Тема:
Проектная деятельность как способ формирования универсальной учебной
деятельности
ФГОСы направлены на формирование
компетентности.
Компетентность – есть готовность и
способность человека действовать в какой-либо области.
Проблема компетентностного
подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных.
Тип человека современности и ближайшего будущего - самостоятельный,
коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно
учиться новому, самостоятельно добывать и применять
нужную информацию.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не
информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в
практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при
самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и
определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций
становится специально организованная деятельность учащегося, основными
направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа,
учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент
Начало пути реализации ФГОС стало использование метода
творческих проектов и его возможности в реализации компетентносного
подхода к обучению.…Поиски ответов не только на вопросы: «Чему учить?», «Как
учить?», «Зачем учить?», но и на вопрос «Как учить результативно?» - привели
учёных и практиков к попытке «технологизировать»
учебный процесс.
Рассмотрим
Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел.
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в
процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических
заданий-проектов. Одним из вариантов ответа является проектная деятельность.
Проектная деятельность
позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы
организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные
способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать
систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. Более
тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной
школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы,
либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается: самостоятельно
сделали поделку на уроке технологии – «проект» и т. п. На начальном освоении
этого рода деятельности следует говорить
о применении системы проектных
задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной
деятельности в среднем и старшем звене.
Создание необходимых и полноценных условий
для личностного развития каждого ребёнка всегда было основной задачей начальной
школы. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с
опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как
самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе
групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности,
формировать креативность мышления, интеллектуальные,
информационные, коммуникативные навыки.
4Особую роль проектные задачи играют в
становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе,
дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться
между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять
обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким
образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства
ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться
к сверстникам.
В процессе проектной работы
ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что
ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как
пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе
решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя.
Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание
результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.
?Проектная деятельность в школе невозможна
без организационной и культурной позиции учителя. Учитель становится
организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и
помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации
учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к
ребенку.
Кроме того, ученик
выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую
задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.
6Как
можно использовать проектные задачи в образовательном процессе?
Первый шаг это
создание учебного сообщества, так как
первое время решение проектных задач ведётся коллективно.
7То,
что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать
самостоятельно.
Л. Выготский
Одна из главных задач начальной школы — сформировать
группу детей (класс) как учебное
сообщество.
9Учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого
отдельного участника общей работы. Задача учителя
при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работают самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами
приглашают его к сотрудничеству. Единицей учебного сообщества в 1—4 классах является организованная взрослым, но действующая без его непосредственного участия и руководства группа одноклассников. Взаимодействие «учитель — группа совместно
действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
10Групповая работа позволяет и детям и учителю:
· организовать эффективно учебный процесс;
· приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
· использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание
обучения;
· органически сочетать на уроке «обучение» и
«воспитание», одновременно строить
личностно-эмоциональные и деловые отношения детей,
и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных,
познавательных универсальных учебных
действий.
Второй шаг - выработать правила работы в группах.
Мы с детьми выработали правила работы в группах .
12 Правила
работы в группах
· не говорить всем сразу;
· всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
· перед работой нужно договориться, кто
что будет делать;
· не спорить зря, а доказывать, объяснять;
· стараться понять друг друга;
· возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: “Саша, ты не сказал, что …”.
Следующий
слайд показывает чего я избегаю при организации
групповой работы.
13Чего не стоит делать при организации
групповой работы.
· Нельзя требовать абсолютной тишины, так как дети
должны обмениваться мнениями. В классе существует условный сигнал
(колокольчик);
· Нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается
практически;
· Не стоит переходить к более сложной работе, пока не
будут отработаны простейшие формы общения.
14Требования к организации работы в парах
постоянного и сменного состава:
· чёткий инструктаж учителя;
· начало и конец работы по определенному сигналу;
· подведение итога самостоятельной работы;
· учить разговаривать (общаться) вполголоса.
Третий шаг решение проектных задач.
Приведу
пример.
