Советы педагога-психолога (младшего звена)

Шипковой Ольги Владимировны

 

Занятие для учащихся 2-3 классов в общеобразовательной школе

 

Путешествие в страну «ПАМЯТЬ».

 

 

Цель: Знакомство с понятиями “кратковременная и долговременная память”

Задачи:

·      Знакомство с понятиями “кратковременная и долговременная память”,

·      Знакомство со способами запоминания;

·      Диагностика кратковременной и долговременной памяти;

·      Развитие памяти.

Материал:

Плакаты:

·      с изображением парусника (талисман школы);

·      с изображением  семи разных парусников;

·      с изображением 10 предметов (яблоко, молоток, будильник, карандаш, тетрадь, портфель, стол, ботинки, дом, тарелка);

Классная доска:

·      с написанными на ней словами (гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, окно, кастрюля, телевизор, самолет);

Раздаточный материал:

·      лист № 1;

·      лист № 2.

Используемые методики:

·        методика «Оперативная память» - для изучения уровня развития кратковременной памяти;

·        методика «Долговременная память»

 

Вступительное слово:

Педагог: «Здравствуйте. Сегодня мы совершим путешествие в страну «Память» вот на этом паруснике (показывает плакат, на котором изображён парусник). Запомните, пожалуйста, как он выглядит, чтобы нам не ошибиться, когда мы придем в порт (убирает плакат). Мы с вами познакомимся с его величеством  «Я», побываем в городах «Кратковременная память» и «Долговременная память». А сопровождать нас в этом путешествии будут мадам Запоминание и мадам Забывание. Но где же они? (оглядывается по сторонам). Может быть, они заблудились?» (Педагог беспокоится. Удивлён и немного расстроен. Смотрит то на дверь, то на часы.)

 

 (Стук в дверь) 

 

Педагог (радостно): «Вот и они» (открывает дверь). «Входите, входите. Мы вас уже заждались. Где вы пропадали?»

 

Мадам Запоминание (указывая на мадам Забывание): «Да вот она опять всё забыла, в какую школу нужно идти, в какой класс, к какому времени. (Обращается к учащимся). Извините нас, милые дети».

 

Мадам Забывание (обиженно): «Ну, подумаешь, забыла, что тут такого? Как будто вы никогда ничего не забываете? (Обращается к учащимся) Поднимите руки, кто никогда ничего не забывает».

 

Дети (отвечают на вопрос мадам Забывание).

 

Мадам Забывание (радостно обращается к мадам Запоминание и учителю): «Вот видите, видите, они тоже забывают. А вы меня ругаете».

 

Педагог (успокаивает дам): «Дамы, перестаньте препираться. Нам пора отправляться в путь».

 

Мадам Забывание: «А на чём мы будем путешествовать?»

 

Педагог: «На паруснике».

 

Мадам Забывание (показывает плакат с изображением семи парусников) (Спрашивает учащихся): «На каком? Здесь их семь».

 

Педагог (обращается к ученикам): «Дети, вы запомнили, как выглядит парусник, на котором мы будем путешествовать? Какой из этих семи парусников наш? Назовите номер нашего корабля».

 

Дети (называют номер парусника, объясняют свой выбор).

 

Педагог (показывает плакат с нужным кораблем): «Давайте проверим, верно, ли мы сделали выбор».

 

Дети (сравнивают изображения).

 

Педагог: «Вот как важно быть внимательным и иметь хорошую память».

 

Игровая ситуация:

 

Педагог: «Страна «Память» - это удивительная страна, ее нет на карте, но познакомиться с её жителями будет интересно. И первый с кем мы познакомимся, это его величество «Я»».

 

«Я»: «Здравствуйте ребята, а знаете, почему меня зовут «Я». Что такое Я? Почему я знаю, что я – это тот самый, кто жил в городе и бегал с друзьями на озеро, болел гриппом, раз прейдя из школы, катался на санках, свалился с них прямо в сугроб и промок?  Что же это за моё Я – такое разное и все-таки одно и тоже? Этот вопрос интересовал людей много-много лет. Но ведь я перечислил то, что запомнил о себе. В этом и ответ. Я – это моя память. Поэтому я и являюсь королем страны «Память».

 

Педагог: «Уважаемый его величество «Я» не могли бы Вы показать нам вашу удивительную страну».

 

«Я»: «Я думаю мои подданные,  Мадам Запоминание и Мадам Забывание (ну вы уже с ними знакомы) вам все покажут. Добро пожаловать в страну «Память»».

 

Мадам Запоминание: «Первый город, который мы посетим – это город «Кратковременная память». У жителей этого города кратковременная память. Это значит, что они быстро запоминают и легко повторяют когда-то запомненное, через 2-3 минуты. Давайте проверим, сможете ли вы жить в этом городе. На доске записаны десять слов. Сейчас я их вам покажу и прочитаю. Вы должны их запомнить, а затем через некоторое время записать на листочках, которые лежат у вас на столе под номером 1. Записывать слова нужно в том же порядке, в котором они записаны на доске. Поднимите руку те, кто не понял задание». (Если у учащихся возникли вопросы, то педагог отвечает на них).

 

Мадам Забывание (хватается за голову): «Я ни за что не смогу запомнить столько слов».

 

Мадам Запоминание: «Но это не так уж сложно. Нужно представить себе предмет, а не просто слово запомнить».

 

Мадам Забывание: «Как это?»

