Пояснительная записка

Разработано замиректора по УВР

Жукавиной С.Б., Крымской О.Н

 

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и опыта реализации воспитательной работы МОУ «СОШ №4» .

Под воспитательной системой МОУ «СОШ №4»  понимается система:

·        обеспечивающая права ребёнка на получение качественного образования;

·        создающая благоприятные условия для формирования высоконравственной личности свободной от эгоистических взглядов, привычек;

·        обеспечивающая подготовку учеников к жизни в демократическом обществе, проявляя заботу об окружающих;

·        создающая условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их склонностей и интересов;

·        создающая условия для получения непрерывного образования, осуществляющая подготовку выпускников для поступления в ВУЗ;

·        создающая благоприятные условия для плодотворного сотрудничества школы и семьи, школы и социума;

·        создающая условия для учащихся и их физического развития;

·        сочетающая в себе принципы гуманизма, демократии, педагогики сотрудничества;

·        способствующая созданию единой воспитательно – образовательной среды.

Программа разра­ботана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особен­ностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаи­модействия с семьёй, учреждениями дополнительного об­разования, традиционными религиозными и другими общест­венными организациями, развития ученического самоуправле­ния, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: СЮТ, СЮН, ДЮСШ №2, СДЮШОР, ЦДТ.

 

I. Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·        элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

·        представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

·        элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

·        элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

·        интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

·        уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

·        ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

·        начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

·        элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

·        интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

·        стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

·        любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

·        уважение к защитникам Родины;

·        умение отвечать за свои поступки;

·        негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·        первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

·        различение хороших и плохих поступков;

·        представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

·        элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

·        уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

·        установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

·        бережное, гуманное отношение ко всему живому;

·        знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

·        стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

·        представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

·        отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·        первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

·        уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

·        элементарные представления об основных профессиях;

·        ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

·        элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

·        первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

·        умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

·        умение соблюдать порядок на рабочем месте;

·        бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

·        отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

·        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

·        элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

·        элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

·        понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

·        знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

·        интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

·        первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

·        первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

·        отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·        развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·        ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

·        элементарный опыт природоохранительной деятельности;

·        бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·        представления о душевной и физической красоте человека;

·        формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·        интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·        интерес к занятиям художественным творчеством;

·        стремление к опрятному внешнему виду;

·        отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

II. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

·        патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·        социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·        гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

·        семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·        труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·        наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·        традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

·        искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

·        природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

·        человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.                                                           

Деятельность, общения и отношения в школе строится на следующих принципах:

 

III. Принципы воспитательной системы.

 

·        Принцип толерантности. Каждый человек по сути своей прекрасен, хотя его поведение, его отношение к себе и окружающим может быть ошибочным. И задача педагога видится не в том, чтобы бороться с учеником, как обычно делается, а в том, чтобы изучать его особенности, его ошибки, отклонения в поведении и помогать человеку исправить их.

·        Принцип сочетания фронтального и индивидуального подхода в воспитании. Коллективно проделанные учащимися творческие дела решают важные задачи сплочения коллектива, эмоционального признания значимости, принадлежности к коллективу, формирует умение взаимодействовать с другими. Но не менее значима индивидуальная воспитательная деятельность педагога.

·        Принцип ведущей роли воспитательного воздействия. В ходе учебного процесса 90 % всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимаея(уядсюме(в,мняюельности, связанной с уроками, с учебным предметом. Поэтому огромная воспитательная нагрузка ложится на учителей-предметников, и от того, как они умеют, способны и хотят реализовать на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания в значительной степени зависит успех воспитания в целом.

·        Принцип значимости семейного воспитания и повышения роли и ответственности родителей за воспитание собственных детей, и задача школы – помочь им в этом.

·        Принцип положительного влияния и поддержки ребёнка.

·       Принцип постоянства педагогических требований.

