударение, выделите орфограммы.

- На какие смысловые группы можно разделить эти слова?

Алеше Д. Я предлагаю разделить слова так: 1 гр. – портфель, трамвай;

                                                                            2 гр. – январь, хлеб;

                                                                            3 гр. – хлеб, урожай.

- Составьте с этими словами предложения.

- Запишите предложение со словами хлеб, урожай.

Ø      Беседа о тяжелом труде хлеборобов и об уважительном отношении к людям, занимающимся выращиванием хлеба.

 

3.      Сообщение темы и цели урока

- Определите склонение существительных хлеб, урожай.

- Как вы думаете, будет ли отличаться склонение этих существительных? Одинаковые или разные будут у них окончания?

- Цель нашего урока понаблюдать и познакомиться со склонением существительных оканчивающихся на  -й. прочитайте тему урока на стр.60.

 

4.      Работа над новым материалом

Ø      Упр.386 (устно)

- Сравните окончания существительных в каждом падеже и место ударения в словах. В чем сходство и различие на слух? А при письме?

Ø      Упр. 388 (на доске и в тетрадях)

- С какими существительными сходно склонение существительных на  -й?

Даша П. Склонение существительных мужского рода оканчивающихся на   -й сходно с  мягким склонением существительных 2-го склонения.

 

5.      Работа над пройденным материалом

Ø     Объяснительный диктант по теме «Разделительные твердый и мягкий знаки».

 

Душистыми гроздьями зацвела на опушках черемуха. Заревом заката даль небес объята.яркое солнце съело тонкий ледок. Роща огласилась пением соловья. Мотыдек прильнул к цветку и бьет крылышками. За рекой виднелась необъятная  долина.

 

Ø     Задание (выполняется дифференцировано):

1 гр. Указать падежи существительных

2 гр. Указать падежи существительных  2-го склонения.

 

6.      Итог урока

- В чем особенность склонения существительных мужского рода оканчивающихся на  -й?

7.      Домашнее задание

Упр. 387, выучить окончания существительных 2-го склонения.

 

 

 

Урок № 12

 

Тема: «Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и  Ц».

 

Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и  Ц; развивать память и мышление; воспитывать аккуратность и старательность.

 

Ход урока 

 

1.      Организационный момент

 

2.      Занимательный русский язык

- Существует такое шуточное правило: если в названии месяца есть буква Р, то в этом месяце нельзя сидеть на голой земле, простудишься. А сколько в году месяцев, когда по этому правилу на земле сидеть можно?

 

3.      Работа над пройденным материалом

- Какие шипящие согласные вы знаете? (ж, ш, ч, щ)                       

- Какие вы знаете правила правописания связанные с этими согласными?

- Приведите примеры.

 

4.      Сообщение темы и цели урока

- Сегодня вы познакомитесь с еще одним правилом, связанным с этими согласными. Тема нашего урока «Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и  Ц». Откройте учебники на стр. 63.

 

5.      Работа над новым материалом

Ø      Упр. 394 (на доске)

 

Мячом, силачом, с зайцем.

 

- Сравните ударные и безударные окончания существительных. Чем они отличаются?

Максим П. Они отличаются тем, что под ударением в окончаниях стоит О, а без ударения – Е.

Ø      Упр. 397 (на доске и в тетрадях)

- Какой вывод можно сделать о правописании окончаний существительных после шипящих?

Ø      Упр. 397 (устно)

- Какая буква стоит после Ц в ударном окончании? А в безударном?

Ø     Работа с правилом  стр.65

 

6.      Закрепление нового материала

Ø      Комментированное письмо

 

Открыли ключом, вышел со свечой, написал карандашом, пришел с врачом, очищал ножом.

 

- Выделите окончания существительных. Объясните написание гласных после шипящих.

 

7.      Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

Павлик Д. Мы теперь знаем, что в окончаниях после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц, под ударением пишется О, без ударения – Е.

