Педсовет «Реализация ФГОС. Стандарты второго поколения»

 

Тема: Введение ФГОС на ступени начального общего образования

 

.

Жукавина С.Б.

СЛАЙД.

За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования, путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Стандарт второго поколения ориентирован на результаты образования, где развитие личности обучающего строится на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

СЛАЙД

Полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1.                      познавательные и учебные мотивы;

2.                      учебную цель;

3.                      учебную задачу;

4.                      учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

предполагает достижение умения учиться

 

СЛАЙД.

Переход от ЗУН к подготовке учащихся к реальной жизни потребовал разработки нового стандарта образования. В чем же различия стандарта первого поколения и нынешнего?

Небольшая историческая справка.

Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году (ст. 7).

В соответствии с указанным законом в период с 1994 по 1998 год было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных   стандартов  общего образования (ГОС)

 

Изменение структуры стандарта.

 

· Обязательный минимум содержания

Обязательный минимум содержания образования определяет содержание обучения обязательное для всех учащихся. Этот уровень должен быть достигнут при изучение базового курса любого предмета на базовом или профильном уровне.

· Максимальный объем учебной нагрузки.

· Требования к уровню подготовки выпускников

устанавливают уровень, реально достижимый в практике массового обучения и обеспечивающий права и возможности обучающихся на получение качественного общего образования.

 

· Требования к структуре основных общеобразовательных программ (ОП)

 

· Требования к результатам освоения основных ОП (личностные, предметные и метапредметные)

 

· Требования к условиям реализации основных ОП

 

СЛАЙД Так называемая «Система трех Т»

 

СЛАЙД.

Система трех «Т» характерна как для стандарта НОО, так и для стандарта ООО.

 

СЛАЙД.

Стандарт НОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373.

Стандарт ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 .

СЛАЙД.

Между стандартами НОО и ООО много общего

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, и он ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, т.е. прописан «портрет выпускника основной и начальной школы».

1.                      Цели образования для каждой ступени образования.

Это достижение выпускником планируемых результатов ООП

2.                      Начальная школа. Учебный план экспериментальных классов в соответствии с БУП 2010 года состоит из инвариантной и вариативной частей. (Сейчас: «Школа России», «Школа 2100»).

2011-2012 гг: «Перспективная начальная школа», «Система Занкова».

Инвариантная часть учебного плана представлена следующими учебными предметами: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка, физическая культура. Предмет «Информатика» из учебного плана исключен, но тем не менее стандартом предусмотрено распределение этого предмета в других учебных курсах: технологии и математики. Первоначальные основы компьютерной грамотности ученик будет изучать теперь на этих предметах. В новые учебники это нововведение уже включено.

Вариативная часть учебного плана называется «Внеурочная деятельность». Вариативная часть призвана реализовывать требования Стандарта и обеспечивать развитие личности обучающегося.

 Основная школа.

БУП пока не опубликован.

3.                      Фундаментальное ядро образования это документ для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов - определить: систему ведущих идей, целей, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; состав ключевых задач, обеспечивающих формирование УУД, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

4.                      Примерные программы по отдельным  учебным предметам

В федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №2080 от 24 декабря 2010г.) в разделе «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту НОО» выделены четыре системы учебников «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2011», которые включают в себя завершенные предметные линии, т.е. замена учебников из других УМК недопустима. Линия «Перспективная начальная школа» и система Л.В. Занкова состоит из учебников завершенной предметной линии, что тоже не допускает смешивание учебников разных УМК, за исключением учебников иностранного языка.

5.                      Программа формирования  УУД (универсальных учебных действий )

СЛАЙД.

6.                      Требования к результатам освоения ООП

СЛАЙД.

7.                      Система оценки   учебных достижений  обучающихся

8.                      Программа воспитания и социализации  учащихся

 

СЛАЙД.

В настоящее время разрабатывается проект стандарта среденго (полного) общего образования.

Особенностью предложенного проекта стандарта среднего (полного) общего образования (10-11 классы) является его направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова.

СЛАЙД.