 

IV.             Воспитательный потенциал  школы и окружающей ее среды.

 

Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школы – идея творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. В школе действует МО классных руководителей, психолого-педагогический консилиум, где научно-методический багаж педагогов постоянно пополняется и совершенствуется. Росту профессионального мастерства классных руководителей способствуют педагогические советы по воспитательным  проблемам, семинары классных руководителей, работа над темами по самообразованию. Активная работа психологов и  социального педагога позволяет расширить воспитательные возможности образовательного учреждения.

         Для организации занятий  по интересам созданы и работают НОУ, детская организация «СМиД», организована работа кружков и секций, позволяющих учитывать и развивать различные способности учащихся: театральная студия «Экспромт», фольклорный кружок, ИЗО – студия, компьютер для младших школьников «Медвежонок», математический «Кенгуру», кружок прикладного творчества «Мастерок»; спортивные секции – баскетбол, волейбол, спортивная гимнастика, футбол. Кроме того, на базе нашей школы организована работа кружков учреждений дополнительного образования СЮТ, СЮН, ДЮСШ №2, СДЮШОР, ЦДТ. Творческая работа ученика и учителя проявляется в традиционных мероприятиях и конкурсах  («А ну-ка, парни», День здоровья, День Св. Валентина, встреча с ветеранами, «А ну-ка, девушки!» Новогодний карнавал, День знаний, Последний звонок, выпускной вечер для 4-х, и другие). Традиционные мероприятия придают устойчивость системе, объединение усилий всех субъектов воспитательного процесса позволяет поддержать её. Каждый ребёнок, принимающий активное участие в жизни школы, становится более самостоятельным, общительным, серьёзнее относится к учёбе, меняется его отношение к одноклассникам, растут его деловые способности. Окончив школу, он сможет найти своё место в жизни, что является одной из самых важных задач современной школы.

Ведущими идеями сложившейся воспитательной системы школы являются -  развитие личности школьника, его интересов и способностей; подготовка к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности. Поэтому весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала ученика, мотивацию к самореализации и к личностным достижениям.

          К  «сильным» сторонам в организации воспитательного процесса школы в течение последних 3 лет следует отнести эффективное использование коллективных творческих дел, накопленные традиции школьного сообщества, достаточно высокий уровень методической подготовки педагогов в организации воспитательной работы с учащимися. Учитывая сильные стороны педагогического коллектива – профессионализм, мобильность, творческий энтузиазм с одной стороны, и необходимость актуализации учения как главного вида деятельности школьников – с другой, мы пришли к тому, чтобы строить воспитательную систему на базе совершенствования познавательной  и творческой деятельности и, прежде всего, ее эффективном использовании для создания ядра системы – единого коллектива школы.

 

V..  Основные системообразующие факторы воспитательной системы:

 

1.    Познавательный компонент (образовательные программы, научно-методическая деятельность, новые технологии).

2.    Клубная деятельность (традиционные дела, исследовательская и просветительская работа, интегрированные творческие дела и т.д.);

3.    Социально-культурный блок развития (сотрудничество с учреждениями  микрорайона, взаимодействие с семьей).

Связующим звеном в системе воспитательной работы являются традиционные «ключевые» дела:

дни здоровья, дни самоуправления, предметные олимпиады туристический слет, День открытых дверей, Посвящение в первоклассники. Из энергии добра и сотворчества рождаются новые традиции, например, конкурсы «А ну-ка, парни!», «Папа, мама и я – спортивная семья».

В педагогической копилке учителей имеются различные формы организации и проведения  воспитательных мероприятий, методические запасы постоянно пополняются, наиболее интересные находки обобщаются.

О месте творчества  в школе можно судить  не только по многообразию форм деятельности, в которой идет развитие творческого потенциала, закрепляется потребность в самовыражении. Методы психодиагностики позволили изучить вопрос удовлетворенности школьной жизнью, оценить уровень воспитанности, выявить отношение учащихся и их родителей к школе. В целом воспитательная система соответствует творческой:

·        в классных коллективах преобладают позитивные настроения;

·        благоприятный психологический климат в учительском коллективе.

