Урок по информатике по теме: «Перевод целых чисел из 2-ой, 8-ой и 16-ой 10-й системы счисления в 10-ю и обратно»

Разработала

учитель информатики

Попова Л.В.

 Цели

Дидактическая цель: ознакомить учащихся с переводом чисел из 2, 8, 16 систем счисления в 10 и обратно.

Воспитательная цель: показать учащимся необходимость использования двоичной ССЧ в работе компьютера и переход от “человеческой” ССЧ к                                       машинной.

Развивающая цель: научить переводить целые числа из одной системы счисления в другую

 

Ход урока

 

I.        Организационный момент.

II.      Новый материал.

1.    Вспоминаем вмести с учащимися перевод целого числа 75 из 10-й системы счисления в 2-ю (10010112) и обратный перевод.

2.    Перевод целого числа 75 из 10-й системы счисления в 8-ю (1138) и обратный перевод.

3.    Перевод целого числа 75 из 10-й системы счисления в 16-ю (4В16) и обратный перевод.

 

III. Закрепление.

     Общее задание 10010 - ?2  - ?8 - ?16.  (11001002 = 1448 = 6416)

Учащиеся, справившиеся с заданием, получают карточку с более сложными примерами.

1)    6910 - ?2 (10001012)
2) 7310 - ?8 (1118)
3) 16910 - ?16 (А916)
4) 110010112 - ?10 (20310)
5) 5378 - ?10 (35110)
6) 7116 - ?10 (11310)

В это время у меня появляется возможность индивидуально работать с теми учениками, которые не до конца поняли принцип выполнения переводов из одной системы счисления в другую. Для этого я использую несколько подходов, в зависимости от группы детей, находящихся на уроке. Во-первых, это работа у доски с подробным рассмотрением каждого выполняемого действия. Во-вторых, это индивидуальная работа с каждым из учеников. После этого учащиеся выполняют выданные задания и получают карточку второго уровня.

 К этому времени большинство учащихся успевает справиться с карточкой и получают дополнительно творческое задание “Построить по предложенным координатам рисунок, предварительно переведя их в одну из систем счисления”.

Творческое задание 1.

 Даны координаты точек в 8-й системе счисления. Переведите их в 10-ю и постройте изображение.

 

№ точки

X

Y

№ точки

X

Y

1

14

14

9

23

17

2

17

17

10

21

17

3

15

17

11

24

14

4

17

21

12

21

14

5

16

21

13

21

13

6

20

23

14

17

13

7

22

16

15

17

14

8

21

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое задание 2.

Даны координаты точек в 16-й системе счисления. Переведите их в 10-ю и постройте изображение.

№ точки

X

Y

№ точки

X

Y

№ точки

X

Y

1

5

4

14

2

E

27

E

2

2

4

5

15

5

E

28

B

2

3

4

3

16

6

F

29

9

4

4

3

2

17

6

E

30

9

3

5

2

2

18

7

E

31

8

2

6

2

3

19

7

C

32

4

2

7

3

3

20

7

B

33

4

3

8

3

5

21

7

A

34

6

3

9

2

7

22

8

8

35

5

4

10

2

A

23

8

7

36

5

6

11

3

B

24

9

5

37

6

7

12

3

C

25

B

3

38

8

7

13

2

D

26

E

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.            Домашнее задание.

          § 2.8.1 стр 129-133, №2.10 (письменно), доп. Составить рисунок.

Hosted by uCoz