При формировании проекта стандарта ООО учитывался мировой опыт, а также результаты проведенных в предыдущие годы в системе российского общего образования экспериментов, в том числе по введению профильного обучения на старшей ступени школы. Они наглядно показали, что на ступени основного общего образования (5-9 классы) обучающиеся  уже получили  базовые знания по всем учебным предметам (русский язык, литература, иностранный язык, история России, математика и т.д.). Таким образом, в старшей школе у обучающихся появляется возможность выбрать учебные предметы и уровень их изучения с учетом своих склонностей, потребностей и профессиональной ориентации;

Ø                      оптимальное  количество учебных предметов  на старшей ступени обучения при учебной нагрузке не менее 30 и не более 36 часов в неделю   не должно превышать 9–10 предметов. При этом разгрузка обучающихся происходит, главным образом за счет предоставления им возможности изучения предметов на разных уровнях с учетом их индивидуальных образовательных потребностей при сохранении гарантированного общеобразовательного уровня знаний и компетенций по всем традиционным для школьного образования предметным областям.

Слайд.

Согласно приказу МОН РФ №373 от 6.10. 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», п.1 приказа МОН КБР № 273 от 08.04.2010 года «Об организации отработки федерального государственного стандарта начального общего образования на территории муниципальных образований КБР», МОУ «СОШ №4» является пилотной школой по введению в 1-х классах федеральных государственных  образовательных стандартов начального общего образования.

В ходе введения проведена следующая работа:

Слайд.

1. Создан банк нормативно-правовых документов

2. Внесены изменения в Устав школы, Положение о текущей и промежуточной аттестации, разработано Положение о рабочей группе по введению новых ФГОС НОО в МОУ «СОШ №4».

3. Разработана образовательная программа начального общего образования.

В этом году была разработана ООП НОО. Конечна, она несовершенна и требует доработки по результатам этого года.

Для того, чтобы процесс введения ФГОС сделать максимально эффективным и свести возникающие при этом риски к минимуму, необходимо использовать информационные и коммуникативные технологии.  В связи с этим наша школа приобретает  ИОС, разработанную Челябинским государственным педагогическим университетом, которая дает возможность автоматизировать решение практически всех первоочередных задач, стоящих перед школой при внедрении стандартов нового поколения:

-          создание ООП НОО;

-          планирование образовательного процесса;

-          размещение и сохранение материалов образовательного процесса;

-          фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения ООП НОО;

-          взаимодействие между участниками образовательного процесса;

-          построение индивидуальной образовательной траектории ученика на основе результатов психологического мониторинга и мониторинга здоровья;

-          контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;

-          проведение методической работы на основе ФГОС;

-          взаимодействие ОУ с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими ОУ и организациями.

 

4. Организована внеурочная деятельность учащихся.

Слайд.

Модель организации внеурочной деятельности

Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-х классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей. Формируется развитие самоуправленческих начал.

С целью организации внеурочной деятельности учащихся школой привлечены учреждения дополнительного образованию детей: СЮТ, СЮН, СДЮШОР, ЦДТ, ЦДОД. Со всеми учреждениями дополнительного образования детей заключены договоры о сотрудничестве. Данные образовательные учреждения проводят занятия с учащимися на базе школы, во время пребывания учащихся в группах продленного дня. Небольшой процент учащихся посещают Школу искусств, Художественную школу.

В МОУ «СОШ №4» организованы следующие кружки:

 

1.                       Футбол

2.                       Информатика

3.                       Чудеса природы (поделки из природного материала)

4.                       Юный натуралист

5.                       Техническое моделирование

6.                       Танцевальный кружок

7.                       Кружок рукоделия

8.                       Проектная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С целью определения интересов учащихся для занятий внеурочной деятельностью  родителям и их детям были предложены опросники, по результатам которых были сформированы группы детей для занятий по интересам.

Для организации пребывания детей в школе во второй половине дня созданы группы продленного дня, составлено расписание работы ГПД, расписание кружков, организовано горячее питание (обеды и полдники) для учащихся.

Слайд.

При организации внеурочной деятельности мы столкнулись со следующими проблемами:

1.                      Нехватка специалистов дополнительного образования детей, и как следствие сложность в освоении 10 часов внеурочной деятельности на каждого ребенка. В следующем учебном году данная проблема будет стоять еще более остро, т.к. увеличится количество детей, охваченных внеурочной деятельностью.

2.                      Нежелание педагогов дополнительного образования проводить занятия с детьми 7-летнего возраста, т.к. это связано с возрастными особенностями 7-леток и низкой результативностью достижений детей данного возраста.

Слайд.

Возможные пути решения:

1)                     На муниципальном уровне – увеличение числа педагогов дополнительного образования – не в нашей компетенции.

2)                     Привлечение к организации внеурочной деятельности педагогов школы.