 

8.      Домашнее задание

Стр. 65, правило наизусть.

Упр. 398

 

 

 

Урок № 13

 

Тема: «Второстепенный член предложения – дополнение».

 

Цель урока: познакомить учащихся с дополнением, как второстепенным членом предложения; формировать умении определять дополнение по свойственным ему признакам; развивать орфографическую зоркость; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

2.      Словарная работа

Ø            - Записать слова под диктовку, указать склонение существительных.

 

Почтальон, поэзия, праздник, пилюля, победа, песок, падеж, посреди, прекрасный, помидор, пшеница, помощь, парик.

 

Ø           На доске: 

 

Скалить глаза.

Хмурить зубы.

Щурить брови.

 

- Исправьте ошибку. Объясните смысл каждой фразы.

 

3.      Сообщение темы и цели урока

- Какие члены предложения вам известны? (Главные и второстепенные члены предложения.)

- Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое.)

- Сегодня вы познакомитесь с одним из второстепенных членов предложения. Узнаете, как он называется и какие отличительные признаки имеет.

 

4.      Работа над новым материалом

Ø            - Запишите предложение.

 

Путники подошли к озеру.

 

- Подчеркните основу предложения.

- Каким членом предложения является слово озеру? Какой частью речи выражено?

 

Ø           Аналогичная работа ведется с предложениями:

 

Мальчик пишет ручкой. Учитель рассказывает о медведях.

 

- На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?

Ира М. В этих предложениях второстепенные члены предложения отвечали на вопросы косвенных падежей.

- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и выражен существительным, называется дополнение. оно подчеркивается пунктирной линией.

Ø           Запишите и разберите предложения из упр.402.

Ø           Работа с правилом на стр. 67.

 

5.      Закрепление нового материала

Упр.404

- Сформулируйте вывод: чем отличается дополнение от подлежащего?

 

6.     Работа над пройденным материалом

Зрительно-слуховой диктант.

На доске:

 

Указка, косьба, посадка, перевязка, перегородка, погрузка, поездка, походка, заморозки, вырубка, сторожка, походка.

 

- Какая орфограмма встречается во всех словах?

- Как проверить парную согласную?

-Запишите слова под диктовку.

 

7.       Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- А теперь попробуйте сощурить глаза, нахмурить брови и не скальте зубы. На этой веселой ноте мы и закончим урок.

8.       Домашнее задание

Стр. 67, правило наизусть.

Упр. 403

 

 

 

Урок № 14

 

Тема: «Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе».

 

Цель урока: сформировать представление учащихся о склонении существительных мужского рода во множественном числе; развивать внимание , мышление, речь учащихся; воспитывать у школьников честность и правдивость.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

2.      Чистописание

 

Горькая правда, лучше сладкой лжи.

 

- Объясните смысл пословицы.

 Беседа о честности и правдивости.

 

3.      Работа над пройденным материалом

Ø            Беседа о существительных 2-го склонения

- Какое склонение вы сейчас изучаете?

- Что вы знаете о 2-ом склонении существительных?

Мария А.  Ко 2-ому склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, - е.

Саша Л. Существительные мужского рода с нулевым окончанием имеют твердое и мягкое склонение.

Максим П. Неодушевленные существительные 2-го склонения в именительном и винительном падежах имеют одинаковые окончания, их можно различить, если определить каким членом предложения они являются.

Арам Б. Еще одинаковые окончания имеют одушевленные существительные 2-го склонения  в родительном и винительном падежах. Чтобы их различить надо заменить существительное 2-го склонения существительным 1-го склонения и по его окончанию определить падеж.

Алина Ш. Существительные 2-го склонения в творительном падеже имеют окончания  - ом, - ем, - ём, а в предложном падеже – окончание – е.

- Молодцы! Вы очень много всего узнали.

 

4.      Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы продолжим работать над темой «Второе склонение существительных», и вы познакомитесь со склонением существительных мужского рода во множественном числе.