Таким образом, наметились устойчивые тенденции  в организации образовательно-воспитательного процесса;

·        стремление учащихся среднего и старшего звена к самоутверждению и самовыражению  

·        посредством различных форм деятельности;

·        действенность традиций школы;

·        тенденция к дифференциации  и индивидуализации в воспитательной работе со всеми

·        участниками педагогического процесса;

·        понимание важности воспитательной работы с учащимися не только учителями, но и   родителями и представителями социального окружения;

·        постепенно формируется  «лицо» школы с привлекательными и неповторимыми чертами;

·        возросла конкурентоспособность школы в городе.

 

VI. Управление воспитательным процессом

 

          Воспитательная система  школы по развитию личности школьника через познавательную и клубную деятельность предполагает  следующие функции:

- развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, поддержку процессов самовыражения способностей учащихся и учителей, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;

- интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

- регулирующую, ориентируемую на оптимизацию  развития школы, создание условий для позитивных изменений в в учебно-воспитательном процессе, профессиональный рост педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы;

-  защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей  среды на личность ребенка и процесс его развития;

-  компенсирующую, предполагающую  создание в школе условий  для самовыражения, демонстрации способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающих успешность совместной деятельности детей и взрослых;

-  корректирующую, направленную на коррекцию поведения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

         Для реализации указанных функций воспитательной системы определены основные условия развития школы:

- признание идеи целостного развития личности ребенка как главной ценности воспитательной системы; актуализация потребности в самовыражении;

-  совершенствование учебно-воспитательного процесса, ориентировка на учет закономерностей развития ребенка, на его участие в разных видах деятельности как активного субъекта,  заинтересованного  в самоизменении, в саморазвитии;

-  развитие имиджа школьника;

-  модернизация системы управления самоуправления.

         Основу функционирования и развития  воспитательной системы составляет совместная деятельность и общение детей, педагогов, родителей, направленная  на закрепление потребности в самовыражении. В качестве системообразующих  определены следующие виды деятельности:

- учебно-познавательная;

- клубная.

         Познавательная деятельность является приоритетной. С целью предоставления каждому ребенку возможности попробовать себя в разных областях наук организована разнообразная учебная и внеучебная  деятельность. Создана широкая сеть  предметных кружков и факультативов,  позволяющих детям реализовать интерес к познанию мира. Кроме того, разработан комплекс условий для дифференциации интересов на основе освоения каждым ребенком разноуровневых обязательных программ. Скомплектован профильный физико – математический класс. На базе школы действует экспериментальная площадка по апробации учебников по системе Л.В.Занкова для 1, 5,6 классов

          Клубная деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению кругозора. Она дает учащимся возможность проявить свою активность, нестандартность, позволяет каждому ребенку самореализоваться и самоутвердиться среди сверстников, удовлетворить свои интересы, развить свои способности.

 

VII. Деятельность классных руководителей

 по формированию и реализации воспитательной системы.

        

Деятельность классных руководителей по формированию воспитательной системы в классе строится по программе общей модели воспитания Н.Е.Щурковой «Развитие  личности» и основывается на методике КТД (по И.В. Иванову), т.к. КТД воспитывает детей и нравственно, и физически, и умственно, т.е. такая технология отвечает и задачам школы и интересам школьников.

 Содержание воспитания в программе соответствует возрастному принципу, ибо для каждого возраста есть свои, понятные и приоритетные ценности, отношения к которым развиваются эффективно в определённый возрастной период:

 

Блок «Я живу», программа для младших школьников «4+3» (1 -4 класс);

              

1.                «Вот мой дом родной» - патриотическое воспитание.

2.                «Не опоздай» - экологическое воспитание.

