Урок литературы

 

Учителя русского языка и литературы

Кулеш Наталии Александровны

7 класс

Тема. Надежда, которая не угаснет…

( По рассказу Л Андреева «Кусака»)

 

Эпиграф. … ибо всё живое имеет одну и туже душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.

                                                                                               Л.Андреев.

 

Цели: формировать отношения к событиям и героям рассказа; отметить авторское сочувствие к жизни простых обездоленных людей; воспитывать сострадание к брошенным животным; обучение работе со словарём; формирование навыков самостоятельной деятельности.

Словарная работа: одиночество, сострадание, жестокость.

Методические приёмы: аналитическая беседа; выразительное чтение; реализация индивидуальных заданий.

Опережающее домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Э.Асадова, написать творческую работу; подготовить анализ эпизода (для учащихся с высоким уровнем мотивации); нарисовать иллюстрации к рассказу, подобрать фотографии с изображением любимых домашних животных (для учащихся со слабым уровнем мотивации)

 

Ход урока

1.    Слово учителя.

Сегодня мы будем говорить об одиночестве, сострадании, жестокости. Вы познакомились с рассказом Л. Андреева «Кусака». Автор всегда выступал в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Этот рассказ о живом существе без крыши, без еды, без имени.

    ( Откройте ваши учебники, мы будем работать по тексту)

 

2.    Аналитическая беседа.

- Как начинается рассказ «Кусака»?

( зачитывается 1 абзац)

 

-Что отличало её от дворовых собак?

(Принадлежностью к дому, возможностью общения. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности, то есть собака должна иметь хозяина, должна иметь обязанности, быть нужной ему, служить ему)

 

- Что означает слово «одиночество»?  (индивидуальное задание, работа со словарем)

 

- Как первый раз было обмануто доверие Кусаки к людям?

( «Только один раз её пожалели и приласкали». Измученная одиночеством и неприкаянностью. Она, мучимая недоверием и страхом, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные ему людьми. Жучка легла перед ним на спину, он же ткнул её сапогом в бок. Писатель тонко подметил то, что должна чувствовать собака – обиду. И с тех пор она не доверяла людям)

 

- Как Кусака получила свое имя?

 

- Если бы собака жила в других условиях, была ли у неё та же кличка?

 

- Кто виноват в одиночестве собаки?

 

Послушайте песенку про собаку ( Звучит песня «Собака бывает кусачей…)

-Определите интонацию песенки и рассказа? Отличаются ли они? Если да, то чем?

 

-Сопоставьте слова песни и отрывка из рассказа.

 

Собака хватает прохожих за пятку

Собака съедает гражданку лошадку

А с ней – гражданина кота,

Когда проживает собака не в будке,

Когда у неё завывает в желудке.

И каждому ясно, что эта собака

Круглая сирота.

 

( В детской песенке страдания собаки передаются схематично, с некоторой шутливой интонацией. А в рассказе Андреева – мы вместе с героиней переживаем тоже. Что и она. И наши чувства более определенны.)

 

- Как складывались её отношения с приехавшими дачниками?

 

-Как Кусака выражала людям свою преданность?

(Бдительно сторожила дачу)

 

-Почему «расцвела» Кусака?

( Она принадлежала людям и могла им служить, она больше не была одинока, у неё было имя?)

 

- Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

(Она сторожила дачу)

 

- Почему Кусака не могла радоваться до конца, «служить», играть, как другие собаки?

 

(Последствия перенесенных обид.  Ничто не проходит бесследно)

Сценка (реализация домашнего задания, диалог мамы и Лели)

 

- Как мама убедила Лелю, что собаку придется оставить?

    - Согласны ли вы с её доводами?

( Во-первых, некуда,  во-вторых, обещали породистого щенка. Значит ,было, куда! Просто к собаке относились, как к вещи – без жалости и сострадания!

 

-Что обозначает слово «сострадание»? (индивидуальная работа со словарем)

      -Сравните фразы.

-Жалко, повторила Леля, готовая заплакать

-Жалко, повторила Леля, но не заплакала.

 

-Чем отличаются эти фразы?

( Ох уж эти взрослые! Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока что погасить! Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности. А потом мы удивляемся, откуда в детях наших бесчувственность, безразличие и жестокость. А вот оно и доказательство этой жестокости!)

 

Пересказ эпизода ( реализация домашнего задания)

 

- Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Ильюшей?

(Человек часто жесток не только по отношению к собаке, но и к человеку)

Будто бы из века в век кочует издевательство над теми, кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются те же люди над убогим, вынуждая его цинично и грязно ругаться, научившись этому у тех же людей).

 

(реализация индивидуального домашнего задания,  художественное чтение 5 главы)

- Почему в этих словах такая безысходность? Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

 

Чтение стихотворения Э. Асадова  « Стихи о рыжей дворняге»

     

     Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

-Прощай, брат!  Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.

                                   Швырнул под скамейку ошейник

                             И скрылся под гулким навесом,
                             Где пестрый людской муравейник

                             Вливался в вагоны экспресса.

      Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

                                 Старик у вокзального входа

                          Сказал: -Что? Оставлен, бедняга?

                          Эх, будь ты хорошей породы…

                          А то ведь простая дворняга!

     Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

                               В вагонах, забыв передряги,

                        Курили, смеялись, дремали…

                        Тут, видно, о рыжей дворняге

                        Не думали, не вспоминали.

      Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит, задыхаясь!

                                Споткнувшись, кидается снова,

                          В кровь лапы о камни разбиты.

                          Что выпрыгнуть сердце готово
                          Наружу из пасти раскрытой.

      Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом  оставили тело

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела…

                             

                           Труп волны снесли под коряги…

                        Старик! Ты не знаешь природы:

                        Ведь может быть тело дворняги,

                       А сердце – чистейшей породы!

 

- Что общего у стихотворения Асадова и рассказа Л. Андреева «Кусака»?

(  В рассказе «Кусака» и в стихотворении Асадова собаку бросают ради другой, породистой. А ведь лучшего  и преданного друга не найти).

 

Не случайно, получив задание проиллюстрировать один из фрагментов рассказа, вы выбрали самый драматический момент – финал. Л.Андреев заканчивает рассказ, оставляя судьбу Кусаки в неизвестности, затерянную в общем потоке жизни. А так хочется помочь Кусаке. Но ведь мы можем придумать продолжение этого рассказа со счастливым концом.

 

3.    Дифференцированное домашнее задание.

( для учащихся с разным уровнем мотивации)

1.    Придумайте продолжение этой истории.(письменно)

2.    Ответить на  вопрос « Как вы понимаете слова «Мы в ответе за тех, кого приручили».

 

4.    Итог урока.

Многие не понимают любви и счастья, боли и обид других. В рассказе «Кусака» важная формула жизни: « Мы в ответе за тех, кого приручили», и не только за животных, но и за людей, близких тебе, любящих тебя.

 

Показ фильма ( фотографии учащихся с их любимыми питомцами)

Hosted by uCoz