 

5.      Работа над новым материалом

Ø      - Просклоняйте существительные столы, кони.

- Сравните окончания в каждом падеже. С какими падежами сходен винительный падеж?

- Обратите внимание на окончания существительного кони в родительном и винительном падежах. Что вы заметили? (Окончания одинаковые.)

- Как вы думаете с чем это связано?

Вероника Р. Я думаю это связано с вопросами падежей. Ведь существительное конь – одушевленное, а у одушевленных существительных в родительном и винительном падежах вопросы одинаковые, поэтому и окончания у них одинаковые.

- Совершенно верно. Молодец, Вероника.

 

6.      Закрепление нового материала

Упр. 411 (на доске и в тетрадях)

Упр. 412 (самостоятельно)

 

7.      Итог урока

- Над какой темой работали сегодня? Что узнали?

 

8.      Домашнее задание

Упр. 414.

Выучить окончания существительных мужского рода во множественном числе.

 

 

 

Урок № 15

 

Тема: «Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе».

 

Цель урока: показать сходство форм существительных 1-го и 2-го склонения во множественном числе; развивать умение определять падежи имен существительных; развивать навыки самоконтроля; воспитывать стремление к знаниям, интерес к учебе.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

 

2.      Чистописание

 

Э    э    Эс    Эльбрус

 

- Что можете сказать об этом звуке?

Артем Ф. Это гласный, дающий твердые слияния.

- А что за слово я написала?

Кристина Ц. Это название горы, которая является высочайшей вершиной Европы и символом нашей республики.

- А какие горы еще расположены на территории нашей республики?

Оля О. В нашей республике 8 гор с высотой более 5000 м. например, Казбек, Дых-Тау, Кошха-Тау.

- Молодцы, совершенно верно.

 

3.      Словарная работа

Ø      Знакомство с новыми словарными словами.

- Сегодня словарную работу посвятим записи новых слов, обозначающих названия горных вершин нашего края, это будут те названия, о которых вы уже сказали, плюс еще названия гор – Шхельда – ее высота 4211 м, Кавказ – его высота 4212 м, Бжедух – 4211 м, Донгуз-Орун-Баши – 4468 м.

Ø      Запись и запоминание новых слов.

 

Эльбрус, Казбек, Кавказ, Шхельда, Бжедух, Дых-Тау, Кошха-Тау, Донгуз-Орун-Баши.

 

- Как будем записывать эти слова?

Стас А.  С заглавной буквы, потому что это имена собственные.

- Верно. Приведите мне еще примеры слов имен собственных.

Ученики. Москва, Нальчик, Прохладный, Малка, Волга, Россия и т. д.

- Пока вы будете записывать слова, я хочу прочитать вам стихотворение об Эльбрусе Василия Андреевича Жуковского, великого русского поэта. Он был поражен и покорен его красотой и под впечатлением от увиденного написал такое  стихотворение:

 

Гора вздымалась над горой,

И в сонме их гигант седой,

Как туча, Эльбрус двуглавый

Ужасною и величавой

Там все блистает красотой;

Утесов лесистые громады,

Бегущие с ревом водопады

Во мрак пучин с гранитных скал.

 

И еще информация для вас: Эльбрус рожден вулканическими силами более 17 миллионов лет назад. Эльбрус считается действующим вулканом, это значит, что он еще может извергаться.

 

4.      Работа над пройденным материалом

На доске:

 

М_сква  - сер_це нашей Родины. Из Москвы идут п_езда, л_тят сам_лёты, плывут т_плоходы. В Москве много фабрик, з_водов, школ, т_атров, музеев, б_льниц, м_газинов. Вокруг Москвы живописные окрес_ности. Под Москвой много дач и с_дов.

 

- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите падежи существительных во множественном числе.

- Какие окончания имеют существительные мужского рода во множественном числе?

- Как проверить написание безударного окончания существительного?

