Конспект урока по комбинаторике   в 7 классе  теме «Перестановки»

Автор: Шишлова Вера Владимировна, учитель математики МОУ  « СОШ№4» грохладного КБР

Цели урока

ü      формирование новых понятий , вычисление факториала.

ü      научить применять знания на практике.

ü      Прививать положительное отношение к учению.

Ход  урока

I.Организационный момент.  Проверка готовности учащихся к уроку.

 

II.Повторение ранее изученного материала

 

Сегодня на уроке продолжим решать комбинаторные задачи.

- Какие способы решения вы знаете?

(перебор вариантов, дерево возможных вариантов, таблица вариантов, правило умножения)

- Перед вами четыре задачи.

1)Сколькими способами можно посадить три дерева (дуб, березу, клен) в три подготовленные лунки?

2)На первом этаже нашей школы четыре кабинета для проведения уроков русского языка, математики, ИЗО, английского. Сколькими способами можно распределить кабинеты на этаже?

3)В вашем классе в среду пять уроков: русский язык, литератур геометрия, биология, технология. Сколько вариантов расписания можно составить?

4)Летом мама покупает сыну много ягод. Она купила клубнику, малину, смородину, ежевику, арбуз и алычу. Найдите число возможных вариантов съедания ягод.

- Что общего в этих задачах?

(переставляются элементы)

- Чем отличаются?

(числом элементов)

- Ответьте на вопрос каждой задачи.

( Учащиеся решают задачи различными способами. При проверке выясняем, какой способ рациональнее)

1) 3*2*1=6

2)4*3*2*1=24

3)5*4*3*2*1=120

4)6*5*4*3*2*1=720

 

 

III.Объяснение нового материала

 

.  Как мы видим, условия задач – разные, а решения, по сути, одинаковые. Цель сегодняшнего урока – научиться решать задачи на перестановку элементов новым способом.

Итак, перестановка из n элементов - это комбинации из n элементов, которые отличаются друг от друга только порядком расположения в них элементов. (записать в тетрадь)

Обозначение числа перестановок из n элементов – Рn.

- Чем примечательны получившиеся произведения?

(состоят из подряд идущих натуральных чисел)

Произведение первых подряд идущих n натуральных чисел в теории вероятностей обозначают n! И называют «эн факториал». В переводе с английского означает «состоящий из n множителей».

n!=1*2*3*4*…*(n-2)(n-1)n.

Итак,n различным элементам можно присвоить номера от 1 до n ровно n! различными способами. Pn=n!

 

IV.Закрепление нового материала

1.Вычислите:

6!-5!;  5!/5;  10!/5!11!/5!*6! ;  3!+2!; 5!-4!; (7!+3!):5!.

2. Одиннадцать футболистов строятся перед началом матча. Первым становится капитан, вторым – вратарь, а остальные – случайным образом. Сколько существует способов построения?

В гостинице семь одноместных номеров, и семеро гостей желают в них  Найдите число способов расселения семи гостей по семи номерам.

К хозяину дома пришли гости А, В, С. За круглым столом -пять разных стульев. Сколько существует способов рассаживания гостей?

V.Домашнее задание: записи в тетради.

Задачи

а) В конкурсе участвуют 6 школьников. Сколькими способами могут быть распределены места между ними? (Решение. 6!=720).

б) Сколькими способами можно дойти до речки и вернуться обратно, если к нему ведут 7 тропинок? (Решение. 7!=5040).

в) Точки(1;-3), (0;0), (0;4), (3;0), (3;7) являются вершинами правильного пятиугольника. Сколькими способами можно обозначить эти вершины буквами P, R, S, T, Q ?

 

VI.Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

-Что понравилось?

-Как вы думаете, можете ли использовать этот материал в повседневной жизни? Если да, то в какой ситуации.

 

Hosted by uCoz