Урок – игра «Гуси-Лебеди» по теме: «Состав чисел в пределах первого десятка.

 Решение задач. Закрепление изученного материала».

Учитель: Кознеделева О.Н.

Цели:

*    повторить изученные приемы сложения и вычитания, состав чисел в пределах первого десятка;

*    совершенствовать умение в решении задач;

*    развивать логическое мышление, познавательный интерес, речь;

*    обогащать словарный запас;

*    воспитывать нравственные качества, интерес к математике.

Оборудование: иллюстрации к РНС «Гуси-лебеди»; карточки с цифрами; карточки-светофоры; рисунок к задаче.

 

Ход урока.

      I.            Организационный момент.

- К нам в гости пришла сказка «Гуси-лебеди». Вы, конечно, часто слушали ее, видели по телевизору. А теперь вы сможете стать ее героями. Давайте вместе вспомним начало сказки. (Кратко рассказываем сказку до тех слов, как Машенька догадалась, что гуси-лебеди унесли ее братца, и бросилась догонять их.)

 

   II.            Устный счет.

- Ребята, давайте поможем Машеньке освободить братца, для этого нам придется хорошо думать, считать, правильно выполнять все задания.

Сегодня на уроке мы с вами вспомним состав чисел, приемы сложения и вычитания и, конечно же, будем решать задачи.

 Сначала мы должны помочь Машеньке добраться до домика Бабы Яги. Для этого надо дружно справиться со следующим заданием (игра «Живые цифры»).

Учитель вызывает к доске 10 учеников, дает им карточки с числами от 1 до 10. Ученики получают разные задания:

1)    учитель называет числа; названные делают шаг вперед;

2)    выходят только соседи названного числа;

3)    учитель придумывает примеры, и выходит только тот, у кого ответ на этот пример;

4)    учитель называет два числа, должен выйти ученик, число которого есть сумма или разность этих чисел;

5)    какое число на 4 больше четырех;

6)    я задумала число, отняла от него 3, у меня получилось 7, какое число я задумала;

7)    если к задуманному числу прибавить 2, то получится 8, чему равно задуманное число.

Дети, сидящие за партами, должны сигнализировать карточками-светофорами, правильно ли ученики у доски справляются с заданиями.

III.            Работа по теме урока.

- Молодцы! Помогли Машеньке добраться до домика Бабы-Яги. Давайте вместе скажем слова, чтобы избушка повернулась: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом».

 (На доске рисунок с изображением избушки переворачивается учителем, а там записаны примеры в три столбика).

 - Надо помочь Машеньке вытащить братца из избушки. Для этого надо правильно решить примеры (проводится в виде соревнования трех команд, по рядам).

8 + 2 = …               6 + 2 = …               4 + 2 = …

9 – 3 = …               9 – 5 = …               9 – 4 = …

4 + 3 = …               3 + 6 = …               5 + 3 = …

8 – 4 = …               7 – 4 = …               5 – 4 = …

2 + 2 = …               4 + 4 = …               5 + 5 = …

5 – 0 = …               2 – 0 = …               8 + 0 = …

1 + 7 = …               1 + 5 = …               1 + 8 = …

5 – 2 = …               7 – 2 = …               2 – 2 = …

4 – 4 = …

2 + 3 = …  

 - Выполнили задание – вытащили Ванечку. Побежали, а то Баба-Яга нас догонит, а гуси-лебеди уже догоняют. Добежала Машенька до речки (вывешивается иллюстрация), просит помощи. А что сказала речка?..

 - Поела Машенька киселька, речка ее и спрятала. Давайте и мы поможем Машеньке. Для этого нужно решить задачу:

В небе было 5 гусей-лебедей. К ним подлетело еще трое гусей-лебедей. Сколько стало гусей-лебедей в небе?

- О ком говорится в задаче?

- Что нам известно в задаче?

- Что просят узнать?

- Гусей-лебедей стало больше или меньше?

- Если их стало больше, то, каким действием мы это найдем?

- Как решить задачу?

- Как ответим на вопрос задачи?

(Записать решение и ответ в тетрадь с комментированием.)

 - Молодцы! Помогли Машеньке спрятаться у речки, но устала девочка. Устали и мы с вами. Давайте отдохнем!

 

IV.            Физкультминутка.

Белые лебеди,

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели, полетели.

Лебеди летят,

Крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

 

   V.            Продолжение работы по теме урока.

- Бежит Машенька дальше с братцем, а гуси-лебеди вот-вот выхватят его. Прибежала девочка к яблоньке, просит спрятать ее. Что сказала яблонька?..

 


Съела Машенька яблочко, яблонька ее и спрятала (вывешивается иллюстрация). И мы с вами поможем Машеньке. Для этого нам надо составить задачу по рисунку и заданному действию:

 


                                                              

 

- Улетели гуси-лебеди, а девочка с братцем побежала, видит, стоит печка. А тут гуси-лебеди опять вернулись, хотят отнять братца (вывешивается иллюстрация к сказке). Надо помочь Машеньке. О чем она попросила печку?..

- И мы с вами поможем Машеньке. Для этого нам надо написать арифметический диктант:

Ø     6 да 1

Ø     10 без 2

Ø     7 плюс 2

Ø     6 минус 1

Ø     к 8 прибавить 2

Ø     от 5 отнять 3

Ø     сумма чисел 5 да 5

Ø     из 8 вычесть 4

Ø     первое слагаемое 3, второе – 7, чему равно значение суммы

- Я вижу, вы устали. Тогда пора отдохнуть.

 

VI.            Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

1.    Вот идет по полю гусь.

Он не страшный, ты не трусь.

Он тебя совсем не тронет,

Только клюв к земле наклонит.

(Дети сгибают руку, локоть опускают вниз, кисть смотрит вверх. Затем сгибают руку в запястье, стараясь ладонью коснуться запястья, а левой рукой чуть-чуть надавливают на тыльную сторону ладони.)

2.    Что у нас случилось тут?

Гуси по полю идут.

Остановятся и вот

Нагибаются вперед.

(Упражнение выполняют стоя. Дети кладут ладони на стол пальцами вперед и переносят вес тела как можно дальше вперед, оставляя руки прямыми. При этом напрягаются запястья. Повторяют упражнение несколько раз.)

3.    Этот гусь к себе домой

Почему-то шел спиной.

Вот он пятится по парте –

У него такой характер.

(Упражнение выполняют стоя. Дети кладут ладони на стол тыльной стороной вниз, пальцами к себе и слегка облокачиваются на них. Повторяют упражнение несколько раз.)

 

VII.            Логические задачи.

- Вот и дом совсем близко. Надо Машеньке помочь скорее добежать. Для этого надо решить задачи, но не простые. Для их решения нужно проявить смекалку:

1)     Едет всадник на коне. Сколько ног у них вместе?

2)     Масса половинки гуся 2 кг. Какова масса всего гуся?

3)     Гусь живет 3 года. Сколько лет живет полгуся?

4)     На столе стояло 5 стаканов малины. Вова съел один стакан малины. Сколько стаканов осталось на столе?

5)     Как зовут отца Марии Ивановны?

 

VIII.            Графический диктант.

- Молодцы! Вот Машенька с братцем целы и невредимы, прибежали домой, и гуси-лебеди не догнали их (вывешивается иллюстрация). Давайте нарисуем их домик, в котором они спрячутся (копирование по клеточкам).

 

IX.            Итоги.

- Мне понравилось, как вы сегодня работали, а теперь вспомним все вместе, чему учились на уроке…

- А вот и мама с папой Машенькины приехали, привезли детям подарки. Вас тоже ждут подарки…

 

Hosted by uCoz