 

5.      Работа над новым материалом

- Откройте учебники на стр. 73, прочитайте вопрос, на который вы должны найти ответ на сегодняшнем уроке.

Даша П. В каких падежах у существительных 1-го и 2-го склонения во множественном числе одинаковые окончания?

- Ответить на вопрос вы сможете, выполнив упр. 420 (на доске и в тетрадях)

- Итак, что вы заметили?

Мария А. В дательном, творительном и предложном падежах существительные 1-го и 2-го склонения во множественном числе имеют одинаковые окончания.

- Проверьте свой вывод, прочитав правило на стр.74.

 

6.      Закрепление нового материала

Упр. 421 (самостоятельно)

 

7.      Итог урока

- Что общего между существительными 1-го и 2-го склонения во множественном числе? С какой новой орфограммой познакомились? (Идут ответы детей, подводящие итог изучения новой темы.)

 

8.      Домашнее задание

Стр. 74, правило наизусть.

Упр.422

 

 

 

Урок № 16

 

Тема: «2-е склонение. Склонение имен существительных среднего рода».

 

Цель урока: формировать умение правильно писать безударные окончания существительных 2-го склонения; развивать словарный запас учащихся; воспитывать умение слушать друг друга.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

 

2.      Словарная работа

На доске:

 

Депо, шоссе, какао, кашне, такси, фойе, радио, кино, польто, ателье, метро, пюре.

 

- Что объединяет все эти существительные? (Все существительные среднего рода.)

- А еще все эти существительные несклоняемые.

- Разделите существительные на группы:

 

Продукты питания:

Транспорт:

Культура:

Одежда:

 

- Значения каких слов вам неизвестны?

 

3.      Сообщение темы и цели урока

- Слова, которые вы записали, не склоняются, а теперь поработаем со склоняемыми существительными среднего рода. Откройте учебники на стр.75, прочитайте название темы урока и вопрос, на  который предстоит ответить.

 

4.      Работа над новым материалом

Упр. 423 (устно)

- Есть ли разница в склонении существительных мужского и среднего рода? В каких падежах разные окончания?

- Сравните окончания существительных во множественном числе в каждом падеже. В каких падежах окончании разные, в каких – одинаковые?

Упр. 424, 426 (самостоятельно)

- Сделайте вывод о правописании в каждом падеже ударных и безударных окончаний существительных среднего рода.

- А теперь познакомьтесь с группой существительных 2-го склонения произношение, которых нужно запомнить. Ведь говорить по-русски  нужно правильно!

Упр. 427 (самостоятельно)

 

5.      Итог урока

- Докажите, что существительные среднего рода имеют право относиться ко 2-му склонению.

 

6.      Домашнее задание

Упр. 425

 

 

 

Урок № 17

 

Тема: «Второстепенный член предложения – определение».

 

Цель урока: дать понятие о второстепенном члене предложения – определении; формировать навыки синтаксического разбора предложения; воспитывать познавательную активность учащихся.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

 

2.      Чистописание

 

К  ка  П   пе

кашне   кашпо  пенсне

 

- Послушайте и решите задачу:

В словах кашне (шарф) и  пенсне (очки, которые держаться только за нос) есть общая часть не. Эти слова пришли к нам из французского языка, где слово кашне  обозначает – прячь нос, а  пенсне – держи за нос.

В словах    кашпо (красивая ваза для цветочного горшка) и  кашне – общая часть каш. Можете ли вы сказать, что значит эта часть во французском языке, если по обозначает горшок, а не – нос?

 

3.      Работа над пройденным материалом

- Послушайте стихотворение:

 

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедления,

Тут же отыщутся дополнения.

 

- О чем идет речь в стихотворении?  Что такое дополнение?

Упр. 432 (самостоятельно)

 

4.      Сообщение темы и цели урока

- Сегодня вы познакомитесь с еще одним второстепенным членом предложения. А как он называется, вы узнаете из следующего стихотворения:

 

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и какой? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

 

- С каким второстепенным членом предложения вы сегодня познакомитесь?

