Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ

 

Современный мир характеризуется высокой динамичностью. Система ценностных ориентаций и умонастроений в обществе так же перешли из разряда относительно статичных в быстро изменяющиеся категории. Как следствие изменяется роль педагогики и психологии в образовании, которые вынуждены пересматривать свои концептуальные подходы к развитию личности. Так, оценочные процедуры, традиционно существующие в системе образования, не позволяют справедливо судить о наиболее важных результатах педагогического процесса, так как результаты выполнения различными учениками задания слишком отличаются друг от друга. Эти различия очень трудно выразить в баллах по любому небольшому числу «шкал». Введение сдачи экзаменов в форме тестирования призвано снять ряд проблем.

Современное понимание тестов и тестирования можно представить на двух уровнях. Первый – «бытовой» уровень. Под тестами в данном контексте понимается набор заданий с вариантами ответов. Такая трактовка теста ставит его в один ряд с кроссвордами, головоломками, основная цель которых заключается в удовлетворении познавательных потребностей и развлечений. Второй уровень может быть назван «научным» здесь тест понимается как фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных различий. В основе тестирования лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющий объективно и надежно оценить уровень достижений на основе использования статистических методов.

В настоящее время издается достаточное количество педагогической и методической литературы по организации процедуры тестирования, по разработке заданий к тестам, предлагаются уже имеющиеся варианты тестов. Однако, к сожалению, недостаточно уделяется внимания обучению выполнять педагогические тесты.

А ведь, при подготовке к ЕГЭ учащиеся могут столкнуться с рядом трудностей:

1.                              Познавательными – обусловленные недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов – недостаточный объем знаний, недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями, неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета, неумение оперировать учебным материалом.

2.                              Процессуальными – недостаточное знакомство с процедурой проведения, незнакомое место, незнакомые взрослые.

3.                              Личностными – обусловленные личностными особенностями ребенка – невозможность произвести впечатление при ответе, убеждения и предрассудки, связанные с ЕГЭ, неадекватная самооценка.

Чтобы помочь ученикам преодолеть трудности, учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Важно помнить, что при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на осмысление инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки самоконтроля и саморегуляции. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной деятельности, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями. Формирование подобных навыков будет полезно абсолютно всем учащимся.

Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.

Учителя обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе – это слишком серьезная вещь, которую при всем желании невозможно быстро сформировать. В ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

Памятка для учителя

«Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ»

 

1.    Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Разъясните, что мысли о возможном провале не только мешают готовиться к экзаменам, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.

2.    Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов-тестотехников как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните, что все учителя тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется серьезным и неприветливым – возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

3.    Поделитесь опытом, как Вы готовились к экзаменам, интересными приемами усвоения знаний. Возможно, Вам удастся создать для ваших учеников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.

4.    Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект – это не переписанный фрагмент учебника, это всегда схема материала. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую деятельность. Можно разработать вместе с учащимися систему условных обозначений.

5.    Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они Вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.

 

Дыхательное упражнение (не более 2-3 минут)

 

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Первая фаза (4-6 секунд) – глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ошущение «горячей монетки»).

Вторая фаза (2-3 секунды) – задержка дыхания.

Третья фаза (4-6 секунд) – сильный, глубокий выдох через рот.

Четвертая фаза (2-3 секунды) – задержка дыхания.

 

Аутогенная тренировка (3-5 минут)

 

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение.

Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая». Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен». Затем снова мысленно 5-6 раз повторите формулу «Левая рука тяжелая».

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе».

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

 

Упражнения для подготовки к работе:

Шапка для размышлений (улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь).

«Надеть шапку»  – ученики должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки –  3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса.

 

Ленивые восьмерки (активизирует запоминание, повышает устойчивость внимания).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем повторить обеими руками.

 

Качание головой (улучшает мыслительную деятельность, чтение).

Сядьте удобно. Расслабьте мышцы шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, вычерчивая подбородком слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

Психолог МОУ «СОШ №4» Тимакова И.М.

Hosted by uCoz