3.                «Девчонок не берём» - трудовое и физическое воспитание мальчиков.

4.                «Марья-искусница» - трудовое воспитание и развитие эстетического вкуса у девочек.

5.                «Приходите к нам – общение с детьми из других детских объединений, учреждений (культура поведения человека).

6.                «Я – сам» - выработка навыков самообслуживания (культура физического труда).

7.                «Хочу стать взрослым» - изучение языков, компьютерные, ролевые игры (экономическая культура, культура умственного труда).

Коллективное творческое дело. КТД.

Будь то классное дело или общешкольное, оно планируется, готовит­ся, проводится и обсуждается учениками, учителями, вожатыми, классными руководителями - вместе.

Значит, это дело коллективное.

На каждой стадии его осуществления мы ведем поиск лучших способов, методов решения жиз­ненно - практических важных задач.

Это значит, что данное дело - творческое;

 Все дела, которые мы проводим, являются проявлением практической заботы об окружающей нас жизни, системой дел на общую радость и пользу.

Значит, это дело – творческое.

 

Этапы КТД:

·       начинается КТД с предварительной работы коллектива (определяются воспитательные задачи, намечаются исходные направления, для кого, где, с кем можно провести и какие КТД. Условно, это - сбор-старт);

·        планирование (проводится на сборе-старте);

·        подготовка (конкретизируется проект плана, микро группы получают за­дания);

·        проведение (взрослые приучают детей к инициативным, дружным, по­следовательным действиям, воспитывают самостоятельность);

·       подведение итогов (в размышлениях о том, что получилось, что могло получиться лучше принимают участие все. Дети учатся создавать традиции анализировать, выдвигать более важные задачи;

·       ближайшее последействие (учим детей быть самостоятельными до конца, умению выполнять собственные решения).

 

В систему воспитательной работы входят следующие программы:

 

Название программы

Авторы

Издательство, год

Сроки реализации

1.    

Программа работы объединения

«Детский орден милосердия»

Костина Е.В.

2004 г.

Долгосрочная программа

2.    

Программа работы с младшими школьниками

«4+3»

Зайцева Л.И.

2004 г.

Долгосрочная программа

3.    

Программа патриотического воспитания

«Стань гражданином»

Крымская О.Н.

2008 г.

2008 – 2013 г.

4.    

Приложение к программе «Стань гражданином»              «Мой город»

Крымская О.Н.

2008 г.

2008 – 2013 гг.

5.    

Программа работы школьного Музея Боевой и Трудовой Славы «Возрождение»

Крымская О.Н.

Сацук С.Д.

2009г.

2009 – 2012г.г.

6.    

Программа работы актива Музея Боевой и Трудовой Славы «Память»

Крымская О.Н.

Сацук С.Д.

2009г.

2009 – 2010гг.

7.    

Программа «Здоровье»

Бондусь И.В.

Адамокова Ф.М.

2007 г.

2007 – 2011 г.г.

8.    

Программа «Подросток» по психолого – социально – педагогической работе с разными категориями «трудных» детей.

 

Шипкова О.В.

Тимакова И.М.

 

2009 г.

 

2009 – 2013 г.г.

9.    

 Программа«Семья» по профилактической работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

Крымская О.Н.

Шипкова О.В.

 

2009 г.

 

2009 – 2013 г.г.

10.                       

Программа психолого -  педагогического сопровождения и адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Наши дети».

 

Шипкова О.В.

 

2007 г.

 

2007 – 2010 г.г.