- Откройте учебники на стр. 83 и прочитайте тему урока.

 

5.      Работа над новым материалом

Упр. 438

- Спишите, подчеркните главные члены предложения.

- Найдите второстепенные члены предложения, которые обозначают признаки предметов, подчеркните их волнистой линией.

- На какие вопросы они отвечают?

- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?  и обозначает признак предмета, называется определением.

- Определите, какой частью речи выражены определения в предложениях.

- Какой вывод модно сделать о роли прилагательного в предложении?

Алина Ш. Я думаю, что прилагательное в предложении выполняет роль определения.

 

6.      Закрепление нового материала

Упр. 441 (коллективная работа)

 

7.      Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

 

8.      Домашнее задание

Стр. 83, правило наизусть.

Упр.445

 

 

Урок № 18

 

Тема: «Однородные члены предложения».

 

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями однородных членов предложения; повторить правила правописания слов с безударными гласными, проверяемыми ударением; воспитывать сознательное отношение к учебе.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

 

2.      Работа над пройденным материалом

Игра «Будь внимателен!»

- Запишите под диктовку слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными. Распределяйте их в два столбика.

 

Объявить, интересный, аккуратный, протянуть, дежурить, объяснить, коллектив, сохранить, изменить, работать, обедать, ужинать, передавать, пассажир, подарить, нарисовать.

 

- Выделите корень, подчеркните в нем безударную гласную. (Проверка с помощью сигнальных карточек. Учащиеся называют проверочные слова доя слов первой группы. )

- Напишите в каждый столбик еще по одному слову.

- Составьте (устно) предложение с одним из написанных глаголов.

 

3.      Сообщение темы и цели урока

- Прочитайте в учебнике название темы, которую мы начинаем сегодня изучать.

- На какой вопрос вам предстоит ответить?

 

4.      Работа над новым материалом

Ø            - Послушайте грамматическую сказку. Она поможет вам понять о чем пойдет речь на уроке. Сказка называется «Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях».

 

- Жили – были и сейчас живут на свете слова. Дружно живут, без устали работают вместе с людьми. И у каждого слова своя профессия. Работают слова в предложении, помогают людям общаться друг с другом, дело налаживать. Недаром говорят, что у хороших людей слова с делом не расходятся.

Шла я однажды в школу, и так случилось, что вдруг увидела группу слов, которые ровной шеренгой двигались по той же дороге.

Разобрало меня любопытство – догнала я эти слова и обратилась к первому:

- Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы сегодня работать будете?

- Я глагол выйтй и работаю сегодня сказуемым при подлежащем ветер.

- А вы, уважаемое слово? – обратилась я ко второму.

- Я глагол постучать и работаю сказуемым при подлежащем ветер в том де самом предложении.

- Как? Значит, и вы поясняете подлежащее ветер?

- И я. Ты не удивляйся. Вся наша бригада из шести глаголов сегодня поясняет подлежащее ветер. Мы выполняем в предложении одинаковую работу, потому и называемся однородными сказуемыми.

- Но вас так много! – засомневалась я. – Не будете ли вы мешать друг другу?

- Что ты! Ответил первый глагол. – Работать однородными сказуемыми очень удобно: мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга. Вот послушай: (стихотворение написано на доске)

 

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше;

 

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых,

 

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

                       (М. Исаковский)

 

- Ребята, найдите и вы подлежащее и сказуемые, о которых говорили глаголы.

- Посмотрите, как интересно получается: одно подлежащее- и шесть сказуемых, с ним связанных.

- Действительно, неплохо, получается, - обратилась я к глаголам. – Ну, а как же вы между собой ладите? Кто кому подчиняется?

- В том-то и дело, - сказал третий глагол, - что среди нас нет главных и зависимых слов, мы равноправны.

