Министерство образования и науки КБР

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 4 имени А.Г. Головко»

 

 

 

Мастер – класс

 

Урок в 11 классе по теме «Дисперсия света»

 

Теоретико – практический семинар по теме

«Внедрение современных педагогических технологий на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода»

 

 

 

 

Учитель физики

Бербец Г.П.

 

г. Прохладный

2008г.

 

Тема урока «Дисперсия света»

 

Цели урока

Обучающая: объяснить явление дисперсии света на основе волновой теории.

Развивающая: развивать умение объяснять наблюдаемые явления, опираясь на знания физических законов.

Воспитывающая: воспитывать любовь к предмету через знание истории развития науки, через умение удивляться окружающему миру.

   Мотивация.

    Без света немыслима жизнь человека. Поэтому вопрос о том, что такое свет, возник у людей, видимо, как только человек начал размышлять над окружающим его миром. Ответы на этот вопрос в разные исторические эпохи были разные, подчас противоположные друг другу.

    Отыскание ответа на вопрос, что такое свет, составило содержание не только оптики, но и ряда других направлений в физике. Поэтому нельзя не согласиться с У. Брэггом: “ В слове “ свет “ заключена вся физика и тем самым все науки “.

    Проследить за тем, как наука искала ответ на вопрос о явлениях, связанных с прохождением света через вещество, представляется крайне поучительным и не лишённым интереса занятием.

Проблема.

В вакууме лучи всех цветов распространяются с одной и той же скоростью. Можно ли утверждать, что и в веществе лучи разного цвета распространяются с одной скоростью?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать соотношение n = с/v, из которого следует, что различным скоростям соответствуют и разные показатели преломления.

Надо поставить эксперимент и проверить.

1. Еще в 1605г. Английский ученый Томас Харриот, изучая преломление света в жидкостях, обнаружил, что показатель преломления одного и того же вещества для красных лучей один, а для зеленых лучей другой. Сам Харриот о своем открытии умолчал, и о его исследовании узнали значительно позже.

2. В 1611г. Аналогичное явление, только не в жидкостях, а в стекле, обнаружил итальянский ученый Марк Антоний Доминис. И хотя его результаты были опубликованы, широкого распространения они не получили, а сам Доминис через 13 лет умер в тюрьме инквизиции.

3. В 1648г. дисперсия света была переоткрыта чешским ученым Я. М. Марци. Однако и на этот раз никто не обратил на это внимания. И лишь когда соответствующие опыты были проделаны в 1666г. Исааком Ньютоном, мир наконец узнал о новом явлении.

«… когда я был занят шлифовкой оптических стекол несферической формы, я достал треугольную стеклянную призму и решил испытать с ее помощью прославленное явление цветов. Сначала вид ярких и живых красок, получавшихся при этом, приятно развлек меня. Но через некоторое время, заставив себя присмотреться к ним более внимательно, я был удивлен их продолговатой формой…»

Вывод Ньютона:

Белый свет, по Ньютону, не является простым. Он имеет сложный состав и может быть разложен в спектр с помощью стеклянной призмы.

Прохождение света через цветные  стекла.

Все цвета делят на ахроматические и хроматические.

К ахроматическим цветам относятся белый, черный и серый.

К хроматическим относятся спектральные цвета (от красного до фиолетового), пурпурные (малиновый, вишневый и сиреневый) и все остальные (коричневый, салатный и т.д. ), получающиеся в результате смешения различных цветов между собой.

Красный, зеленый и синий цвета являются взаимно независимыми. Это означает, что каждый из них не может быть получен в результате смешения двух других. Но в месте пересечения всех трех можно получить белый цвет при определенном соотношении их яркостей. Изменяя это соотношение, можно получить практически любой другой хроматический цвет.

 

 

Дисперсия в природе - радуга

А уж давно звучнее и полней

Пернатых песнь по роще раздалася,

А радуга концом дуги своей

В зеленую вершину уперлася.

(Ф. И. Тютчев)

 

 

В прежние времена, когда люди еще очень мало знали об окружающем их мире, радугу считали «небесным знамением». Так, древние греки думали, что радуга – это улыбка богини Ириды.

Радуга наблюдается в стороне, противоположной Солнцу, на фоне дождевых облаков или дождя, иногда ее можно наблюдать на фоне капель воды, образованных фонтанами или распылителями воды.

 

 

Закрепление (начальный уровень). Предполагает усвоение базового материала.

 

1.     В чем состоит явление дисперсии света?

2.     Свет какого цвета меньше других отклоняется призмой?

3.     О чем свидетельствует явление дисперсии?

 

 

 

Закрепление (средний уровень). Предполагает понимание изученного физического явления.

 

1.     Чем определяется цвет, видимый глазом?

2.     Чем объясняется белый цвет снега, черный цвет сажи, зеленый цвет листьев?

3.     С чем связано явление дисперсии?

 

Закрепление (достаточный уровень). Предполагает умение связывать ранее изученный материал и новый. Умение применять полученные знания для объяснения природных явлений и технических применений.

 

1.     Для каких лучей - красных или фиолетовых – будет больше главное фокусное расстояние собирающей линзы?

2.     Почему радуга наблюдается после дождя в солнечную погоду?

3.     Почему система цветного телевидения основана на применении трех цветов – красного, зеленого и синего?

4.      

Домашнее задание: п. 66 – составить краткий план – конспект;

                                 устно ответить на вопросы;

                                 составить различные разработки с помощью КТ: тесты,                        

                                 кроссворды, презентации*, доклады, сочинения и т.д.

Hosted by uCoz