 

Педагог (обращается к мадам Забывание и ученикам): «Например, нужно запомнить слово СТОЛ. Мы представляем себе этот предмет, т.е. стол. Стол, который стоит дома на кухне, стол, за которым вы делаете уроки, стол учителя и т.д. Поднимите руку, кто не понял, как можно запомнить слова?» (Если у учащихся возникли вопросы, педагог отвечает).

 

Мадам Забывание: «Теперь всё понятно».

 

Мадам Запоминание: «Приготовились запоминать».

 

Педагог (показывает и зачитывает слова).

 

Дети (читают слова, записанные на доске, слушают учителя, запоминают слова в течение 2-3 минут).

 

Педагог (через 2-3 минуты запись на доске закрывает).

 

Дети (записывают слова на листочке номер 1).

 

Педагог (через 3 минуты открывает запись на доске): «Отложили ручки. Проверяем, что у вас получилось. Сверьте свои записи с записью на доске. Поднимите руку, кто запомнил все слова – молодцы; шесть, семь, восемь и девять слов - хорошо; четыре, три, два, одно слово».

 

Мадам Запоминание: «Что ж не все смогут жить в городе «Кратковременная память». Нужно потренировать свою память».

 

Мадам Забывание (удивлённо): «Как это? Ведь тренируют мышцы в спортзале».

 

Педагог: «И память можно тренировать. Для этого, нужно, например, заучивать стихи или выполнять вот такие упражнения. Сейчас я открою плакат, на котором изображены предметы. Вам нужно их запомнить, а затем назвать. Приготовились». (Педагог открывает плакат с изображением предметов).

 

Дети (запоминают изображения в течение 2-3 минут)

 

Педагог (закрывает плакат): «Что вы запомнили?»

 

Дети (поднимают руки и называют предметы, которые они запомнили).

 

Мадам Запоминание (записывает ответы на доске)

 

Педагог (открывает плакат): «Проверим».

 

Дети (сравнивают изображение с записью на доске).

 

Мадам Забывание: «Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться. Встаньте. Я покажу вам движения, а вы должны запомнить их, а затем повторить».

 

Педагог “Садитесь, мы продолжаем путешествие”.

 

Мадам Запоминание: «Второй город, в котором мы побываем, это город «Долговременная память». У жителей этого города долговременная память. Это значит, что если они что-то запомнят, то смогут повторить, и через час, и через день и больше.

 

Вам было задано домашнее задание: прочитать сказку «Репка». Вот и посмотрим, как хорошо вы её запомнили».

 

Педагог «Назовите главных героев сказки».

 

Дети: «Детка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка – главные герои сказки».

 

Педагог: «Что делали герои сказки? Что первый делал и кто это был?»

 

Дети: «Дедка. Он сажал репку и растил ее».

 

Педагог: «Что делали остальные?»

 

Дети: “Они помогали ее тянуть”.

 

Педагог: “Припомните, какими словами рассказывались их действия?”.

 

Дети: «Детка за репку;

Бабка за детку;

Внучка за бабку;

Жучка за внучку;

Кошка за жучку;

Мышка за кошку.

 

Педагог: «Кто помог вытащить репку»?”

 

Дети: «Мышка. Нет, они все вместе трудились поэтому и вытащили».

 

Педагог: «Чему учит сказка?»

 

Дети: «Сказка учит дружбе и взаимопомощи».

 

Мадам Забывание: «Ребята, давайте проверим свою долговременную память».

 

Педагог: «Дети, вы помните те десять слов, которые мы запоминали в начале урока и записывали на листочках номер 1? Возьмите листочки номер 2 и запишите слова, которые вы помните».

 

Дети (записывают слова, которые вспомнят).

 

Педагог: (через 3 минуты открывает запись десяти слов на доске): «Проверяем. Кто вспомнил все слова – молодцы; больше пяти слов – хорошо; меньше пяти слов».

 

Дети (отвечают).

 

Мадам Запоминание: «В городе «Долговременная память» нам жить ещё рано, нужно потренировать свою память».

 

Мадам Забывание: «Пора возвращаться домой».

 

Педагог: «Что мы сегодня узнали о памяти?»

 

Дети: «Сегодня мы узнали, что есть кратковременная и долговременная память».

 

Педагог: «Какую память называют кратковременной?»

 

Дети: «Кратковременная память – это когда быстро запоминаешь и можешь легко, сразу же можешь повторить».

 

Педагог: «Какую память называют долговременной?»

 

Дети: «Долговременная память – это когда долго помнишь то, что запоминал».

 

Педагог: «Как можно сделать память лучше?»

 

Дети: «Чтобы память стала лучше, её нужно тренировать: заучивать стихи, запоминать рассказы и сказки, запоминать слова, представляя предмет».

 

Педагог: «А зачем нужно иметь хорошую память?»

 

Дети: «Чтоб ничего не забывать. Чтоб хорошо учиться».

 

Педагог: «Верно, имея хорошую память, вам легче будет учиться. Не нужно будет тратить много времени на запоминание правил, заучивание стихов, на подготовку текста к пересказу и т.д.»

 

Мадам Запоминание: «Домашнее задание – проведите исследование: проверьте кратковременную и долговременную память мамы и папы. Результаты запишите. На следующем уроке расскажете, что у вас получилось».

 

Мадам Забывание: «И не забывайте тренировать свою память».

 

Мадам Запоминание и мадам Забывание (уходят): «До свиданья».

 

Дети (встают, прощаясь с гостями).

 

Педагог: «Занятие окончено. Всем спасибо. До свиданья».

 

Дети (выходя из класса, сдают листочки с записями).

Hosted by uCoz