 

В ходе обсуждения сказки и работы со стихотворением учащиеся выясняют, что однородные сказуемые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос.

Ø    Наблюдение над употреблением в речи предложений с однородными членами.

На доске:

 

Дети собирали в лесу сыроежки. Дети собирали в лесу подосиновики. Дети собирали в лесу боровики.

 

- Прочитайте. Подумайте, нельзя ли сказать о том же самом, но кратко.

- Запишите новое предложение. У вас получилось предложение с однородными членами. Как вы думаете, для чего нам в речи нужны такие предложения?

Данил Л. Такие предложения нам нужны, чтобы делать нашу речь краткой и четкой.

Ø      Работа с правилом на стр. 90

- Чем же отличаются однородные члены, что для них характерно?

 

5.      Закрепление нового материала

Упр. 459

- Какие подлежащие называются однородными?

- Какие сказуемые называются однородными?

- Какие второстепенные члены называются однородными?

Упр. 456 (самостоятельно)

6.      Итог урока

- Какие два признака однородных членов нужно знать? (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.)

7.      Домашнее  задание

Стр. 90 правило наизусть.

Упр. 460.

 

 

 

Урок № 19

Тема: «Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения».

 

Цель урока: познакомить учащихся с соединительными союзами и, да и правилами постановки запятой при  однородных членах предложения; развивать умение распознавать в предложении однородные члены, соблюдать интонацию перечисления; воспитывать любовь к природе.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

 

2.      Работа над пройденным материалом

На доске:

 

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить

В мир и покой.

                         (Ф. Лисичкин)

 

- Прочитайте выразительно стихотворение, соблюдая интонацию перечисления.

- Определите главную мысль этих строк.

- Почему в первом предложении поставлены запятые?

- Найдите однородные члены предложения во втором предложении.

- Что вы узнали об однородных членах предложения на прошлых уроках?

- Запишите стихотворение по памяти. Выделите окончания существительных в дательном падеже.

 

3.      Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы продолжим работу над однородными членами предложения. Вы познакомитесь с соединительными союзами и узнаете о правилах постановки запятой между однородными членами предложения. Откройте учебники на стр. 93, прочитайте название темы нашего урока.

 

4.      Работа над новым материалом

Ø      Понятие о союзах

- Вы знакомы со многими частями речи. Союзы – это тоже части речи, но в отличии от прилагательных или существительных, они не имеют самостоятельного значения. Они служат для того, чтобы связывать между собой отдельные слова и предложения. Их даже называют служебные части речи. Сегодня вы знакомитесь с соединительными союзами и, да.

- Прочитайте предложения, записанные на доске:

 

Я списал рассказ и стихотворение. Лес да река – краса природы. Птички порхают, поют, гнезда теплые вьют.

 

- Прочитайте первое предложение, разберите его по членам.

- С помощью какого слова связаны между собой однородные члены  в этом предложении?

- Прочитайте второе предложение.  С помощью какого слова связаны между собой однородные члены  в этом предложении?

- Как связаны сказуемые в третьем предложении? (Интонацией перечисления.)

- Сделайте вывод о том, как могут быть связаны  между собой однородные члены  в  предложении?

Артем К.  Однородные члены предложения могут быть связаны между собой с помощью союзов и без союзов.

Ø      Работа с правилами на стр. 93, 94.

 

5.      Закрепление нового материала

Ø      Упр. 465 (самостоятельно, с последующей проверкой)

Ø      Запишите предложение под диктовку.

 

Лебеди, утки и гуси собирались в дорогу с важным видом.

 

- Какие знаки препинания поставили? Объясните.

- Разберите предложение по членам.

- Какие есть в нем однородные члены предложения? Докажите.

- Как они связаны? Замените союз и союзом да. Прочитайте новое предложение. Модно ли заменять эти союзы друг другом?

 

6.      Итог урока

- Что нового узнали об однородных членах предложения?