 

Структурными элементами этой системы являются клубы, кружки, объединения по интересам, и яркие традиции, сплачивающие в школьную общность детей и взрослых. Воспитательная работа в школе реализуется в соответствии с психолого-педагогическими требованиями творческой, коллективной, групповой, индивидуальной деятельности и общения школьников (познавательной, трудовой, художественно-творческой, ценностно-ориентационной, спортивной, досуговой) с целью формирования системы ценностей к окружающему миру

 

VIII. Содержание воспитывающей деятельности.

 

                                                    1.  В учебно-познавательной:

В содержание системы учебников «Школа России», «Школа 2100» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Важнейшая задача российской школы — становление  российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России», «Школа 2100»  реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России», «Школа 2100»  в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России», «Школа 2100»  знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля­ет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России», «Школа 2100» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России», «Школа 2100»  занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России», «Школа 2100»  для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

                                                     2. В спортивно- оздоровительной:

Школа имеет сложившуюся систему физкультурно- оздоровительной деятельности, современную базу для занятий физкультурой и спортом.

  Имеется 2 спортивных зала, специализированные по видам игр площадки. Целенаправленная работа по физическому воспитанию позволяет нам охватить по существу весь контингент учащихся различными видами спортивно-оздоровительной работы. Большое место в этой системе отводится урокам физкультуры. В школе работает 3 учителя физкультуры. Все они высококвалифицированные специалисты в своем деле. При прохождении учебного материала используются различные формы построения учебных занятий, продуманно подбираются методы формирования физических качеств учащихся. Разработана программа ежедневных занятий, где каждый школьник получает домашнее задание по физкультуре. В соответствии с программой «Здоровье» в начальных классах  осуществляется целый комплекс оздоровительно-гигиенических упражнений, как в плане стимуляции активной умственной работоспособности, так и в целых предупреждения понижения остроты зрения и гиподинамии. Серьезное внимание уделяется постановке спортивно-массовой и оздоровительной работе. Один раз в четверть для старшеклассников во внеурочное время проводится кросс, а для среднего звена  праздники «Папа, мама ,я – спортивная семья». Особое место  среди спортивных праздников, проводимых в школе, занимают Дни здоровья, когда все учащиеся участвуют в различных соревнованиях,  однодневных походах. Стали традиционными турслеты, походы, спартакиады. Вопросы физической культуры и оздоровления систематически обсуждаются на педсоветах и совещаниях, родительских собраниях. Этой проблеме руководство школы придает большое значение, так как понимает растущую взаимосвязь между здоровьем и успехами школьников в учении.

 

3. В трудовой:

  В школе приобщение к труду начинается с младших классов. В каждом классе есть необходимые инструменты  для работы с бумагой, тканью, картоном.

Все программы соответствуют возрастным особенностям школьников и подвержены необходимой корректировке в соответствии с изменившимися условиями. В школе культивируются различные виды труда: самообслуживание, работа на пришкольном участке, регулярные трудовые десанты, экологические акции, дежурство классов. Организация дежурства такова, что дежурный класс является подлинным хозяином школы и ему подчинены и взрослые и дети. Традиционны для школы ярмарки поделок, выставки творческих работ, изготовление подарков для ветеранов войны и гостей.

4. В эстетической:

   Большое внимание мы уделяем категориям красоты, творчества. Воспитывая красотой, мы учим детей тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусств, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя.  Главное здесь – создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка, взаимосвязь искусства  и учебных предметов, направленная на обеспечение  целостного художественно- творческого развития школьников. Мы считаем, что жизнь детей в школе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что детей должны окружать музыка, произведения искусств, цветы. Важно, чтобы дети были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры). В этом году организован театральный клуб «Экспромт» с целью привития школьникам любви к художественному слову. Занятия вокалом, изобразительным искусством  в кружках стали для школьников средством самовыражения, самоутверждения. Радость общего признания стимулирует желание достичь больших результатов. Концерты, литературные и музыкальные гостиные, выставки рисунков, фото, изящных поделок стали в школе традиционными.

