Министерство образования и науки КБР

МОУ «СОШ № 4 имени А. Г. Головко»

 

 

Классный час

 

«Учимся говорить»

 

 

 

 

Составила и провела:

классный руководитель

8 «Г» класса Бербец Г.П.

 

 

 

ноябрь, 2009 год

 

 

Тема «Учимся говорить»

 

 

   Слово ритора изменяет не только ход истории, но и судьбу народа, его психологию, наше с вами поведение.

Цель: ввести школьников в мир ораторского искусства, познакомить с основными теоретическими вопросами риторики, совершенствовать практические умения в произнесении речей.

Форма проведения: практикум-соревнование.

Подготовительная работа: класс делится на три группы, или создаются три команды по 3-5 человек. Каждой команде заранее предлагается подготовить по одному выступлению на 5 минут по вопросам из истории риторики. Например: 1. Античные риторики, 2. Ораторское искусство, 3. Великие ораторы.

Для проведения соревнования приглашается жюри (желательно учителя русского языка и литературы).

Соревнование состоит из нескольких этапов.

 

  1. Выступление каждой команды по теоретическому вопросу.

Критерии оценки: раскрытие содержания темы, яркость и доступность речи, оригинальность преподнесения материала. Максимальный бал – 10.

 

  1. Экспромт.  Представить от каждой команды выступление (на 1 минуту) на тему: «Прогноз погоды на сегодняшний день»

Критерии оценки те же. Максимальный балл – 5.

 

  1. Командам предлагается правильно поставить ударение в словах на карточках.

Критерии оценки: каждое правильно поставленное ударение в слове оценивается в 0,1 балла.

 

4. Отчетливо выговаривая каждый звук, при этом с максимальной скоростью речи, повторите по три раза скороговорки. Представители от команд вытягивают скороговорки по очереди.

     Критерии оценки: быстрота, четкость и правильность произношения. Максимальный балл-5

 

  1. Прочитать стихотворение ( по очереди каждое четверостишие или по строчке каждый член команды).

Критерии оценки: общая интонационная настроенность, плавность перехода текста от одного чтеца к другому, выразительность жестов и мимики. Максимальный балл по количеству участников. Если в команде 6 человек – 6 баллов.

 

  1. Подведение итогов, награждение победителей.

 

I

Агент

Бармен

Вероисповедание

Грошовый

Еретик

Зиждиться

Километр

Мельком

Намерение

Полувер

Сливовый

Столяр

Христианин

Цыган

II

Аристократия

Бравурный

Включить-включит-включишь

Добыча

Жалюзи

Звонит-звонишь

Красивее

Мышление

Оптовый

Приданое

Созыв

Усугубить

Цемент

Языковый барьер

III

Баржа

Валовой

Глашатай

Дуршлаг

Завсегдатай

Иначе

Кулинария

Недуг

Обеспечение

Рассредоточение

Средства

Хаос (в мифологии)

Хаос (беспорядок)

Щавель

Аудиенция

 

I

Отрывок из сказки

 «Конек – Горбунок»

Рядом едет с ним глашатай,

Длинноусый, бородатый;

Он в злату трубу трубит,

Громким голосом кричит:

 

«Гости, лавки отпирайте,

Покупайте, продавайте;

А надсмотрщикам сидеть

Подле лавок и смотреть,

 

Чтобы не было содому,

Ни давежа, ни погрому

И чтоб никакой урод

Не обманывал народ!»

 

Гости лавки отпирают,

«Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары,

Всяки разные товары!»

 

II

«Слово о родном крае»

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

 

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

 

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой краткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

 

Побегу по мягкой стежке

На привол зеленых Лех.

Мне навстречу как, сережки,

Прозвенит девичий смех.

 

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

III

«О Русь – малиновое поле…»

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка,

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

 

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

 

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу.

 

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

 

I

Король –орел, орел -король.

 

Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

 

Осип осип, Архип охрип. Архип осип, Осип охрип.

II

Мама мыла Милу с мылом.

 

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

 

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

III

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

 

Собрала Маргарита маргаритки на горе. Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.

 

Hosted by uCoz