 

7.      Домашнее задание

Стр. 93, 94 правила наизусть.

Упр. 466

 

 

 

Урок № 20

 

Тема: «Мягкий знак на конце существительных 3-го склонения».

 

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце существительных 3-го склонения; развивать словарный запас учащихся; воспитывать умение сопереживать другим людям, испытывать чувство стыда за совершенные некрасивые поступки.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент

 

2.      Словарная работа

 

Ø      Знакомство с новыми словарными словами.

На доске:

 

Хоккей, хороший, художественный.

 

- Запишите новые словарные слова, выделите орфограммы, запомните правописание этих слов.

- Объясните значение этих слов.

- Составьте с этими словами предложения.

Ø      Запишите под диктовку слова:

 

Жалость, радость, обида, стыд.

 

- Как назвать одним словом эту группу слов?

- Когда человек испытывает или должен испытывать эти чувства?

- Приходилось ли вам испытывать подобные чувства? В какой ситуации?

- Составьте и напишите небольшой текст – размышление на тему: «Какие добрые чувства должны быть в человеке?»

 

3.      Работа над пройденным материалом

- Запишите 3  существительных 3-го склонения, просклоняйте их.

- Расскажите, что вам известно об именах существительных 3-го склонения.

 

4.      Сообщение темы и цели урока

- Сегодня продолжим работу над темой «Существительные 3-го склонения», вы познакомитесь с новой орфограммой, связанной с существительными 3-го склонения. Откройте учебники на стр.101, прочитайте название темы нашего урока.

 

5.      Работа над новым материалом

Ø      - Прочитайте сказку – шутку из упр.485.

- О каком законе грамматики идет речь в сказке?

Анна П. Речь идет о правописании мягкого знака на конце существительных 3-го склонения.

Ø      Выполните самостоятельно упр. 486.

- Какая особенность в правописании существительных  3-го склонения?

- Что вы можете сказать о правописании существительных мужского рода с шипящими на конце?

Ø      Работа с правилом на стр.102

 

6.      Закрепление нового материала

На доске:

 

В ком стыда нет, в том и совест__ мало. Злой плачет от завист__, добрый от радост__. Лож__ человека не красит.

 

- В продолжении нашего разговора о нравственных качествах человека, предлагаю прочить пословицы, в которые учат нас справедливости и честности.

- Спишите пословицы, дописывая пропущенные окончания. Над именами существительных  3-го склонения укажите падеж, выделите окончания.

 

7.      Итог урока

- Давайте проверим как вы запомнили новое правило. Поиграем в игру «Самый внимательный!» Я буду называть слова, и если в словах есть мягкий знак, то вы хлопаете в ладоши, и не хлопаете, если мягкого знака нет.

 

Брошь, молодежь, сторож, плащ, ночь, мяч, ложь, рожь, шалаш, кирпич, ткач, мелочь, мышь, этаж.

- Молодцы! Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке.

 

8.      Домашнее задание

Стр. 102 правило наизусть.

Упр. 488

 

 

 

Используемая литература

 

Журжина Ш. В., Костромина  Н. В. Дидактический материал по русскому языку: 4 кл.: Пособие для учащихся четырехлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 176с.: ил.

Канакина В. П. Русский язык: Дидакт. материал: Пособие для 3 кл. трехлет. и четырехлет. нач. шк. – 2-е изд. – м.: Просвещение, 2001. – 160с.: ил.

Полякова А. В. Русский язык. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.  2 / Полякова А. В. – М.: Просвещение, 2002. – 126 с.: ил.

Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. (ΙΙΙΙ классы) / Сост.: Милосердов И., Ульянов В. – Санкт- Петербург: Мигус, 1995. -208 с.

Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: Русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художник Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с., ил. – (Серия: « Мои первые уроки»).

Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык / Авт. Волина В. В. Худож. Гальдяева Е. В., Кардашук А.В.; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО « Издательство АСТ», 1997. – 544 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz