Урок –
игра «Гуси-Лебеди» по теме: «Состав чисел в пределах первого десятка.
Решение задач. Закрепление изученного
материала».
Учитель: Кознеделева О.Н.
Цели:
повторить изученные приемы сложения и вычитания, состав чисел в
пределах первого десятка;
совершенствовать умение в решении задач;
развивать логическое мышление, познавательный интерес, речь;
обогащать словарный запас;
воспитывать нравственные качества, интерес к математике.
Оборудование:
иллюстрации к РНС «Гуси-лебеди»; карточки с цифрами; карточки-светофоры;
рисунок к задаче.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
-
К нам в гости пришла сказка «Гуси-лебеди». Вы, конечно, часто слушали ее,
видели по телевизору. А теперь вы сможете стать ее героями. Давайте вместе вспомним
начало сказки. (Кратко рассказываем сказку до тех слов, как Машенька догадалась,
что гуси-лебеди унесли ее братца, и бросилась догонять их.)
II.
Устный счет.
-
Ребята, давайте поможем Машеньке освободить братца, для этого нам придется
хорошо думать, считать, правильно выполнять все задания.
Сегодня
на уроке мы с вами вспомним состав чисел, приемы сложения и вычитания и,
конечно же, будем решать задачи.
Сначала мы должны помочь Машеньке добраться до
домика Бабы Яги. Для этого надо дружно справиться со следующим заданием (игра «Живые цифры»).
Учитель
вызывает к доске 10 учеников, дает им карточки с числами от 1 до 10. Ученики
получают разные задания:
1) учитель
называет числа; названные делают шаг вперед;
2) выходят
только соседи названного числа;
3) учитель
придумывает примеры, и выходит только тот, у кого ответ на этот пример;
4) учитель
называет два числа, должен выйти ученик, число которого есть сумма или разность
этих чисел;
5) какое число
на 4 больше четырех;
6) я задумала
число, отняла от него 3, у меня получилось 7, какое число я задумала;
7) если к
задуманному числу прибавить 2, то получится 8, чему равно задуманное число.
Дети, сидящие
за партами, должны сигнализировать карточками-светофорами, правильно ли ученики
у доски справляются с заданиями.
III.
Работа по теме урока.
-
Молодцы! Помогли Машеньке добраться до домика Бабы-Яги. Давайте вместе скажем
слова, чтобы избушка повернулась: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а
к нам передом».
(На доске рисунок с изображением избушки
переворачивается учителем, а там записаны примеры в три столбика).
- Надо помочь Машеньке вытащить братца из
избушки. Для этого надо правильно решить примеры (проводится в виде соревнования трех команд, по рядам).
8
+ 2 = … 6 + 2 = … 4 + 2 = …
9
– 3 = … 9 – 5 = … 9 – 4 = …
4
+ 3 = … 3 + 6 = … 5 + 3 = …
8
– 4 = … 7 – 4 = … 5 – 4 = …
2
+ 2 = … 4 + 4 = … 5 + 5 = …
5
– 0 = … 2 – 0 = … 8 + 0 = …
1
+ 7 = … 1 + 5 = … 1 + 8 = …
5
– 2 = … 7 – 2 = … 2 – 2 = …
4
– 4 = …
2
+ 3 = …
- Выполнили задание – вытащили Ванечку.
Побежали, а то Баба-Яга нас догонит, а гуси-лебеди уже догоняют. Добежала
Машенька до речки (вывешивается иллюстрация), просит помощи. А что сказала
речка?..
- Поела Машенька киселька, речка ее и
спрятала. Давайте и мы поможем Машеньке. Для этого нужно решить задачу:
В небе было 5 гусей-лебедей. К ним
подлетело еще трое гусей-лебедей. Сколько стало гусей-лебедей в небе?
- О ком говорится в задаче?
- Что нам известно в задаче?
- Что просят узнать?
- Гусей-лебедей стало больше или меньше?
- Если их стало больше, то, каким действием мы это найдем?
- Как решить задачу?
- Как ответим на вопрос задачи?
(Записать
решение и ответ в тетрадь с комментированием.)
- Молодцы! Помогли Машеньке спрятаться
у речки, но устала девочка. Устали и мы с вами. Давайте отдохнем!
IV.
Физкультминутка.
Белые лебеди,
Лебеди летели
И на воду
сели.
Сели,
полетели.
Лебеди летят,
Крыльями
машут,
Прогнулись
над водой,
Качают
головой.
Прямо и гордо
умеют держаться,
Очень
бесшумно на воду садятся.
V.
Продолжение работы по теме урока.
-
Бежит Машенька дальше с братцем, а гуси-лебеди вот-вот выхватят его. Прибежала
девочка к яблоньке, просит спрятать ее. Что сказала яблонька?..
|
Съела
Машенька яблочко, яблонька ее и спрятала (вывешивается
иллюстрация). И мы с вами поможем Машеньке. Для этого нам надо составить
задачу по рисунку и заданному действию:
-
Улетели гуси-лебеди, а девочка с братцем побежала, видит, стоит печка. А тут
гуси-лебеди опять вернулись, хотят отнять братца (вывешивается иллюстрация к сказке). Надо помочь Машеньке. О чем
она попросила печку?..
-
И мы с вами поможем Машеньке. Для этого нам надо написать арифметический
диктант:
Ø
6 да 1
Ø
10 без 2
Ø
7 плюс 2
Ø
6 минус 1
Ø
к 8 прибавить
2
Ø
от 5 отнять 3
Ø
сумма чисел 5
да 5
Ø
из 8 вычесть
4
Ø
первое слагаемое
3, второе – 7, чему равно значение суммы
-
Я вижу, вы устали. Тогда пора отдохнуть.
VI.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
1.
Вот идет по полю гусь.
Он не страшный, ты не трусь.
Он тебя совсем не тронет,
Только клюв к земле наклонит.
(Дети
сгибают руку, локоть опускают вниз, кисть смотрит вверх. Затем сгибают руку в
запястье, стараясь ладонью коснуться запястья, а левой рукой чуть-чуть
надавливают на тыльную сторону ладони.)
2.
Что у нас случилось тут?
Гуси по полю идут.
Остановятся и вот
Нагибаются вперед.
(Упражнение
выполняют стоя. Дети кладут ладони на стол пальцами вперед и переносят вес тела
как можно дальше вперед, оставляя руки прямыми. При этом напрягаются запястья.
Повторяют упражнение несколько раз.)
3.
Этот гусь к себе домой
Почему-то шел спиной.
Вот он пятится по парте –
У него такой характер.
(Упражнение
выполняют стоя. Дети кладут ладони на стол тыльной стороной вниз, пальцами к
себе и слегка облокачиваются на них. Повторяют упражнение несколько раз.)
VII.
Логические задачи.
- Вот и дом совсем
близко. Надо Машеньке помочь скорее добежать. Для этого надо решить задачи, но
не простые. Для их решения нужно проявить смекалку:
1)
Едет всадник на коне. Сколько ног у них вместе?
2)
Масса половинки гуся 2 кг. Какова масса всего гуся?
3)
Гусь живет 3 года. Сколько лет живет полгуся?
4)
На столе стояло 5 стаканов малины. Вова съел один стакан малины.
Сколько стаканов осталось на столе?
5)
Как зовут отца Марии Ивановны?
VIII.
Графический диктант.
- Молодцы! Вот Машенька с братцем целы и невредимы, прибежали домой,
и гуси-лебеди не догнали их (вывешивается
иллюстрация). Давайте нарисуем их домик, в котором они спрячутся (копирование по клеточкам).
IX.
Итоги.
-
Мне понравилось, как вы сегодня работали, а теперь вспомним все вместе, чему
учились на уроке…
-
А вот и мама с папой Машенькины приехали, привезли детям подарки. Вас тоже ждут
подарки…