15Проектная задача по математике
Учащиеся, поступая в 1
класс, уже имеют некоторый математический опыт, который не следует игнорировать
при организации обучения. В то же время у каждого учащегося свой опыт. В связи
с этим возникает необходимость перед началом систематического изучения курса
математики выявить стартовые возможности школьника. Это первая цель данной
стартовой работы. Кроме того, мы считаем, что учащиеся не должны двигаться в
предмете вслепую. Поэтому второй целью является формирование
у учащихся хотя бы самых общих представлений о том, чем они будут
заниматься на уроках математики в 1 классе. Наконец, учителю важно увидеть
степень готовности учащихся к совместной работе, возможные негативные моменты в
их взаимоотношениях чтобы с первых дней создать
условия для содержательного взаимодействия учеников.
На достижение этих целей и
направлена данная проектная задача.
16На уроке
математике я предложила детям проектную систему задач. В основе задач лежали
ситуации общения учащихся со сказочными персонажами — жителями планеты Математикус. Помогая инопланетянам в решении ряда задач,
учащиеся демонстрируют уровень своей дошкольной готовности к изучению курса
математики и одновременно знакомятся с важнейшими понятиями, изучаемыми в 1
классе, — с различными признаками объектов, их взаимным расположением,
некоторыми величинами (длина, площадь, количество) и отношениями между ними
(равно, больше, меньше).
Были использованы следующие проектные задачи:
Расположение
фигур по цвету
1.
18-19Учащиеся должны были разложить
геометрические фигуры по определённым признакам, причем в задание были включены
фигуры не относящиеся ни к одному из признаков.
2.
20-21Это задание на взаимное расположение
предметов. В ней первоклассники должны расположить предметы справа или слева.
3.
22-23Это задание на сравнение величин, более
конкретно, на сравнение длин.
Во внеклассной работе я тоже
использовала этапы проектных задач.
26-28Например дети выполняли
работу цветущий луг. Суть работы заключалась в умении работать в группах и
распределять план работы между членами группы.
Аналогичные проектные задачи
можно решать и на других учебных предметах.
Работа над проектными
задачами в начальной школе это первая
ступень работы над проектами, которые
являются неотъемлемой частью учебного процесса в основной школе. В основной
школе формы и виды сотрудничества
детей многообразны
и нередко выходят за рамки
школы. Однако по- прежнему большие возможности
представляет организация совместной деятельности школьников на уроках,
поскольку она предполагает успешно ставить общие цели, определять способы
совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников.
О том, как мы формируем УУД в начальной школе
мы вам показали, но, задача основной школы соблюсти принцип преемственности и продолжить формирование
УУД. ФГОСами второго поколения предусмотрена система
заданий направленная на развитие УУД в
основной школе. Хочу обратить ваше внимание, что речь идёт о специальных
заданиях, направленных на формирование компетентностей,т. к. формирование УУД происходит на каждом уроке,
занятии .
Универсальные Учебные Действия:
Личностные
универсальные действия
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные действия дают учащимся организовать
их учебную деятельность.
Познавательные
универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение
проблемы.
Коммуникативные
универсальные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров
по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Для
каждого вида УУД разработаны свои задания, примеры которых, я хочу показать.
слайд
Личностные универсальные действия
Типовые задачи.
Задание
«Рефлексивная самооценка учебной деятельности»
(О.
А. Карабанова)
Цель:
формирование рефлективности (осознанности и обоснованности) самооценки в
учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении
эталона социальной роли «хороший ученик».
Возраст:
10—15 лет.
Учебные
дисциплины: любые гуманитарные (литература, история и др.) и естественнонаучные
(математика, физика и др.).
Форма
выполнения задания: фронтальный письменный опрос.
Описание
задания: учащимся предлагают в свободной форме письменно ответить на вопросы:
Как
ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего
ученика.
Считаешь
ли ты себя хорошим учеником? и т. д.
Критерии
оценивания: адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость,
выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем,
интерес к учению).
Уровни
рефлексивной самооценки:
Выполняя
задание учится объективному самооцениванию.
Эти задачи можно выполнять как под руководством
психолога, так и учителем на классных часах.
Задание «Сказочные герои»
Цель:
формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа
сказочных героев.