Учителями начальных классов, апробирующих в этом учебном году федеральные государственные  образовательные стандарт начального общего образования, разработаны рабочие программы по внеурочной деятельности, готовятся рабочие программы кружков на следующий учебный год. Для того, чтобы освоить 10 часов внеурочной деятельности, каждый из педагогов параллели 1-х классов должен проводить не менее 2 часов занятий.

3)                     Организация платных кружков в следующем учебном году на базе школы, т.к. школа находится на окраине города и посещение детьми городских учреждений дополнительного образования является проблематичным.

Перспективы:

Увеличение числа кружков на базе школы, реализация часов отводимых на внеурочную деятельность в полном объеме, и как следствие повышение интеллектуальных и личностных качеств учащихся.

Слайд.

5. Соответствие должностных инструкций работников ОУ нормативным требованиям.

6. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО

Общеобразовательное учреждение оснащено в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений;

на школьном сайте создана Интернет-страничка для обеспечения широкого, постоянного доступа участников образовательного  процесса к информации, связанной с реализацией ООП.

Проблема:

Библиотека школа не укомплектована в полной мере печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана.

Пути решения:

1.                      Составления полного перечня необходимых печатных и электронных ресурсов.

2.                      Пополнение фонда библиотеки. (Перспектива)

7. Организация учебного процесса.

В соответствии с планом внутришкольного контроля на декабрь 2010 года была проведена оценка работы учителей, реализующих ФГОСы.

В ходе  проверки членами комиссии были посещены уроки, проверена организация внеурочной деятельности,  проведена оценка уровня развития универсальных учебных действий учащихся.

В ходе посещения уроков выявлено, что все учителя, работающие в 1-х классах, строят образовательный процесс согласно требованиям ФГОС.

Проблема:

Собеседование с учителями и посещенные уроки и, показали, что преподавателями на низком уровне организована проектная деятельность.

Причины:

1.                      При разработке рабочих программ и КТП не были предусмотрены специально отведенные часы, для реализации проектных задач на уроке.

2.                      Недостаточная методическая компетентность педагогов в данном вопросе.

3.                      Организация обучения по учебникам старого поколения.

Пути решения:

1.                      Зам. директора по УВР Жукавиной С.Б.:

-                   в следующем учебном году при составлении Рабочих программ и КТП предусмотреть часы для решения проектных задач на уроке.

-                   разработать и организовать блок занятий по решению проектных задач на уроках в апреле месяце текущего учебного года

2.                      Учителям начальных классов повысить методическую компетенцию в вопросе организации проектной деятельности путем самообразования.

3.                      Обеспечение участников образовательного процесса УМК нового поколения. (Перспектива)

Слайд.

8.                      Оценка уровня развития универсальных учебных действий.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых об­разовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной зада­чей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как  составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисцип­лин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) не отрицаются, а становятся необходимым инструментом, формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Программа формирования универсальных учебных действий предусматривает развитие и оценку УУД. Согласно программе в марте месяце проводилось исследование уровня развития универсальных учебных действий.

Слайд.

Данное исследование включает в себя четыре направления:

1. уровень развития личностных универсальных учебных действий;

2. развитие регулятивных универсальных учебных действий;

3. развитие познавательных универсальных учебных действий;

4. развитие коммуникативные универсальные учебные действия.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:           

 

Низкий уровень развития

Средний уровень развития

Высокий уровень развития

20,5  % детей;

43,8  % детей

35,6  % детей

Проблемы:

Большие временные затраты, т.к. данные исследования предполагают индивидуальные занятия, проводимые психологом.

Пути решения:

1.                      Оценку уровня развития УУД по данной методике проводить только в 1-м классе, в остальных классах использовать другой механизм, например, комплексные контрольные работы, разноуровневые контрольные работы (их примеры даны в Планируемых результатах начального общего образования.

2.                      Вооружить данной методикой учителей начальных классов, что сократит временные затраты, но не решит проблемы в целом. (Учитель проводит уроки, внеурочные занятия, занятия в ГПД, т.е. тоже весьма загружен).

Внедрение новых ФГОС является теперь уже не далекой перспективой, а жизненной реальностью. В следующем учебном году в МОУ «СОШ №4» по новым стандартам будут обучаться более 150 учащихся 1-2- классов, работать 6 педагогов начальных классов. Я считаю, что организация учебно-воспитательного процесса и его результаты будут выше, поскольку будут учтены проблемы и недостатки, возникшие в этом учебном году и  приняты меры для их устранения и решения.

 

Презентация педсовета

Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности

Проектная деятельность как способ формирования универсальной учебной деятельности

 

 

Hosted by uCoz