Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени А.Г.Головко» грохладный

 

Конкурс «Учитель года 2010»

 

Урок – путешествие

Обобщающий урок по теме «Кислоты»

 

Учитель химии

Челябова Э.Э.

 

 

Эпиграф к уроку: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».

 

Тип урока: комбинированный.

 

Вид урока: урок-путешествие.

 

Цель урока для учителя:

 

развитие мышления учащихся, расширение кругозора учащихся в процессе самостоятельных  исследований, разрешение проблемных ситуаций и вопросов.

 

Цели уроков для учащихся:

 

1.    Обучающие – обобщить и систематизировать

                            полученные знания о кислотах и

                            дополнить их, изучив химические свойства и        

                            практическую значимость кислот.

2.    Воспитательные – воспитывать чувство

                             ответственности, культуру и

                             эстетику труда учащихся,

                             самостоятельности.

3.    Развивающие – совершенствовать умения учащихся

                             анализировать, сравнивать, устанавливать

                             взаимосвязи между строением и свойствами

                             веществ. Обратить внимание на большую

                             практическую значимость изучаемых

                             неорганических веществ.

Оборудование: H2SO4, HCl, NaOH, Mg, Zn, Cu, индикаторы.

 

 

Ход урока:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

 

I. Урок начинается с путешествия в «Страну Знаний» по станциям.

                                               ст. Учебная

      

 

                                                                                      ст. Экспериментальная

ст. Повторения

 

 

 

 

 

 

Школа                                                                                                 ст. Назначения

 

 

 

II. Ст.Повторения. Итак, мы приехали на первую станцию «Повторения».

2 ученика работают у доски.

Задание: закончить уравнения, уравнять, указать тип реакции:

Na + H2O →                                                   Ba + H2O →

Fe2O3 + SO3                                            CaO + H2O →

Al + O2                                                        Na2O + H2SO4  

SO3 + H2O →                                                  Al(OH)3

5 учеников работают по дифференцированным карточкам на местах. Пока они подготовятся, провести фронтальный опрос с классом по вопросам:

1.    На какие классы делятся неорганические соединения (оксиды, основания, кислоты, соли).

2.    Что называют оксидами, их классификация, примеры.

3.    Основания, классификация, примеры.

Задание 1:

Классифицировать данные вещества:

H2SO4, ZnO, KOH, P2O5, FeCl3,Al(OH)3,Na2O,HNO3 ,CO2 ,Mg(OH)2 ,HCl;

Подвести итог на стовторение.

III. Приезжаем на ст.Учебная. По какому классу неорганических соединений мы будем путешествовать, мы узнаем, выполнив задание 2.

Задание 2:

Уравнение реакции

Тип химической реакции

 

соединения

разложения

замещения

обмена

Mg+H2SO4=MgSO4+H2

A

У

К

С

2Na+S=Na2S

И

Е

З

Ф

2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O

П

С

Х

Е

KOH+HCl=KCl+H2O

Ц

Б

И

Л

2Ca+O2=2CaO

О

Г

С

В

Mg+CuCl2=Cu+MgCl2

К

Ю

Т

Щ

CaCO3=CaO+CO2

Ш

Ы

Н

Е

 

Объявляю цель на этой станции: изучить свойства кислот. Запись в тетрадях (число, тема урока)

Подведение к теме. Дать определение кислотам, классификация, что общего в кислотах, чем отличаются.

Жидкости: H2SO4, HNO3.

Твердые вещества: H3PO4

Нерастворимые вещества: H2SiO3

Бескислородные кислоты: HCl, HBr, HJ, H2S – это водные растворы газов, имеющих ту же формулу, что и кислота. Например: соляную кислоту получают растворением в воде газа хлороводорода. Поэтому формула HCl может означать как хлороводород, так и соляную кислоту.

H2SO3, H2СO3 – водные растворы SO2 (сернистого газа) и  CO2 (углекислого газа).

Всем кислотам, растворимым в воде, присущи свойства – это, в первую очередь, кислый вкус. А можно ли в лаборатории пробовать вещества на вкус? К чему это приведет? ( Нельзя, к ожогам и отравлениям).

Как же химики судят о том, что данное вещество – кислота? (С помощью индикаторов). Индикаторы – сложные органические вещества, изменяющие окраску в присутствии кислот (лакмус, метил-ранж в кислой среде меняют окраску на красную). Химические свойства подтверждаем по схеме, экспериментально и уравнениями.

                                     Индикаторы

                                        Ме

КИСЛОТЫ                    МеО

                                        МеОН

                                        Соль

1)    Взаимодействие с Ме, находящимися в  ряду активности до Н (2 ученика работают у доски, а класс по вариантам).

H2SO4 + Zn → ZnSO4 + H2            2HCl +Zn → ZnCl2 + H2

H2SO4  + Cu                                

2)    C MeO

H2SO4 + ZnO   ZnSO4 + H2O        2HCl + ZnO → ZnCl2 + H2O

3)    C MeOH  реакция нейтрализации

H2SO3 + 2NaOH → Na2SO3 + H2O         3HNO3 + Fe(OH)3  Fe(NO3)3 + 3H2O

4)    Реакция между растворами соли и кислоты возможна:

а) в случае образования нерастворимой соли или кислоты.

  BaCl2 + H2SO4 → BaSO4  + 2HCl

  Na2SiO3 + 2HCl → 2NaCl + H2SiO3

б) иногда образованная кислота разлагается с выделением газа:

  Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + H2SO4 → CO2

                                                                    H2O

Имея теоретические знания, отправляемся на ст. «Экспериментальная».

Цель на этой стадии доказать: а) активность кислот при взаимодействии с металлами:

1) HCl + Zn →          2) H2SO4 + Zn →        3) H2SO4(разб.) + Cu

В первом случае реакция протекает бурно.

Сильные кислоты: HCl, H2SO4 , HNO3

Средние: H2SO3 , H3PO4

Слабые: H2CO3, H2SiO3

б) что наличие атомов Н обуславливает кислый вкус (кислая среда)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПАУЗА (несколько упражнений под мелодию)

IV. Cт. Назначение. Практическая значимость кислот.

Закрепление.

а) тестовый контроль знаний:

1. В данном ряду к кислотам не относятся:

а) H2S      б) NH3    в) HCl

2. Какое из веществ не изменяет окраску индикаторов:

а) H2SO4     б) NaOH     в)H2O

3. Кислотному остатку SO4 соответствует кислота:

а) H2S  б) H2SO4  в) H2SO3

4. Наличие кислорода – обязательная составляющая часть всех кислот:

а) да       б) нет

5. Металл, не способный вытеснять водород из растворов кислот:

а) Zn    б)  Fe      в)  Hg

б) Осуществить превращения:

P           P2O5            H3PO4          

                                                         Ca3(PO4)2

Ca         CaO           Ca(OH)2

 

Таким образом, посмотрите на эпиграф: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».

Домашнее задание:

§32 пересказ, №8 стр. 104-105

 

Итоги урока.

 

 

Самоанализ внеклассного мероприятия по химии:

 

интеллектуальной игры: «Копилка знаний», проведенного в 9а классе в рамках профессионального конкурса «Учитель года-2010» учителем химии Челябовой Э.Э.

Цель игры: расширить кругозор знаний, полученных при изучении химии, развивать логические и аналитические способы мышления, формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы и в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету.

Сформированы 2 команды по 5 человек в каждой. Возглавляют команды капитаны. Каждая команда имеет название, девиз, эмблему.

Сформирован состав жюри (2 помощника ведущему учителю)

В план игры входят следующие конкурсы:

1.     Визитная карточка  5 б.

2.     Разминка  5б.

3.     Эстафета  5б.

4.     Поле чудес 2 б.

5.     Конкурс юных лаборантов  3б.

6.     Конкурс капитанов  5 б.

7.     Конкурс болельщиков  2б.

После конкурсов под приятную мелодию завершили мероприятие стихотворением: «Химия в нашем представлении»

Победила команда, набравшая больше баллов. Победителям вручена грамота за активное участие и хорошие знания по неорганической химии.

В ходе игры учащиеся были активны, старались отвечать правильно, показали хорошие знания по предмету.

9а  - класс сильный, учащиеся отнеслись ответственно, показали прочные теоретические знания и экспериментальные навыки.

Игра во всех её формах развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление.

В виде различных конкурсов был охвачен и закреплен большой материал по неорганической химии. Внеклассное мероприятие достигло поставленной цели.

 

Hosted by uCoz