5. В общении:

Педколлектив школы  придает особое значение  свободному общению детей вне урока. Наша задача – войти в сферу общения школьников, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми, научить их культуре общения, соблюдению норм нравственности во взаимоотношениях. В сфере общения стало нормой доброжелательное отношение друг к другу, демократичность, заинтересованное обсуждение различных проблем, личные дружеские связи. Мы приветствуем заботу старших о младших, уважение к одноклассникам, воспитание ответственности, приобретение правильных духовных ориентиров, понимание и освоение общечеловеческих ценностей. Педагоги не жалеют времени на общение с детьми  и родителями. В классах проводятся различные  «огоньки» и посиделки, празднуются дни рождения, отмечаются коллективные успехи.  Требование ко всем педагогам одно – стараться быть максимально чутким и внимательным к духовной жизни детей, замечать даже самые маленькие успехи своих воспитанников.

       В школе сложился высококвалифицированный педагогический коллектив, который отличается стабильностью, творческой способностью к восприятию и реализации новых программ развития, стремлением дать учащимся хорошее знание. Учитель школы – творческий исследователь. Он владеет методиками индивидуального и дифференцированного обучения, организует научную  работу школьников, решает проблемы развивающего обучения, участвует в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребенка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения.

 

6. В совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

 

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

·        Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и собраний, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

·        Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный спортивный праздник «Золотая осень», праздник Букваря, «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.п.).

·        Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

   

Инновационная работа:

- доминирование  установок  не на поиск передовых методик и технологий а на их адаптацию к условиям того или иного классного коллектива, учебного предмета, образовательной области;

- совершенствование  учебных программ по отдельным предметам;

- организационные нововведения в учебно-воспитательном процессе;

- разработка авторских программ;

- внедрение  методик на основе вычислительной техники;

- исследовательская работа педагогов и учащихся.

 

       Материально- техническая база позволяет создать условия, необходимые  для реализации данной концепции. Имеются: 56 учебных кабинетов, 2 компьютерных класса, 1медицинский кабинет, 1 актовый зал, библиотека, 1 спортивный зал, кабинет для занятий музыкой, ИЗО, творческой деятельностью.

        Управление школой и образовательным процессом осуществляется на основе устава школы, штатного расписания, должностных обязанностей учителей, администрации, обслуживающего персонала, правил внутреннего  трудового распорядка. Одна из важнейших задач управленческой системы – совершенствование  образовательного процесса, поиск новой системы учета достижений, проведение педагогического эксперимента, внедрения новых программ, разработка оптимальной схемы ученического самоуправления.

    

IX. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·        ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

·        элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·        первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

·        опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

·        опыт социальной и межкультурной коммуникации;

·        начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·        начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

·        нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·        уважительное отношение к традиционным религиям;

·        неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·        способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

·        уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

·        знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·        ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

·        ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·        элементарные представления о различных профессиях;

·        первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·        осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·        первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·        потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

·        мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

·        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

·        элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

·        первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

·        первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

·        знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

·        ценностное отношение к природе;

·        первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

·        элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

·        первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

·        личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·        первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

·        первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

·        элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

·        первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

·        первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

·        первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

·        мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей. 

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

·        ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

·        характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

·        индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

 

X. Прогнозируемый результат выражается

в модели выпускника.

Выпускник школы - это :      

·       Гражданин страны, общества, мира, обладающий высокой общей культурой,  ориентированный на нравственные ценности общества: Родина, мир, труд,  знания;

·       Человек, приобщённый к культуре здорового образа жизни;

·       Человек, имеющий уровень базовых знаний, необходимый для продолжения образования, адекватный современным мировым  требованиям, знающий способы  рациональной работы, способный к самообразованию, интеллектуальный;

·       Личность, уважающая себя, сознающая свою ценность и признающая ценность  другой личности;

·       Человек, свободный в выборе мнения, религии, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества с приоритетными качествами личности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность);

·       Человек, обладающий социальной активностью, честный, принципиальный, умеющий отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчивый в преодолении трудностей.

·       Человек, способный к творчеству, владеющий рациональной организацией труда,  умеющий применять полученные знания на практике.

.

 

 

Hosted by uCoz