Возраст:
14—15 лет.
Учебные
дисциплины: литература.
Форма
выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание
задания: учащимся предлагается провести теоретическое
исследование. Теоретическое исследование — это формулирование общих
закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты и эмпирические
закономерности.
Этапы проведения исследования
1.
Формулирование проблемы.
2.
Подготовка к проведению исследования:
—
предварительный анализ имеющейся информации, выдвижение гипотез;
—отбор
материала, который будет использован в исследовании.
3.
Проведение исследования:
— анализ и обобщение результатов
исследования.
4.
Изложение результатов исследования, их
представление.
5.
Обсуждение, оценка полученных результатов.
Одно
из заданий я хочу предложить вам выполнить
сейчас.
Выполняя задание вы должны будете
ответить на следующие вопросы:
Слайд
· На
что ушло времени больше всего?
· На
что времени не хватило?
· Является
ли это занятие (то, на которое ушло больше всего времени, и то, на которое
времени не хватило) важным для вас?
· Считаете
ли вы необходимым перераспределить время так, чтобы его было достаточно на
выполнение этого важного дела?
· По
каким статьям расхода можно было бы сократить временные затраты, с тем чтобы
увеличить временной лимит для необходимых и важных занятий?
Слайд
Типовые задачи
Задание «Общее
планирование времени. Планируем свой день»
Цель:
формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащегося.
Возраст:
12—14 лет.
Учебные
дисциплины: любые предметы, классный час.
Форма
выполнения задания: индивидуальная работа.
Описание
задания: учащимся предлагается составить хронокарту и определить эффективность распределения и
расходования времени.
Инструкция: в
сутках лишь 24 часа, и всё нужно успеть. Для того чтобы научиться планировать и
управлять своим временем, необходимо провести «ревизию» своих временных затрат,
понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. Хронокарта, фиксирующая время, затрачиваемое на каждый вид
деятельности, поможет научиться управлять своим временем.
Ниже
приведена хронокарта в виде таблицы, которую учащиеся
должны заполнить в течение дня, отмечая значком х
время, расходуемое на каждый из перечисленных видов занятий — сон, быт
(хозяйственные обязанности, еда, уборка, приготовление пищи, гигиенические
процедуры и пр.), занятия в школе и т. д.
Хронокарта
Часы суток |
Сон |
Быт |
Уроки |
Подготовка к урокам, проверка тетрадей |
Дополнительные задания |
Прогулка |
Развлечения (ТВ, компьютер, кино и пр.) |
Общение с друзьями |
Транспорт |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся,
взяв красную ручку, вписывают в хронокарту новый
планируемый расход времени. Учитель предлагает им на следующий день
руководствоваться составленным планом, фиксируя в хронокарте
фактический расход времени рядом с планируемым (отмеченным красным цветом).
• Удалось ли вам выполнить намеченный план?
Если да, то:
—
оцениваете ли вы сегодняшний день как более
успешный;
—
можете ли вы назвать преимущества, которые
дало вам изменение расхода времени;
—
будете ли вы использовать именно такой способ
планирования времени или считаете необходимым что-то изменить;
—
что именно вы хотите изменить.
Если нет, то:
—
что помешало вам организовать свой день
согласно новому временному плану;
—
зависит ли это от вас;
—
что следует изменить в своём поведении, чтобы
план стал реальностью?
слайд
1. Какие УУД формируются в процессе этого
задания?
а)
личностные
б)
коммуникативные
в)
познавательные
г) регулятивные
слайд
Какие именно регулятивные УУД
формируются?
Слайд
Регулятивные действия:
—
Целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
—
планирование – определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
—
прогнозирование – предвосхищение результата и
уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
—
контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона;
—
коррекция – внесение необходимых дополнений и
корректив в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его результата;
—
оценка – выделение и осознание качества и
уровня усвоения;
—
саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению
препятствий.
В рамках каких учебных дисциплин или внеурочных
занятий можно детям предложить эти задания?
Таким образом ФГОСами предусмотрено непрерывное формирование УУД,
принципы преемственности являются основополагающими на всех ступенях обучения.