Урок литературы

 Учителя русского языка и литературы

Кулеш Наталии Александровны

 

11 класс

Тема.  Авторская песня

 

       Цели урока:  показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; познакомить с творчеством «бардов»; работать над развитием речи учащихся.

 

       Оборудование урока:  портреты «бардов»; сборники авторских песен; записи песен; презентации учащихся.

 

     Методические приемы: рассказ учителя; сообщения учащихся; прослушивание песен; просмотр презентаций учащихся.

 

Опережающее домашнее задание по группам:

1 группа подготовить презентации о В. Высоцком;

2 группа- об И. Талькове;

3 группа о  Викторе Цое;

4 группа разучивает песни данных певцов и готовит тексты песен для остальных учащихся;

5 группа готовит фотоматериалы и оформляет стенд;

6 группа готовит выставку книг, сборники песен;

7 группа придумывает и рисует эмблему для каждого поэта;

  сообщения о людях, писавших в жанре «авторской песни»

                                                   

Ход урока.

 

         1.Слово учителя.

    

         Поэтически «бум» времен «оттепели», всплеск интереса к поэзии. В лирике нашел выражение и в явлении так называемой «авторской песни». Название это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в «авторской песне» является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения. Поэтому словесная сторона принадлежит области художественной литературы.

         Сколько удивительных вещей происходит вокруг нас. Каждый день приносит нам много нового и интересного.

         Сегодня мы будем говорить об авторской песне.

Эти песни не горят

Они в воздухе парят

Чем им делают больнее-

Тем они сильнее

     На рубеже шестидесятых годов стал чрезвычайно популярен жанр,  ранее всегда занимавший весьма скромное место в русской литературе, - авторская песня.

  Людям хотелось свободно высказать то, что невозможно было выговорить раньше.

   Песенка же, окрыленная гитарным аккомпанементом и артистично исполненная быстро запомнилась и не знала цензурных преград. Всем нам известны имена.

Булата Окуджавы, Юрия Визборга, Александра Городницкого, Александра Галича, Владимира Высоцкого.

            

     2. Реализация индивидуальных и групповых домашних заданий.

    Слушаем сообщения о людях, писавших в жанре «авторской песни». Прослушаем отдельные записи , а также любителей авторской песни «вживую».

             ( Ученица представляет презентацию  по В. Высоцкому)

          Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. На фронте отец Владимира познакомился с женщиной и ушел из семьи, затем вышла замуж и его мать. Володя с матерью Ниной Максимовной находится под Бузулук  Оренбургской области в эвакуации, а с 1947 по 1949 год в Германии, где живет в семье отца Семена Владимировича и его жены Е.С.Лихатовой. Начиная с 13 лет Высоцкий начал прогуливать уроки, собираться с компанией на квартире друга.

 В 1955 году заканчивает школу и поступает в Московский инженерно-строительный институт, из которого уходит, не проучившись и полгода. А летом 1956 году подал документы в школу-студию МХТа и поступил туда с первого же захода.  У Владимира Высоцкого было много работ в кино. Одна из них «Место встречи изменить нельзя».

Звучит песня В.Высоцкого в исполнении учащихся «Только он не вернулся из боя»

  

 Учитель. Позже возникла рок-поэзия. Всем нам известны имена Андрея Макаревича, Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Игоря Талькова.

          

 ( Ученица представляет Творчество Игоря Талькова)

    Звучит песня  в исполнении учащихся «Летний дождь»

 

 Учитель. С концом советской власти рок из полузапретного искусства вдруг превратился в модную музыку. Бунтовать было уже не так интересно, И в концертные залы начала возвращаться молодежь. Среди вас много поклонников творчества Виктора Цоя.

                  (ученик представляет творческтво Виктора Цоя)

     Виктор Цой родился в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны и инженера Роберта Максимовича. Единственный в семье ребенок посещает художественную школу, где возникает группа «Палата №6. После исключения за неуспеваемость из художественного училища поступает в СГПТУ на специальность «резчика по дереву». В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее Брюса Ли, имиджу которого начал подражать.

     В конце 70-х началось тесное общение между Алексеем Рыбиным из любительской группы и Виктором Цоем, игравшем на бас-гитаре в группе «Палата №6», затем работа в группе «Кино».

    19 февраля проходит совместный электрический концерт «Кино» и «Аквариума». Музыканты выступали с темным макияжем и в костюмах со стразами.

      В 1985 Виктор и Марьяна празднуют свадьбу. Затем «Кино» заработал ещё одно  звание лауреата, позже работа в кино.

      Весна 1987 богата концертными событиями, «Кино» впервые едут за границу во Францию, где вышел электрический альбом «Последний герой».

      В июне 1990 года произошел последний концерт «Кино» в Москве на Большой спортивной арене Лужников.

     !5 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе. Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулем.

    Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

  В исполнении учащихся  звучат песни Виктора Цоя.

 

            3. Итог урока.

 

         Такие песни приятно петь под гитару , сидя у костра и хочется сказать « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

В заключение звучит песня « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

   

           4. Домашнее задание.

 

Сочинение- рассуждение  «Мое  отношение к авторской песне».

Hosted by uCoz